Re В чём секреты завлекательности повествования?

Феликс Эльдемуров
Re: В чём секреты завлекательности повествования?

 То есть, исподволь ставим читателю задачу, делаем его соавтором... Неча бездельничать! Пора испускать пот, слюни, сперму (простите, бывает и так!), ломать голову, плакать, смеяться, умирать, воскресать, жить!
Цитирую себя любимого:

"Огонёк внимания скользит от мелочи к мелочи. Вот они перешли одна в другую, дополнив и продолжив мысль писателя… Вот одна и та же непрерывно возникает всякий раз на новом уровне, повторяясь и развиваясь... Вот одна, неоткуда взявшаяся, сыграла на впечатлении и исчезла навсегда... Вот одни и те же, а может быть данные в своём развитии казалось бы пустячки, детальки, мелочи способствуют развитию сюжета… Вот одна из таких мелочей проскочила будто ненароком, а нам становится понятным, о чём в данную минуту подумал главный герой…
А вот одна из них, проскальзывая огненной змеёю, всё-таки выскочила, взвилась к небу, осветив окрестности, и… привела читателя к определённому выводу.
Сочетаясь, контрастируя, борясь и сливаясь, именно мелочи и создают гармонию, к которой обязан стремиться писатель."

Well? and you?

-----------------

Великий Флобер, в одном из писем к Жорж Санд, признавался, что, разумеется, с точки зрения жизненности описываемого, как и с точки зрения реалистичности героев и персонажей, у него есть множество претензий к автору. Но... обо всём этом забываешь, пока длится чтение. То есть, произведение завлекает, завораживает, не даёт оторваться, заставляет - как сон - приглушить в себе внутреннего редактора.
Александр Дюма (которого сейчас в сотый раз перечитываю) писал абзацами, причём стараясь делать так, чтобы в конце абзаца ставился некий вопрос, ответ на который мы находим в начале следующего абзаца.
Почитаем Лермонтова. Окончание фразы отсылает нас в начало следующей...
Сравним описания у Диккенса и у Брэдбери. У первого - скучновато, их пропускаешь. У второго - они вкраплены в саму ткань, они во многом и есть действие...
Подлинный мастер, по-моему, должен обладать качеством не отпускать от себя читателя. Некоторые используют интригу, некоторые умело владеют словом, хотя...

А что это такое - умение владеть словом?

-------------------

Re: Библиотека литературных приемов

 Так. Я понял, о чём пишет Марина, о чём пишет Warlock. Это здорово. Абсолютно не понял о чём пишет Роман и какое это имеет отношение собственно к теме - литературным приёмам - в том числе.
А вообще, друзья, есть ещё один хитрый приём - игра в загадки. Не надо объяснять читателю всё сразу! Пусть поломает голову. Например, чтобы неясна была позиция героя в каком-то вопросе. Вот, он находится там-то и там-то, слышит и видит то-то и то-то, но остаётся как бы в стороне. Как бы вообще ничего не видит и не слышит. А между тем читатель ожидает его реакции... Здесь, конечно, не перегнуть бы палку.
А потом - развязочка и... какая-нибудь нежданная реакция героя.
Помните, у Марк Твена: навстречу Янки летит с копьём наперевес рыцарь, и...
А далее герой просто просто выхватывает револьвер (о котором ранее не было сказано ни слова!) и рыцарь летит через голову.
Хороший приёмчик, сродни умолчанию.
---------------
Re: Проблема адресата

Ой, вряд ли такой читатель вообще существует. Мы живём, по сути, в разных странах, с разными взглядами, любовями, культурой. "Отечество Донцовой и Тату" не будет принимать поэтику Бунина, и наоборот... Разные возрасты... в молодости я лично зачитывался Ефремовым, теперь не зачитываюсь, хотя и ловлю идеи.
Поймать "своего читателя" трудно. Здесь должно совпасть много моментов: и своевременность публикации, и подготовленность читателя, и особенности его восприятия... ну, понятно.
Мне представляется, что всё-таки наибольший успех должны иметь те произведения, в которых затрагивается тема самого человека, его судьбы, его ощущений и чувств, то есть то, что близко будет по жизни любому из нас.

===========
Re: Судьба второстепенных героев в романе

Трудный вопрос. У меня в "Тропе" общее количество душ доходит до 50-ти. Но, знаете, как-то получается ввести всех в строй. Это как в пьесе... кстати, драматургия - неплохая школа. Второстепенные, третьестепенные и проч. персонажи - это где-то как фон, но, согласитесь, фон тоже немаловажный аспект. Они где-то сопровождают, где-то комментируют, где-то спорят, где-то конфликтуют, где-то продолжают линию главных. И, наверное, следует учитывать, что они тоже - части мира главных героев, описывая их Вы продолжаете рисовать тех, кого наметили на первые планы...