Адольф Гитлер и Третий Рейх

Константин Рыжов
                (Сжатый очерк до сентября 1939 г.)

Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 г. Он был третьим сыном мелкого австрийского чиновника из небольшого городка Браунау-на-Инне на австро-германской границе. Рассорившись с отцом, который упорно требовал, чтобы он избрал чиновничью карьеру, юный Адольф бросил школу. Аттестата об образовании он так и не получил. В августе 1914 г., когда началась Первая мировая война, он вступил добровольцем в германские войска. Четыре следующих года Гитлер провел в окопах и показал себя умелым, отважным солдатом: он был дважды ранен и получил два железных креста за храбрость. Его служба продолжалась и после завершения войны. В сентябре 1919 г. политический отдел армии поручил Гитлеру присмотреться к деятельности небольшой политической группы, основанной в январе 1919 г. слесарем Антоном Дрекслером и именовавшей себя Рабочей партией Германии.  В тот момент, когда Гитлер впервые появился на заседаниях партии, она едва насчитывала сто членов. Суть своей задачи Дрекслер видел в том, чтобы создать политическое объединение, которое опиралось бы на широкие массы рабочего класса, но, в отличие от социал-демократов, носило бы не классовый, а националистический характер. Эта идея была очень близка ярому националисту Гитлеру, который от всей души презирал самодовольных сытых буржуа и ненавидел социал-демократов. Вскоре он сам вступил в партию и был сразу введен в ее комитет.  В 1920 г. движение получило свое знамя – красный флаг с белым кругом посередине, на фоне которого была вытеснена черная свастика. «Это был настоящий символ! – писал позже Гитлер. – Красный цвет олицетворял социальную идею, белый – националистическую, свастика – цель борьбы за победу арийской расы».

Начиная с 1921 г. Гитлер сделался бесспорным лидером движения. НСДАП росла численно, организационно и вскоре превратилась во внушительную силу.  С самого начала заметную роль в ее деятельности стали играть отряды бывших военных, наблюдавшие за соблюдением порядка во время митингов и разгоном митингов, организованных другими партиями. В 1921 г. они были преобразованы в штурмовые отряды СА и получили особую коричневую форму.  Вскоре во главе штурмовиков встал известный ас Первой мировой войны Герман Геринг. В ноябре 1923 г., опираясь на своих штурмовиков, Гитлер попытался захватить власть в Баварии. Однако путч потерпел поражение, и фашистам не удалось овладеть даже Мюнхеном. Гитлер оказался за решеткой. Заключенный в крепости Ландсберг, он начал диктовать книгу «Моя борьба», первый том которой вышел в свет осенью 1925 г. На страницах этого знаменитого сочинения исчерпывающе и полно давался ответ на вопрос, мучивший в то время подавляющую часть немецкой нации: «Каким образом побежденная, униженная и расчлененная Германия может вновь вернуть подобающее ей место под солнцем и даже более того – занять такое положение, какого она никогда не занимала  в предшествующие периоды своей истории». Для решения этой титанической задачи, писал Гитлер, требуется государство нового типа, созданное по расовому принципу и имеющее жесткую тоталитарную структуру. В нем не будет никакой «демократической чепухи», и единственным основополагающим моментом жизни сделается воля фюрера.  Лишь такое государство может сплотить нацию и подчинить все ее силы достижению великой цели: завоеванию для Германии жизненного пространства. Первым шагом на этом пути станет объединение в единой империи всех европейских немцев, вторым - ниспровержение Франции – этого извечного врага Германии, третьим – великий крестовый поход на Восток против большевистской России, огромные просторы которой должны быть в дальнейшем заселены и колонизированы немцами. Все остальные, неарийские народы (и прежде других евреи и славяне) должны исчезнуть, либо, в лучшем случае, занять положение людей «второго сорта» в обществе, где безусловное господство будет принадлежать одним только арийцам.

Выйдя из тюрьмы, Гитлер развил бурную деятельность, поставив своей целью завоевание партией мест в рейхстаге. Тотальной пропагандой были охвачены все социальные слои и общественные группы немецкого общества. Студенты, преподаватели, служащие учреждений, врачи, адвокаты имели свои фашистские организации.  Специально для работы среди юношей была создана организация «Гитлерюгенд». На девочек была нацелена другая нацистская организация «Лига немецких девушек», а на женщин – «Национал-социалистический союз женщин». Тогда же в структуре партии были созданы особые отделы сельского хозяйства, юстиции, экономики, внутренних дел, трудовых ресурсов и т.п. – своеобразные зародыши будущих государственных органов, которые в случае победы партии должны были сменить старую, отжившую государственную машину. Наряду со старыми штурмовыми отрядами СА Гитлер создал новые отряды СС, носивших черную форму. (Начиная с 1929 г. бессменным шефом СС стал Генрих Гиммлер). Эсэсовцы присягали на верность непосредственно фюреру и поначалу составляли его личную охрану. Позже в структуре СС были выделены особые подразделения, ведавшие такими вопросами, как внутренняя и внешняя безопасность, силы обороны и оборонный потенциал.

Поначалу влияние НСДАП далеко уступало влиянию старых буржуазных партий и СДПГ, но когда в 1929 г. разразился промышленный кризис и объем промышленного производства сократился почти наполовину, национал-социалисты стали быстро набирать силу и популярность. Количество безработных в те годы росло с катастрофической быстротой, а пособие по безработице делалось все меньше.  Народ, задавленный нуждой,  жаждал выхода из бедственного положения. Вера в старые партии поколебалась. Воспользовавшись этим, нацисты развернули бешенную пропаганду (этой важной частью партийной работы, начиная с 1928 г., умело руководил Пауль Йозеф Геббельс). Они обещали добиться ликвидации Версальской системы, вернуть обратно отобранные у Германии территории и вновь сделать ее великой. Обещали покончить с коррупцией и заставить денежных баронов (а в особенности евреев, которые нажили на горе немецкого народа огромные капиталы!) поделиться своими доходами с бедняками. Буржуазии и крестьянам обещали субсидии, снижение налогов, введение дешевого кредита. Что касается крупного капитала, то его пугали призраком  «большевистской революции», которая непременно наступит, если твердой рукой не будет наведен порядок.

Усилия нацистов не были тщетны. Интерес общества к их партии заметно возрос.  Особенно рельефно это проявилось на выборах в рейхстаг в сентябре 1930 г., когда фашистская партия  добилась серьезных успехов, проведя 107 своих депутатов. (В то же время заметно возросла популярность КПГ, увеличившей число своих представителей с 54 до 77). Все увидели, что в Германии народилась новая сила и постарались подстроиться под нее. Зримо возросла финансовая поддержка со стороны промышленных и банковских магнатов. Благодаря этому Гитлер смог увеличить численность отрядов СА и СС до 100 тыс. чел. В 1932 г. в них числилось уже 400 тыс. чел., а в середине 1933 г. – 2 млн. чел - то есть в 20 раз больше чем в   рейхсвере! В июле 1932 г. количество депутатов-нацистов возросло до 230 (для сравнения, СДПГ получила 133 мандата, а КПГ – 89). Однако тогда же наметился спад влияния НСДАП. На ноябрьских выборах в том же году она подучила только 196 мандатов, в то время как обе левые партии вместе - 210. Если бы они могли объединиться и создать жизнеспособное правительство, путь к власти фашистам был бы закрыт.

Но этого не произошло, и 30 января 1933 г. президент Гинденбург, стараясь выйти из затянувшегося политического кризиса,  назначил Гитлера рейхсканцлером. Нацистские штурмовые отряды отметили победу исступленными факельными шествиями. Многие немцы ликовали, но было немало и таких, у кого на сердце скребли кошки: для всех сделалось очевидным, что Германия находится на пороге важных событий. И действительно, не желая делить власть с консерваторами (ведь абсолютного большинства в рейхстаге нацисты не имели и кроме поста канцлера получили в правительстве только один портфель – министра внутренних дел),  Гитлер немедленно распустил рейхстаг. Впрочем, результаты назначенных на март выборов оставались под вопросом. Популярность антифашистских партий продолжала расти. Необходим был сильный ход, чтобы убедить общество в их агрессивности. И этот ход был найден – вечером  27 февраля неожиданно вспыхнул  пожар в здании рейхстага. Тотчас был пущен слух, что это начало коммунистического восстания. 28 февраля было введено военное положение. Президент Гинденбург чрезвычайным декретом отменил все статьи веймарской конституции, гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов. По улицам столицы с ревом носились грузовики, полные штурмовиков, которые вламывались в дома, устраивали облавы, сгоняли свои жертвы в казармы СА, подвергали их пыткам и избиениям. На печать и политические собрания коммунистов вводился запрет. По специальным спискам  было арестовано и брошено в тюрьму около  10 тыс. виднейших антифашистов. 3 марта был арестован лидер КПГ Эрнст Тельман. На выборах 5 марта за фашистов отдали голоса 17 млн. немцев, за социал-демократов – 7 млн., за коммунистов – 5 млн. Хотя фашисты добились новой убедительной победы, они все же не получили абсолютного большинства в рейхстаге (288 мандатов). Тогда особым декретом правительство аннулировало 81 мандат коммунистов. Только таким образом было достигнуто большинство.

Придя к власти, нацисты принялись за перестройку государственного аппарата. Против ожидания, это заняло совсем немного времени, ведь НСДАП уже давно была готова к роли правящей партии. «В 1933 г., - говорил позже Гитлер, - речь шла  не  о свержении старой власти, а об укреплении новой, ибо новое правительство практически уже существовало».  14 марта КПГ была объявлена вне закона. Начались массовые аресты коммунистов. 23 марта депутаты приняли закон  о наделении правительства чрезвычайными полномочиями. Из ведения рейхстага изымались контроль за расходованием средств, утверждение договоров с иностранными державами и внесение поправок в конституцию. Таким образом, в Германии было надолго покончено с парламентской демократией. С этого времени Гитлер действовал как диктатор, свободный от каких-либо ограничений. 31 марта были распущены парламенты федеральных земель. Земли лишились автономии и подчинились центральной власти Рейха.  2 мая были разогнаны профсоюзы. 22 июня вне закона объявили социал-демократическую партию. Тысячи ее членов были арестованы, многие руководители казнены.  Вслед затем самораспустились все буржуазные партии. В стране осталась одна только фашистская партия.

Все происшедшее получило в нацистской литературе название «первой революции». В ходе нее с левыми в Германии было покончено. Но оставались еще правые: крупный промышленный и финансовый капитал, аристократия, юнкерство и прусские генералы. Все те, кто всерьез воспринимал социалистические лозунги НСДАП, требовали «второй революции», то есть ликвидации всех вышеназванных слоев и установления подлинного национал-социалистического строя. Опорой радикалов служили отряды СА, в большинстве своем состоявшие из люмпенов, рабочих и мелкой буржуазии. Однако Гитлер относился к подобным лозунгам резко отрицательно. «История будет судить нас не по тому, много ли экономистов мы отстранили или посадили в тюрьмы, - заявил он, - а по тому, сумели ли мы обеспечить людей работой… Мы не должны отталкивать предпринимателя, который хорошо ведет дело, даже если он не стал еще национал-социалистом; тем более это важно, если национал-социалист, пожелавший занять его место, ничего не смыслит в коммерции. В коммерции единственным критерием является умение человека вести дело». Эти слова вызвали сильное разочарование в среде штурмовиков. Их вожди  все больше расходились с фюрером. В нацистской партии назревал раскол. Тогда Гитлер и его окружение нанесли опережающий удар. 30 июня 1934 г. в Берлине, Мюнхене и ряде других крупных городов отряды СС перебили около тысячи сторонников «второй революции», а также некоторых  деятелей фашистской партии, чье влияние казалось Гитлеру опасным. Штурмовые отряды были распущены. Зато усилились охранные отряды СС. Значение этой структуры особенно возросло после того, как в 1934 г. под управление шефа СС Гиммлера перешла тайная государственная полиция – гестапо. Гиммлер сумел быстро превратить ее в страшный карательный орган, в чьей власти находилась  жизнь и смерть любого немца.

Экономическая жизнь Германии при фашистах значительно оживилась. Главной основой ее возрождения стало перевооружение армии. В 1936 г. был принят первый четырехлетний план. Все предприниматели оказались под жестким надзором государства и должны были делать значительные отчисления в государственную казну и партийную кассу. Вместе с тем вводился контроль за ценами и размером заработной платы, дивиденды ограничивались 6% годовых (вся остальная прибыль вкладывалась в расширение производства). Хотя это и задевало их интересы, предприниматели не смели роптать.  К тому же они были благодарны Гитлеру за то, что он покончил с дорогостоящим диктатом рабочих (вместе с профсоюзами последние лишились коллективных договоров, а также права на забастовку) и предоставил им стабильные государственные заказы, позволявшие полностью загрузить экономику. Поэтому германская промышленность (в особенности тяжелая индустрия)  продолжали развиваться быстрыми темпами. В короткий срок были построены десятки заводов по производству синтетического каучука, горючего и стали.

В первые же годы фашистской диктатуры правительство покончило с ущемленным, неравноправным положением Германии на международной арене. 18 декабря 1933 г. Гитлер  потребовала  отмены всех военных статей Версальского договора. В 1934 г. в рейхсвере было уже 240 тыс. солдат и офицеров. В марте 1935 г. в обход Версальского договора  Геринг объявил о создании германской авиации. Тогда же Гитлер подписал закон о введении всеобщей воинской повинности  и формировании армии в 500 тыс. чел. В июне 1935 г. Великобритания согласилась на воссоздание германского военного флота. В марте 1936 г. немецкие войска вступили в Рейнскую зону, где стали срочно возводиться мощные укрепления. В 1936 г. было подписано тайное военное соглашение между Италией и Германией. В том же году был подписан антикоминтерновский пакт с Японией. В 1937 г.  к этому пакту примкнула Италия. 

Следующим шагом Гитлера стало воссоединение страны и объединение под властью Германии всех европейских немцев. Первой в ее состав вошла Австрия. 11 марта 1938 г. по требованию Гитлера австрийский канцлер Шушниг ушел в отставку. На другой день германские войска вступили в Австрию и оккупировали ее. Следующей жертвой агрессии стала Чехословакия. Это государство, возникшее в 1918, как и Австрия, на руинах Австро-Венгрии имело в своем составе Судетскую область, где с давних пор проживало более 3 млн. этнических немцев. В апреле 1938 г. лидер судетских немцев Генлейн  стал добиваться автономии. 15 сентября 1938 г. на переговорах с английским премьером Невиллом Чемберленом Гитлер потребовал «самоуправления» для судетских немцев. Вскоре чешские власти приняла ультиматум. Однако этим дело не ограничилось. 22 сентября Гитлер выдвинул новый ультиматум, чтобы Чехословакия сделала территориальные  уступки Польше, Венгрии и Германии. Для обсуждения выдвинутых им претензий 29 сентября в Мюнхен съехались  главы четырех ведущих европейских государств: Гитлер, Чемберлен, Деладье и Муссолини. После недолгих прений требования Гитлера были признаны справедливыми. Чехословакии предписывалось в 10-дневный срок передать Германии Судетскую область и в течении трех месяцев удовлетворить Венгрию и Польшу. Вскоре Судетская область отошла к Германии, но Гитлер желал теперь еще большого – полной оккупации Чехословакии. 13 марта 1939 г.  лидер словацких сепаратистов  Тисо провозгласил независимость Словакии, которая была немедленно признана Германией. 14 марта венгерские войска оккупировали Закарпатскую Украину, а 15 марта  германские войска захватили Чехию. Ни Франция, ни Великобритания не предприняли ни малейшей попытки спасти Чехословакию, хотя в Мюнхене торжественно давали ей гарантии на случай агрессии. Усилив свои позиции, Гитлер стал готовиться к новой европейской войне. В преддверии ее  22 мая был подписан, так называемый, «Стальной пакт» о военном союзе между Италией и Германией.  Вскоре к нему присоединились Венгрия и Словакия.