Скоро зацветут фиалки

Воздушный Транспорт
Жизненная ноша у каждого своя. К кому-то судьба благосклонна, а кого-то как будто проверяет на прочность.
На долю Татьяны Антоновны Романовой  выпало столько испытаний, что, глядя на эту хрупкую 95-летнюю женщину, просто не верится, что она выдержала все, что возложила на нее судьба. Простая деревенская женщина, наделенная природной  красотой, Татьяна Антоновна рассказывает о своей жизни, не жалуясь. Она вытирает скупые слезы, а с ними выплескивается наружу боль, от которой не может не вздрогнуть сердце.               

Ее родители умерли от тифа, и Татьяна Антоновна их не помнит. Они с братом были тогда совсем маленькими. Обоих сирот приютил дядя, у которого своих детей не было.

Жили они в деревне Сосновка Курской области. Было голодно, многие умирали от голода и болезней, а дети оставались сиротами. Дядя Татьяны Антоновны приютил в своей семье восемь детей. Только вот в школу они не ходили, - надо было помогать взрослым. Да и в не в чем было ходить, - жили они бедно. Татьяна Антоновна до сих пор помнит, как   ходили в лаптях.

Когда есть стало совсем нечего, дядя решил перебраться в Москву. Туда потом переехала и жена с приемными детьми. Поселились они в деревянном бараке в Кусково, где жилье семье выделило железнодорожное ведомство. Оно же и предоставило работу старшим членам семьи. Дети взрослели, и потихоньку стали разлетаться из приемного гнезда. Пришел черед и Татьяны, и незадолго до войны она переехала в город Железнодорожный.

- Поселились мы в деревянном доме, рядом с железнодорожной станцией,
У меня уже было двое маленьких сыновей, а работала я в вагонном депо, что было в Москве на Абельмановской, - вспоминает она.

Вроде бы только все в жизни стало налаживаться, но судьба уже готовила очередное испытание.

Когда началась война, Татьяна заболела и попала в больницу. А вернувшись домой, узнала, что детский сад, куда ходили дети, эвакуировали в Горьковскую область. Вскоре оттуда пришло письмо, в котором сообщалось, где они находятся, и просьба ответить, жива ли их мать. Татьяна Антоновна положила в конверт фотографию, где она снялась  с подругой, и отправила письмо. Вскоре ей пришел ответ, и она узнала: когда ее сыновьям стали показывать фотографию, они указали на Татьяну Антоновну и закричали: «Вот наша мама!».
Эта маленькая радость грела душу до тех пор, пока детский сад не вернулся из эвакуации. Это было уже в конце войны. Когда дети увидели Татьяну Антоновну, то забросали ее вопросами: « Ты наша мама? А как тебя зовут? А где наш папа?». Отца дети не помнили, он умер в 1938 году, когда старшему сыну было два года, а младшему – всего годик…

Так и тянула Татьяна Антоновна детей одна, и знала, что надеяться ей не на кого. И работала, не покладая рук. На Кусковском заводе консистентных смазок она освоила специальность оператора. Работала добросовестно, и многолетний труд отмечен многими. наградами.
-  Вы знаете, а я ведь даже школу не окончила, - призналась Татьяна Антоновна и опустила глаза Татьяна Антоновна, на которые вновь навернулись непрошеные слезы, и вспомнились прожитые годы.   
         
Когда в 12 лет умер младший сынишка, Татьяна Антоновна долго не могла смириться  с такой потерей. Утешением стал старший сын.
Она старалась для него, как могла, только жить на одну зарплату было тяжко, Когда сын пошел в первый класс, Татьяне Антоновне пришлось подогнать  свое пальто под фигурку мальчика, и в школу он ходил в женском пальто.  Глядя как матери трудно, сын сказал однажды:  « Мама, не плачь! Вот закончу третий класс, пойду работать, и нам станет легче».
Он выучился, получил специальность монтажника и решил, что заботиться о матери – его сыновний долг. И пока был жив, это было для него главным. Оставить мать одну не позволило сердце. Так и прошли по жизни вместе – мать и сын. В комнате сына аккуратно заправлена кровать, фотографии на стене, вещи, и кажется, будто вот-вот зайдет сюда хозяин, раздастся его голос, и все оживет…
Но нет, не придет сыночек, одиннадцатый год уже, как не стало его. Из родных  у Татьяны Антоновны – только племянники. Они каждый день звонят ей,  справляются о самочувствии и женщина очень ждет этих звонков.

- Живу потихоньку. Как все. Недавно приятельница у меня появилась, заходит, звонит, и я очень рада. А недавно пригласили меня на чаепитие в организацию, которая называется Союз пенсионеров. Я ведь никуда уже не хожу, а тут в люди такое внимание, спасибо им,  - говорит она, и глаза светятся радостью.   
      
Перебирая фотографии, Татьяна Антоновна вглядывается в лица знакомых, сослуживцев, родных, и перед ней проходит вся ее жизнь. «Надо жить. Скоро весна, а как солнца будет больше, на подоконнике зацветут фиалки. Вот и радость будет в доме», - она закрывает альбом и кладет его на стол.   
   
   
Ольга Кружкова