Охота на охотника

Валерий Каменев
Адей Аполлинариевич слыл мужиком мудрым. И потому, несмотря на сложное произношение, в отделе его все звали исключительно по отчеству. Хотя для этого пришлось его упростить до Полонарыча. Глаз у него был такой, приметливый и точный. Примечал всегда самое главное. А если уж что сформулирует, то в самую точку. Когда у нас появилась молодая сотрудница–выпускница академии, ребята засуетились. Костя, тот сразу:
–Пожалуйста, прошу, присаживайтесь. Сейчас организуем Вам рабочее место. Хотите–ближе к окну? Или вот сюда, рядом со мной. Если, что помочь, всегда пожалуйста. Новенькая в ответ издала какой-то неопределенный звук, похожий на кошачье фырканье и вышла. Полонарыч прокомментировал:

–Чем красивей баба, тем больше в ней стервы. Лейтенант, которого все иначе как Костик не звали, не выдержал:
–Ты, Полонарыч, вечно все опошлишь. Красивая девушка, что ж тут плохого? Радуйся! Лучше, если бы какую-нибудь «мымру» прислали? Вошел наш начальник вместе с новенькой:
–Прошу любить и жаловать. Наш новый перспективный работник лейтенант Крутова Светлана Яковлевна. Прошу всем по форме ей представиться. Представились. Начальник продолжил:
–Организуйте рабочее место. Светлана Яковлевна, где Ваш стол расположить? Новый перспективный работник ткнула пальчиком в сторону Костика. А начальник провозгласил:
–Сейчас подвезут новый стол. Прошу организовать сборку и установку. А, ты, Костик, подбери себе другое место. Светлана Яковлевна выкатилась вместе с начальником. При этом у нее был жутко важный вид. Ну, такой… как сказать? Как будто она демонстрировала, что довольна тем, как начальник транслировал все ее указания.

–М…да…Мафия, промычал Вован после их ухода. Вован–это третий сотрудник нашей оперативной группы. Вообще-то, Вованом его имели право называть только ближайшие сотрудники. А для остальных он был капитаном Валуевым Владимиром Васильевичем. В нашей группе так сложилось, что, каждый из сотрудников нес определенную нагрузку в подходах при рассмотрении дел. Вован обычно предлагал к рассмотрению наиболее тяжелые версии типа: сговор, групповуха, серийный убийца и т.п. Слова мафия и маньяк–наиболее часто встречающиеся слова его лексикона при упоминании подозреваемых. Если бы он был прокурором, то всегда требовал бы высшей меры.
Вована уравновешивал Костик. Тот, обычно, пытался не только упростить любое дело, но и максимально смягчить участь подозреваемых (случайно, оступился, ошибся, так сложилось–его обычная характеристика). По поводу Костика Полонарыч часто приводил английскую поговорку:
–Если вы в юности не были либералом, значит, у вас нет сердца. Если же к зрелости вы не стали консерватором, значит, вас жизнь ничему не научила.
Крайние точки зрения не вредили делу на первых этапах следственных действий. Напротив, позволяли охватить весь спектр возможных путей расследования. Все равно окончательное решение оставалось за мудрым Полонарычем, который был не только официальным руководителем нашей группы и заместителем начальника отдела, но еще и абсолютным авторитетом в управлении и признанным специалистом расследования дел тонких, нестандартных, необычных.

Наша группа занималась почти всем - от краж мобильников до бытовой поножовщины (кроме применения огнестрельного оружия, бандитизма и прочего организованного криминала).
В особенности нас доставал серийный криминал. Когда преступления совершаются по одной и той же схеме много раз. Не обязательно убийцы или маньяки. А, скажем, квартирные воры. Всевозможные жулики.

В настоящее время начальство нас терзало за мотоциклиста–сумочника. Более месяца этот мотоциклист вырывал сумочки у хорошо одетых молодых женщин и уносился прочь. Происходило это на одной и той же автобусной остановке, почти в одно и то же время–между 19.00 и 20.00. И даже дни происшествий были почти одни и те же: четверг или пятница. Последний раз это случилось в прошлую пятницу, а также накануне–в четверг. Все говорило о точном расчете. Место–вблизи «крутого» салона красоты. Охотились за посетительницами салона, в сумочках которых обычно всегда находилась приличная сумма, в том числе в валюте. Время–соответствовало тому, когда первая партия женщин после рабочего дня, проведя сеанс омоложения, выходила из салона. Четверг–пятница–дни, когда молодые обеспеченные женщины готовятся провести свой уик-энд. После первых двух случаев на остановке был вывешено специальное предупреждение. Не помогало.
Между тем общая сумма похищенных денег, не считая другого содержания сумочек, дошла до шестизначной.

Какими данными располагало следствие? Мотоцикл–черная Хонда. Номера никто из очевидцев не рассмотрел. По-видимому, номер был замазан грязью. Мотоциклист–в стандартной черной коже. В стандартном черном закрытом шлеме. Ясно, что не старый, но и не очень молодой (Хонда стоит дорого. Преступление совершается дерзко. Для него требуются опыт и класс вождения). Установили предположительный возраст–от 22 до 38. Рост, комплекция–средние. Все. Составлен список владельцев Хонд черного цвета ближайших районов. Их оказалось более сотни. За каждым не уследишь. Дежурства на остановке в критические дни ничего не дали. Вован выдвинул свое предположение:
–Возможно работает целая банда. А базируются они, скорее, в противоположном конце города или за городом. Так, что этот список нам ничего не даст. Костя дополнил:
–Существует наводчик, который в нужный момент подает знак. А Исполнитель скрывается где-то рядом. Под кустом или другим неприметным предметом. Полонарычу идея Костика понравилась:
–Правильно. Мотоциклист действует безошибочно. Подлетает именно тогда, когда появляется жертва. Нужно поискать возможное место отстоя исполнителя. Да, Костик, вот еще что. В отделе экспертиз есть такой эксперт–Зайцев Миша. Так, вот он почти профессиональный, как их там зовут? Ну, байкер. Кстати, у него тоже Хонда имеется. Нет, ты не понял. Никто его не подозревает. Просто поговори, эти байкеры все между собой общаются и многое знают. Может, какую идею подкинет.

Пока шел оживленный обмен мнениями, наша новая сотрудница помалкивала. Она работала (если можно так выразиться) второй день. Держалась скромно, то есть ни с кем не общалась и только слушала, да что-то помечала в своем блокнотике. Неожиданно Полонарыч к ней обратился:
–Светлана, а что Вы бы могли добавить к нашим умозаключениям?
–Добавить? Только одно– вы все рассуждаете стереотипно. Хотите, я вам через неделю преступника приведу?
Костик с Вованом как раскрыли рты, так и остались сидеть, словно загипнозированные. Один Полонарыч, усмехнувшись, отреагировал вполне разумно:
–Конечно. Уж будь любезна сверши сей подвиг. А мы тебе за это…Да, все, что захочешь. Ну, хошь, мороженым угостим или в кино отпустим. Все, что душеньке твоей будет угодно.–Светлана в ответ только фыркнула знакомым кошачьим звуком и с гордым видом удалилась с нашего производственного совещания. И пропала.
Неделю мы ее не видели. Но перед тем, как начать за нее беспокоиться, к нам зашел начальник отдела и выразил свое неудовольствие. Во-первых, всем сделал замечание за невнимательное, а порой оскорбительное отношение к молодой перспективной сотруднице. Во-вторых, он сообщил, что Светланой Яковлевной разработан оригинальный план поимки преступника, но поскольку тут она встретила одни насмешки, то она свой план пожелала выполнять самостоятельно.

Тут уж взвился Полонарыч:
–Что это еще за капризы! Если есть план–выкладывай. Обсудим. И разработку сделаем по его выполнению, если он стоящий. Да, кто она такая, чтобы здесь выпендриваться? А, ты чего ей потакаешь?– Полонарыч попер уже на начальника отдела:
–Вот что - или она работает в нашей группе, или пусть идет в частные детективы. Насмотрелись телесериалов. Чистый детский сад.– Как ни странно, но наш начальник не только не обиделся, а стал заискивающим тоном оправдываться:
–Ребята, что делать? Прислали,–он тыкнул пальцем в потолок. Потом, вы знаете, она мисс города! –Опять Костик с Вованом раскрыли рты. Начальник продолжал:
–Говорят, что к ней благоволит сам…–Он снова поднял вверх пальчик и произнес фамилию, которую лучше в суе не употреблять. Давайте оставим пока ее в покое, а там поглядим. Насчет обеспечения операции не беспокойтесь. Если нужно, там ее целый батальон будет обеспечивать. Полонарыч, как всегда, был сама мудрость:

–Ах, так? Ну, это совершенно меняет дело. Тем более–целый батальон обеспечения. Куда уж нам сирым? –На том бы и порешили, только вдруг Костик, поразевав ртом несколько раз, как рыба на берегу, завопил:
–Позвольте! Какая мисс! Чего мисс! Я за всеми миссами слежу. От какой она команды? Да и какая она мисс? Вы посмотрите на ее ноги. Они же кривые! И вообще…
–От какой команды? А ты не догадался? От МВД! Если не сказать больше…–Последняя фраза звучала настолько загадочно, что прения сторон были немедленно прекращены. Полонарыч подвел итог:
–Как заметило молодое поколение, а оно, видимо, кое-что в этом вопросе понимает лучше остальных присутствующих здесь, возможно Светлана Яковлевна не такая уж и стерва, как желает казаться. Раз ее объективные данные поставлены под сомнение. Ну, а что мисс…Ну, так бог с ней. Мало ли у нас в стране людей, которые не являются теми, кем желают выглядеть?
***
Ровно через неделю, в понедельник с утра, когда сотрудники еще только заваривали чай, зазвонил телефон. Костик, сняв трубку, пару минут молча слушал, затем также молча передал трубку Полонарычу. Тот, в свою очередь, послушал. Затем скромно высказался:
–Сделаем. Положил трубку и уставился на Костика. Вован, не выдержав странного поведения Полонарыча, тревожно вымолвил:
–Что? Опять?–На что Полонарыч выдал что-то совсем на него непохожее:
–М-м…да. Дела. Яйцо курицу-то учит,– затем скомандовал:
–Вован, Костик! Сегодня в 19.30 прибыть в бассейн «Чайка» на предмет задержания мотоциклиста–злоумышленника, которого в вестибюле будет сопровождать наш сотрудник лейтенант Крутова, –помолчав, как-то торжественно добавил:
– Светлана Яковлевна!

***

В 18.30 того же дня детективы Вован и Костик прибыли в бассейн «Чайка». Обследовали все запасные выходы, раздевалки (в том числе женскую. Как? Служебная тайна), другие помещения. Ровно в 19.30 с двух сторон, отрезая пути возможного бегства преступника, тихо и незаметно появились в вестибюле. В центре стояла Светлана Яковлевна и беседовала с молодым парнем, который, энергично жестикулируя, в чем-то пытался ее убедить. Костик, одним прыжком преодолев разделяющее его с преступником расстояние, совершил захват. Подоспевший Вован защелкнул наручники. Все! Операция завершена! Преступника поволокли к ожидавшей машине, несмотря на его странные вопли:
–Вы, что? Охренели? Милиция! Эй, кто-нибудь, помогите! Нападение! –Еще более странным было поведение Светланы. Она растерянно смотрела на операцию захвата, затем бросилась к детективам и скомандовала:
–Отставить захват! Снять наручники! –Наручники сняли. Попросили Светлану объясниться:
–Да, действительно, этот парень вырвал у меня сумочку. Но неизвестно, тот ли это преступник, которого мы ищем.
? ? ?
Позвонили Полонарычу. Получили указание: детективы свободны. Подозреваемого в кутузку. Участники операции завтра к 9.00 на разбор полетов. Все.

***
Доклад Светланы Яковлевны:
Я получила санкцию начальника управления поработать «подсадной уткой». Приходила сначала в салон, затем в нужное время появлялась на автобусной остановке. Стояла до тех пор, пока не появлялся автобус. Затем садилась в него и уезжала. Это на тот случай, если бы сообщник находился вблизи и наблюдал за мной. На третий раз сработало.
Фишка заключалась в том, чтобы преступник после совершения преступления сам искал встречи со мной. Причем в назначенные мною место и время.

Это достигалось специальной экипировки моей сумочки. Она заключалась в том, что кроме мелких денег и дешевой косметички в ней находились три предмета, которые и должны привлечь внимание молодого человека ко мне. Это: мое свидетельство о присвоении мне мисс города, абонемент в бассейн «Чайка» с обозначенными часами посещения 20.00, понедельник и пятница (на абонементе записан и мой телефон), фирменная упаковка презервативов. Таким образом, сумочка с точки зрения добычи интереса не представляла. Зато мало нашлось бы молодых людей, которые не захотели познакомиться с обладательницей данной сумочки. Тем более предлог у него в руках–сумочка, которую "нашел" и решил вернуть лично.
В воскресенье вечером Анатолий, простите, преступник мне позвонил, и мы договорились о встрече на 19.30.

Рассказ Анатолия.
Первый раз я Светлану встретил год назад. Она тогда училась в академии на улице Зои и Александра Космодемьянских. А я жил в 3-м Подмосковном переулке. Это рядом. Так сложилось, что по утрам мы часто проходили в одно время по одной улице мимо друг друга. Она меня не замечала, зато я сразу обратил внимание на стройную привлекательную девушку. Хотел познакомиться, но стеснялся. Она в милицейской форме очень строга.
Потом мне случайно удалось узнать, что она участвует в конкурсе красоты. Все дни, что проходил конкурс, я был в зале и страстно за нее болел. Наверное, тогда и влюбился. Хотел подойти, но девушек охраняли строже, чем членов правительства. Позже узнал, что она попала в ваш отдел.
–Стоп,–возник Полонарыч.
–Это, каким же образом, ты получил такие сведения?
–Сейчас объясню. По порядку. Я то сам в институте физкультуры учусь. В хоккей за второе Динамо играю. А сосед у меня по лестничной клетке Мишка Зайцев. Он тоже у нас в команде. Только не в основе, а на подхвате. Вот мы на почве спорта и сошлись. Друзья, вроде. Сначала он рассказал мне о мотоциклисте–сумочнике, а потом и о вашей новой сотруднице. – Полонарыч строго посмотрел на Костика. Тот порозовел, как девица от комплимента.
–Он иногда дает мне свою Хонду покататься. Когда-то я сам гонял прилично. Потом попал в аварию. Мотоцикл разбил. Права забрали. Долго не ездил. Но тянет иногда. Мишка и выручает. Я ему часто место в команде организую. У нас таких, как Мишка, на подхвате–около десятка.

***
– Полонарыч вновь возник:
–Суду уже все ясно. Через кого узнал, что Светлана решила «подсадную утку» играть?
–Да через того же Мишку.
–А Мишка откуда? Все же было засекречено. Даже Костик ничего не знал.–Костик надул губы и отвернулся.
–Да, они с Вашим начальником кореша. Мишка рассказывал. По части выпить–оба не пропустят.
–Так, значит, решил познакомиться? Оказия подвернулась?
–Вроде того.–Полонарыч подзадумался. Паузой воспользовался Вован:
–Итак, гражданин Ветров, признаетесь ли в совершении серии преступлений, выразившихся в неоднократном грабительском похищении имущества у граждан, в том числе в последний раз у гражданки Крутовой, которая к тому же находилась при выполнении служебного задания?–Анатолий внимательно посмотрел на Вована, перевел взгляд на Светлану, затем уставился на Полонарыча, ожидая его реакции на лобовую атаку Вована. Полонарыч, усмехнувшись, отреагировал:
–Что скажете, гражданин Ветров?
–Отвечаю по порядку. Уважаемый Владимир Васильевич, Ваш вопрос состоит из двух частей. По поводу моей причастности к серии похищений–я имею алиби. В моменты совершения предыдущих преступлений я находился на тренировке. Это подтвердят два десятка человек. К тому же, во всех тех случаях фигурирует черная Хонда. Что касается последнего случая, отсутствуют какие-либо доказательства моего участия. А сумочку я нашел. Могу показать где.
–А красная Хонда?–Вовану не хотелось отпускать добычу.
–Красная Хонда не доказательство, а совпадение. Не для протокола, только между нами: гражданин Зайцев готов подтвердить, что мотоцикл я у него в тот день брал на период времени, не совпадающий со временем преступления.
Немая сцена. После минутной паузы выступила Светлана в том духе, что, безусловно, Анатолий никакой не преступник, а совсем наоборот. И она готова подтвердить, тот был совсем другой. И по комплекции, и по росту, и, вообще…
Итог совещания Полонарыч подытожил следующим образом:
–Нет, все-таки яйцу учить курицу пока рано. Да и фигура у королевы красоты не такая уж и идеальная.

***
Самое интересное в данном деле было то, что преступления с этого дня прекратились. Мотоциклист–преступник исчез бесследно. А по прошествии двух месяцев в знаменитом пивбаре, что вблизи прокуратуры культурно отдыхали широко известные в определенных кругах сыщики– Адей Апполонариевич, его начальник (которого в целях конспирации мы читателю так и не представили) и эксперт, по совместительству хоккеист и байкер Михаил Зайцев. Когда друзья посидели достаточно хорошо, Михаил, известный в байкерских кругах под кличкой Майкл, рассказал такую историю. В одном из подмосковных районов на букву В. существует сильный байкерский клуб. Они даже мотобол культивируют. В этом клубе состоят брат и сестра. Брат уже матерый байкер, а сестра загорелась этой страстью относительно недавно. Ей годков-то, всего шестнадцать (месяц назад исполнилось). Раньше она байк все у брата клянчила. А к своему совершеннолетию себе подарок сделала–купила Хонду. Выбрала красный цвет, чтобы от брата отличаться. Фамилии? Забыл. Да и зачем? Ездит она классно, в то же время осторожно. Глупостей совершать не собирается.

***
Послесловие. Светлана с Анатолием подружились. Как в дальнейшем сложится их судьба, пока неизвестно. В отделе Светлана прижилась. Полонарыч иначе как Светик ее и не называет. А Костик, глядя на нее, краснеет. И вынужден был признать (между мужиками), что ноги у Светы все-таки красивые, а их слегка заметная кривизна придает им особый шарм. Как сейчас принято говорить–сексуальность. Нет, совсем и не по блату присвоили ей звание «мисс». К тому же, Полонарыч признал свою ошибку – не вполне стерва она. Нормальная женщина. Ну, а что в любой женщине присутствует доля стервы, так это же природой так устроено. Научный факт.