-Снежанна Денисовна,а когда у нас снова открытый урок?
-Начнем его прямо сейчас.
-И опять не будет никаких гостей из министерства?
-А зачем они нам нужны?
-Они никому не нужны! А почему прямо сейчас?
-Друзья! Сейчас у нас уделяется очень много внимания истории США.А вы знаете,что они могли бы называться КША? И была бы конфедерация. Но прогрессивный Север полтора века назад одержал победу в Гражданской войне над рабовладельческим Югом. И герои нашего сегодняшнего урока назвали свой остров именем президента той юной и свободолюбивой страны.
-Первого президента США?
-Нет,уже шестнадцатого. Но по значению тех событий можно и так сказать. И наши герои воевали под предводительством его соратника,тоже будущего президента, по фамилии Грант. И попали в плен к южанам. Это было как раз весной,но сто пятьдесят пять лет назад.
-И кто они?
-Это герои одного одного из любимых мною романов Жюля Верна "Таинственный остров". Пятерка смельчаков,воплотивших свои мечты в реальность.
-Они бежали из плена?
-И не только. Но сегодня вы узнаете именно об этом эпизоде в судьбе отважных пленников.
-Снежанна Денисовна. А зачем вы вышли на улицу с этим воздушным шариком?
-Пускай он будет маленькой моделью того аэростата,на котором нашим героям удалось спастись. И предназначался он не им,а некому Джонатану Форстеру и его спутникам из лагеря осажденных в Ричмонде сепаратистов. Им нужна была связь с главнокомандующим конфедератов-генералом Ли.
-Брюсом?
-Нет,Робертом. И вот с разрешения губернатора Ричмонда был изготовлен такой аэростат. Давайте вместе подумаем,какой по размерам быть такой воздушный шар? Из чего изготовлен и чем заполнен? Ведь ему предстояло поднять в воздух пять человек с оружием,запасом провианта. Не забудьте про балласт,вес корзины и оболочки шара.
-А у Жюля Верна разве нет таких расчетов?
-Ребята. Он же нам дал такую возможность.
-Неохота,Снежанна Денисовна,опять считать. Не на уроке же.
-А вдруг шар не поднимется и наши герои не спасутся?
Несколько учеников достают сотовые. Наводящие вопросы,споры. Проходит минут десять. Активное меньшинство приходит к общему выводу. Большинство поддакивает. Получается около тонны.
-Это какой же он должен быть,Снежанна Денисовна,наш аэростат?
-Думаю,метров тринадцать диаметром.
-Почему?
-У Жюля Верна я не нашла, чем наполнен он. Но в романе есть подсказка. Герои,уже освоив свой остров,рассуждают,а что будет с людьми,когда запасы минерального топлива иссякнут. И предводитель колонистов отвечает:вода. "...водород и кислород,из которых она состоит,будут применяться раздельно:они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света..."
2H2O-->2H2^+ O2^
-Думаю,аэростат в Ричмонде был наполнен водородом. Но полученным не из воды,а другим способом.Впервые Парацельс обнаружил,что при действии кислот на металлы выделяется какой-то "воздух".
Fe + H2SO4-->H2 + FeSO4
-Так они и в Ричмонде подобным способом наполнили аэростат?
-Не думаю.Расчет можно сделать потом. Но предполагаю,что был применен другой способ. Взятый,кстати, из сочинения Якова Дмитриевича Захарова. Наш ученый одним из первых совершил полет на воздушном шаре,заполненным водородом. И вел при этом научные исследования в высоких слоях атмосферы. Но главное для нашего урока,как он получил водород.
3Fe + 4H2O-->4H2 + Fe3O4
-Яков Дмитриевич сам собрал и испытал свой "огромный снаряд" и получил большое количество водорода за полвека до описанных в романе событий.
-Знай наших! Оле,оле,оле,Россия,вперед!
-Ребята,обойдемся без ура-патриотизма. Наука-она интернациональна. Поэтому и использовали,очевидно,такой способ получения водорода смелые американцы. Кстати,у нас он тоже применялся во время блокады Ленинграда. Но это отдельная тема и она заслуживает отдельного урока.
-Сколько же водорода нужно было добыть для шара?
-Это вы и сами можете рассчитать. Если захотите. А пока давайте привяжем листочки с нашим уроком к нашему воздушному шарику и отпустим его на волю. Может,кому еще сгодится!