Профессия в твоих руках

Воздушный Транспорт
 
 
Работа портных ценилась во все времена. Портновское мастерство приравнивалось к искусству, а самые большие виртуозы ножниц и иголки становились знаменитыми. Эта профессия прошагала через века.

Шьют ли одежду на заказ сейчас, когда производство одежды поставлено на «поток», и когда и в магазинах, и на рынках полно всевозможных товаров?
Оказалось, что шьют, - и платья, и блузки, и костюмы, и даже верхнюю одежду. И делают это в одном из ателье, известном 
в городе уже не один десяток лет. 

 - Люди шить по индивидуальному заказу не перестали, - говорит мастер по пошиву верхней одежды Людмила Ивановна Морозова. И отрывается от работы, чтобы показать изделия, над которыми трудится. Женское зимнее пальто с капюшоном, - оно почти готово. Женская шубка, - ее принесли обновить, мужской пиджак – его нужно подогнать по фигуре.

Хоть заказов и не вал, но, как говорит одна из заказчиц, она шьет в ателье потому, что каждый человек должен быть неповторимым. В ателье она шьет пальто, и такое пальто должно быть только одно. А ведь часто бывает и такое: купил вещь, надел, вышел на улицу, а  навстречу тебе человек, одетый  точно так же, как и ты. И радости  как не бывало – хочется свою обнову повесить в шкаф и больше никогда не надевать.
 
Может случиться и так, что пошитая у портного вещь может получиться неудачной. И поэтому дальше речь пойдет об особенных качествах портного. Мало уметь хорошо строчить на швейной машинке. Нужен хороший художественный вкус, чтобы подобрать для человека подходящую модель костюма и ткань так, чтобы подчеркнуть индивидуальность, а порой и скрыть недостатки фигуры. Все это подвластно только тому, кто в совершенстве владеет всеми тонкостями профессии портного. Их Людмила Ивановна Морозова постигала все сорок лет. Всякое бывало. И она вспоминает, как не хватило материала при раскрое и пришлось по-новому моделировать рукав. Как однажды при подгонке мужского пиджака, на котором красовался ярлык известного производителя, обнаружила, что при крое нарушены все портновские технологии.         

Но все это, как говорится, мелочи жизни, по сравнению с тем,
как ладно сидит новенькое пальто или костюм на фигуре заказчика, и как радуется сам обладатель обновы. Сколько пальто и костюмов сшито руками мастера по пошиву  верхней одежды   Людмилы Ивановны Морозовой за сорок лет, - не сосчитать.  А вот свою первую вещь она помнит хорошо.

- После училища я работала в московском ателье на Перовских линиях. Там шили костюмы и платья известные актеры - Аркадий Райкин, Ольга Воронец. И Людмила Зыкина. Помню, как ей шили платье – из красного бархата, с белыми изящными манжетами. А моим первым изделием было демисезонное пальто из красного кримплена. Когда
наш закройщик Олег Павлович Коновалов принес его на утюжку и стал отдавать его опытной портнихе, та удивилась.
И говорит, что это не ее вещь. Олег Павлович тоже удивился, что перепутал портновский «почерк», - вспоминает Людмила Ивановна.

И признается, что именно там,  в ателье она действительно полюбила свою профессию. Людмила Ивановна честно говорит, что шить она не любила, пока не попала в ателье к Коновалову. Этого мастера Людмила Ивановна вспоминает до сих пор. Это он ее выбрал из числа других учащихся профессионального училища № 20, благодаря ему попала она  в коллектив мастеров. Опытный закройщик, Олег Павлович Коновалов сумел разглядеть в юной девочке мастерицу, и не ошибся. В элитном московском ателье Людмила Ивановна Морозова набиралась опыта, потом работала в разных ателье нашего города. А однажды, когда попробовала поменять профессию, не выдержала и вернулась назад, в швейное царство. С тех пор, как она окончила училище, многое изменилось. Раньше четко подразделялись участки работы – закройщик раскраивал ткань, портной шил. Сейчас, когда нет такого объема заказов, портной должен все делать  сам –  шить, кроить и делать все профессионально.
- А выкройки, как раньше, делаете? – спрашиваю Людмилу Ивановну.
- Нет, крой я наношу сразу на ткань, - отвечает она.
 

«Вот это виртуоз!» - мелькает мысль, и я вспоминаю, как в школьные годы на уроках труда мы высчитывали сантиметры и миллиметры, чтобы сделать выкройку на бумаге.
 
Но даже если есть способности и опыт, свою профессию еще надо любить. И когда мастер Людмила Ивановна Морозова рассказывает о запахе горячего утюга в ателье, о своих заказчиках, мечтающих об одежде, похожей на которую ни у кого больше не будет, то невольно приходит на ум: «Наверное, это счастье, когда профессия – в твоих руках».   

Ольга Кружкова