Штурманский лаг

Реймен
       - Да не сюда, а вот сюда, -  гудит Олег и тычет пальцем  в  разложенную на стрельбовом пульте схему. 
       - Не, - отрицательно вертит головой Саня Порубов. - В таком случае клапан не сработает.
       - А я говорю, сработает, - настаивает Олег, - видишь, какой у него запорный механизм?
       Мы в море на очередной отработке, и идут плановые  занятия по изучению матчасти.
       Пока мичмана спорят, я  листаю  техническое наставление, пытаясь найти  в нем нужный ответ.
       Затем  мое  внимание привлекает какой-то непонятный запах,  и я  бросаю взгляд  в конец отсека. Там, у хвостовых оконечностей  стеллажных торпед, из расположенного у кормовой переборки люка, вьется едва заметный дымок.
       -  Дым!  - выдыхаю я,  схема летит в сторону, и  мичмана вскакивают на ноги.
       В следующее мгновение  мы несемся к люку, поочередно рушимся вниз  и кашляем от удушливой  вони.
       Из  установленного по левому борту одного из  блоков штурманского лага валит едкий дым и расползается по отсеку.
       - Герметизируйте отсек и яму!  - орет  Ксенженко  и протискивается  в тесное пространство между  блоками, трубопроводами гидравлики и шпилем.
       Пока, зависнув на переборке, я  вожусь с клинкетом,  Саня  бросается к секции манипуляторов,   а оттуда - к расположенному на средней палубе «каштану».
       Через секунду  отсек наполняется трелью аварийной тревоги, я прыгаю вниз,    рву на себя катушку  станции пожаротушения  и, стараясь не дышать, тащу   шланг с раструбом, к матерящемуся  в дыму Олегу.
       - Дура, не вздумай дать пену! Убьет! -  хрипит он,  пытаясь вскрыть крышку блока.
       Я понимаю, что блок нужно отключить, бросаю шланг  и лезу к Олегу. С другой стороны  возникает сопящий Порубов, и общими усилиями мы  наконец открываем крышку, из-под которой   летят  снопы искр.   
       Однако,  что именно нужно сделать для отключения, мы не знаем. Лаг в заведовании штурманов, которые сидят в центральном.
       Тогда Олег хватается руками за обрезиненные рукояти  горящей  панели,   вырывает   ее из гнезда и роняет на пайолу. Та гаснет  и  противно шипит.
       - Гребаные штурмана, -    утирает Саня бледное лицо. - Пойду  доложу. И  исчезает в тумане.
       Потом звякает  переборочный люк, и в задымленном отсеке появляются командир,  наш,  стоящий  вахтенным офицером «бычок», и штурман.
       -  Ну, как,  все живы?  -  интересуется  командир,  после чего  обводит нас взглядом.
       - Точно так, - отвечает Олег. Живы.
       Затем офицеры пробираются к вскрытому блоку  и внимательно все осматривают.
       - Ты что, выдергивал панель под напряжением?  - оборачивается командир к Олегу.
       - Ну да, - кивает тот.- Иначе ее было не обесточить.
       - Так там же 380! -  делает большие глаза штурман. - Могло и убить.   
       -  А если б рвануло? - бурчит Олег.
       Офицеры переглядываются и молчат.   
       Внизу, в трюме, аккумуляторная яма, исправно выделяющая водород, рядом трубопроводы с ВВД и гидравликой, а вверху  шестнадцать боевых торпед, две из которых с ядерными боезарядами.
       -  Ну что ж, благодарю за службу, - говорит командир и пожимает нам руки.
       Через полчаса, приведя все в порядок  и ополоснувшись в умывальнике, мы опять сидим у пульта.
       -  Ну что, продолжим?  - гудит Олег,  снова разворачивая схему.

Примечание: фото из личного архива.
            РПКСН "К-450".
            Минно-торпедная  боевая часть.  Справа (3-13-21) - старшина команды, мичман О.А.Ксенженко.