Открытый урок 2. Таинственный остров

Евгений Садков
 -Снежанна Денисовна,а когда у нас снова открытый урок?

 -Начнем его прямо сейчас.

 -И опять не будет никаких гостей из министерства?

 -А зачем они нам нужны?

 -Они никому не нужны! А почему прямо сейчас?

 -Друзья! Сейчас у нас уделяется очень много внимания истории США.А вы знаете,что  они могли бы называться КША? И была бы конфедерация. Но прогрессивный Север полтора века назад одержал победу в Гражданской войне над рабовладельческим Югом. И герои нашего сегодняшнего урока назвали свой остров именем президента той юной и свободолюбивой страны.

 -Первого президента США?

 -Нет,уже шестнадцатого. Но по значению тех событий можно и так сказать. И наши герои воевали под предводительством его соратника,тоже будущего президента, по фамилии Грант. И попали в плен к южанам. Это было как раз весной,но сто пятьдесят пять лет назад.

 -И кто они?

 -Это герои одного одного из любимых мною романов Жюля Верна "Таинственный остров". Пятерка смельчаков,воплотивших свои мечты в реальность.

 -Они бежали из плена?

 -И не только. Но сегодня вы узнаете именно об этом эпизоде в судьбе отважных пленников.

 -Снежанна Денисовна. А зачем вы вышли на улицу с этим воздушным шариком?

 -Пускай он будет маленькой моделью того аэростата,на котором нашим героям удалось спастись. И предназначался он не им,а некому Джонатану Форстеру и его спутникам из лагеря осажденных в Ричмонде сепаратистов. Им нужна была связь с главнокомандующим конфедератов-генералом Ли.

 -Брюсом?

 -Нет,Робертом. И вот с разрешения губернатора Ричмонда был изготовлен такой аэростат. Давайте вместе подумаем,какой по размерам быть такой воздушный шар? Из чего изготовлен и чем заполнен? Ведь ему предстояло поднять в воздух пять человек с оружием,запасом провианта. Не забудьте про балласт,вес корзины и оболочки шара.

 -А у Жюля Верна разве нет таких расчетов?

 -Ребята. Он же нам дал такую возможность.

 -Неохота,Снежанна Денисовна,опять считать. Не на уроке же.

 -А вдруг шар не поднимется и наши герои не спасутся?

 Несколько учеников достают сотовые. Наводящие вопросы,споры. Проходит минут десять. Активное меньшинство приходит к общему выводу. Большинство поддакивает. Получается около тонны.

 -Это какой же он должен быть,Снежанна Денисовна,наш аэростат?

 -Думаю,метров тринадцать диаметром.

 -Почему?

 -У Жюля Верна я не нашла, чем наполнен он. Но в романе есть подсказка. Герои,уже освоив свой остров,рассуждают,а что будет с людьми,когда запасы минерального топлива иссякнут. И предводитель колонистов отвечает:вода. "...водород и кислород,из которых она состоит,будут применяться раздельно:они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света..."

               2H2O-->2H2^+ O2^

 -Думаю,аэростат в Ричмонде был наполнен водородом. Но полученным не из воды,а другим способом.Впервые Парацельс обнаружил,что при действии кислот на металлы выделяется какой-то "воздух".

              Fe + H2SO4-->H2 + FeSO4

 -Так они и в Ричмонде подобным способом наполнили аэростат?

 -Не думаю.Расчет можно сделать потом. Но предполагаю,что был применен другой способ. Взятый,кстати, из сочинения Якова Дмитриевича Захарова. Наш ученый одним из первых совершил полет на воздушном шаре,заполненным водородом. И вел при этом научные исследования в высоких слоях атмосферы. Но главное для нашего урока,как он получил водород.

          3Fe + 4H2O-->4H2 + Fe3O4

 -Яков Дмитриевич сам собрал и испытал свой "огромный снаряд" и получил большое количество водорода за полвека до описанных в романе событий.

 -Знай наших! Оле,оле,оле,Россия,вперед!

 -Ребята,обойдемся без ура-патриотизма. Наука-она интернациональна. Поэтому и использовали,очевидно,такой способ получения водорода смелые американцы. Кстати,у нас он тоже применялся во время блокады Ленинграда. Но это отдельная тема и она заслуживает отдельного урока.

 -Сколько же водорода нужно было добыть для шара?

 -Это вы и сами можете рассчитать. Если захотите. А пока давайте привяжем листочки с нашим уроком к нашему воздушному шарику и отпустим его на волю. Может,кому еще сгодится!