Фестиваль в Музее Н. К. Рериха

Татьяна Аленчикова
9 марта 2010 года. В Международном Центре-Музее  имени Н. К. Рериха состоялось  открытие выставки "Космическая  мистерия" в рамках фестиваля  искусств « Преображение творчеством  ». На вернисаже представлены  работы десяти художников из Московского объединения художников-космистов "Преображение". Среди них Игорь Анисифоров и Светлана Анисифорова - жители нашего города. Перед открытием залов для просмотра была встреча с организаторами фестиваля и небольшой  концерт. 

Импровизированный зрительный зал на 100 мест в одном из залов музея заполнен до отказа. Несколько кино-  и телекамер. Полотна Рерихов по сюжетам Нового Завета на стенах, внимательный взгляд Н. К. Рериха на портрете и присутствие скульптурного изображения  художника и мыслителя создают особую атмосферу.  Ощущение, что экспонаты постоянной экспозиции музея с сочувствием относятся к происходящему, не покидало на протяжении всего вечера.
 
С приветственным словом выступила Вице-президент   Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха  М. Попович.
Марина  Лаврентьевна Попович – летчик-испытатель, женщина-легенда. Открытая, энергичная, излучающая надежность и доброту, она выразила свое восхищение представленными работами, сказала, что непременно посоветует своим коллегам в Центре подготовки к длительному полету на Марс познакомить космонавтов с коллекцией работ художников-космистов. И добавила, что в  России интерес к  космизму возвращается, как оживает интерес к "Велесовой книге" и "Слову о полку Игореве". В то же время, в Перу инки своим древним верованиям не изменяли никогда. И там очень чувствуется, что контакт  Земли с Космосом, с конкретным созвездием Орион существует. 

Е. Н. Черноземова, ведущий научный сотрудник МЦР, подчеркнула, что направление художественного отображения и освоения "инобытия" еще не является общепринятым, поэтому не все музеи и выставочные залы изобразительных искусств выставляют работы космистов. Музей им. Н. К. Рериха - в некотором роде счастливое исключение.
 
Представленные в рамках фестиваля работы дают возможность увидеть мир глазами талантливых людей, работающих на слиянии внутреннего и космического миров. Творчество молодых авторов из "Преображения" рождается при участии индивидуального человеческого сознания, божественного озарения и мысли, навеянной  влиянием Космоса. Просмотрев экспозицию картин "космического реализма", мы уйдем измененными. 

Василий Вятич - один из представленных на выставке художников, поблагодарил руководство  и сотрудников Музея за гостеприимство и поддержку. Объяснил, что космизм - другое название "интуитивного направления в изобразительном искусстве", еще раз подчеркнул преемственность этого направления творчеству Рерихов в России и Индии, а ранее - творчеству Рафаэля и Боттичелли в Италии. Отметил, что философско-духовные ценности интуитивного направления  просматриваются в древних сакральных книгах разных народов: иранской "Аристе", индийской "Аюрведе",  славянской "Книге Коляды". 

В коротком слове художник из г. Долгопрудный Игорь Анисифоров предупредил о невозможности получить полное впечатление об участниках выставки, так как  5-6 работ не могут представить в полном многообразии  творчество отдельного художника. В экспозиции представлены работы десяти авторов, каждый из которых ярко индивидуален и в то же время разносторонен. И. Анисифоров призвал посещать персональные выставки художников из объединения "Преображение", которые регулярно проходят в Музее имени Н. К. Рериха.
 
Художница, участница выставки Лола Лонли рассказала об этническом направлении космизма. Она подчеркнула, что культурное пространство Земли обязательно включает культуру  всех  народов. Поэтому для сегодняшнего искусства характерно взаимопроникновение в философию и сакральные знания, слияние в одно всех национальных и народных традиций Земли. Она высказала пожелание продолжить традицию ежегодно организовывать фестиваль искусств "Космическая мистерия"  с участием фольклорных ансамблей. 

Плавным переходом от официальной части  к концерту явилось выступление  молодого поэта Анастасии Разводовской, сотрудника музея имени Н.К.Рериха. Она проникновенно прочла два своих стихотворения, посвященных осмыслению интуитивного творчества. Назвала творчество  космистов "ступенью к преображению сердец".  Анастасия, обладая очень красивым низким грудным голосом и навыками чтеца, доставила слушателям большое удовольствие.
  
Вслед за поэтессой вышла певица Рада Анчевская - руководитель группы "Рада и терновник".   Рассказала об участии своего коллектива  в  программе  с художниками  фэйс-арт, когда удалось наяву  проникнуть и просуществовать какое-то время в мифологическом пространстве, "над" и  "вне" того, что ежедневно нас окружает. А потом она запела что-то совершенно удивительное. Настолько, что я не улавливала слова, только волшебные звуки, в которых непостижимо сплелись сразу несколько голосов и подголосков, в низах даже какие-то скрипы, бархатистые шорохи. А диапазон - не знаю, сколько  уж там октав, но наверное, Р. Анчевская могла бы исполнять репертуар Иммы Сумак. По-видимому, голос певицы поставлен по всем классическим канонам и владеет Рада им виртуозно. Всего две песни исполнила девушка. Вторая, я поняла  -  авторская, построенная на русском древнем обряде - когда невесту отождествляют с птицей, улетающей из гнезда - "Чуяла птица". Голос  сопрано - чистые, мощные звуки, с оперными протяжными переливами - это запев и куплет. И вдруг  припев - неожиданно  низким, почти мужским голосом, с резкими, почти разговорными интонациями и вскриками.
  
Группу "Алтай кай" представил солист Мерген Тельденов,    исполнитель  национальной музыки - лучший кайчи Горного Алтая. В белом костюме, расшитом золотым узором, под аккомпанемент топшура (щипковый инструмент, напоминающий домру с очень длинным грифом) молодой певец исполнил  композицию "Мысль" на одном из алтайских наречий. Золотой узор на костюме - смысловой, на спине - знак мудрости и бесконечности, на груди - символический белый волк на золотом круге.   Особенность его творчества - он сам пишет стихи и музыку. Мергену только 21 год, и он не мечтал о карьере певца и исполнителя, серьезно занимался спортом и достиг высокого мастерства в двух видах борьбы. Но потом травма резко изменила его жизненные планы. И вот он, преодолев недуг, уже добился значительных результатов в сложном искусстве народного певца. А поет он прекрасно. Про стихи не знаю – по-русски Мерген не пел. Диапазон голоса -  от мягкого тенора до баритона в запеве. А потом при  переходе на рефрен,  уходит мягкость, появляется звучание открытого плоского звука, или сдавленного дребезжащего, а потом опять переход, и в воздухе материализуется низкое рычание зверя или рокот грозы. Мерген Тельденов владеет  шаманским приемом издавать одновременно три звука разной высоты. И при всем этом остается скромным и общительным, и русский для него - родной язык. 

Предпоследним номером  концерта прозвучали три композиции в исполнении московского ансамбля «Африканда». Организовал этот ансамбль молодой москвич с внешностью светловолосого  Иванушки. Другие солисты - ребята  и девушка - из разных африканских государств, по-видимому, обучающиеся в вузах столицы.  Все одеты в яркие  национальные костюмы, а ещё - настоящие барабаны, обтянутые кожей и мехом, расписанные неведомыми узорами. И снова волшебство непривычных ритмов и мелодий, а где-то - звучание знакомых по джазу приемов пения. И невероятно зажигательный потомственный барабанщик! Настроение в зале поднялось еще на несколько градусов.
 
В завершение маленького концерта выступила  Нелли Шахраманян - с фортепьянными  импровизациями, которые сочинялись здесь и сейчас. Звуки музыки позволили настроиться на спокойный и серьезный лад, что так требуется для восприятия живописи.
 
Этот  концерт - визитная карточка фестиваля. И впереди - 4 больших концерта по субботам и воскресеньям, когда можно  будет ознакомиться с древнерусским, индийским, африканским искусством. И я очень надеюсь встретиться еще раз со всеми, кто выступал на открытии... 

После концерта все прошли в выставочные залы.  Полотна художников такие разные. Мне показались интересными работы И. Анисифорова и А. Маранова. Они "цепляют" и заставляют задуматься. В изумлении стояла перед грустными, совсем живыми на вид существами -   куклами Светланы Анисифоровой. Понравились полотна Феодосии, Дубровиной и Лолы Лонли. Но что тут расскажешь? Нужно видеть.
 
Уходила в надежде, что еще побываю  здесь, и на концертах, и на экспозиции.


 
 На фотографии Игорь и Светлана Анисифоровы