О романе Мужчины и женщина

Юлия Добровольская
Пишет Маша Розе.

"Около года назад впервые познакомилась с творчеством этой замечательной женщины (если не считать виденного фильма по её сценарию - "Любовники") , "проглотив" роман "Мужчины и женщина". А теперь вот в анамнезе "Голос ангела" и "Смотрю на тебя".
Если бы спросили , "про что" пишет Юлия Добровольская, я бы слегка пометалась между вариантами "про жизнь", "про отношения между людьми", "про любовь", "про осознанность"... и тд. И что бы мой ответ кому пояснил?
Но это слишком общие слова и широкии категории, так что, теперь настал черед сужения. Я не знаю, в современном литературном мире - комплимент или ругательство определение "женская проза"? Проза Юли показалась мне настолько женской, просто неправдоподобно женской, такой квинтэссенцией "женскости". Читая "Смотрю на тебя" или "Мужчин и женщину", ловила себя на мысли, что мне ужасно комфортно в этом тексте, я как бы наедине с собой, и в то же время - не одна, мои мечты, идеалы, представления о жизни, реальности и вымысле ещё кто-то разделяет, этот кто-то - автор. Не смогу быть объективна в случае с "Мужчинами и женщиной" - половина текста про меня, и событийно, и эмоционально, некоторые фактологические совпадения вызывали недоверчивый восторг.
Героини романов и повестей Добровольской очень разные женщины, такая энциклопедия женских представлений о любви и жизни и их эволюция в ходе повествования. Объединяет их одно - внутренняя свобода, которая либо дана изначально, либо неизбежно прорастает, крепнет и меняет взгляд на всё. Эта свобода - предмет моей тайной зависти. Да, декларирую её и всячески воспитываю, но путь ещё долог.
Каждая книга Юлии - манифест. Манифест философии автора, выраженный в каждой строчке, особенно в диалогах. И главное в этом манифесте - призыв к той самой осознанности, призыв к проживанию жизни, а не прозябанию в рамках стереотипов, навязанных нелепых догмах, слепо принятых как руководство и жизненный план. И самое ценное, что во всех таких разных историях, героиня приходит к этой осознанности, происходит это убедительно и достоверно, чувствуешь, как автор сопереживает персонажам, любит их, любит жизнь вообще, любовь эта всеобъемлюща и созидательна. Если бы надо было навесить ярлык, я бы выбрала "гедонистический экзистенциализм".
И ещё - пока читала каждую из книг, всплывало одно и то же словосочетание - такая литература обязательно должна быть. Такая литература просто нужна. Она теплая как летний мёд, мягкая, как кожа молодого тела, приятная, как свежие фрукты, обнадёживающая, как утренний ветер... Ужасно хочется, чтобы такие книги читались в ранней молодости, когда закрепляются принципы, представления, схемы поведения, пусть как можно больше людей обратят внимание на простые принципы устройства жизни - счастье есть, его не нужно добиваться, бороться, сражаться с миром, с собой, его нужно видеть, брать, чувствовать, жить."

Автор: Маша Розе - http://roze-masha.livejournal.com/
Отсюда: http://www.livelib.ru/book/1000333734
Купить здесь: http://www.labirint.ru/authors/15209/