Как происходит канонизация

Александр Раков
[Заседание епархиальной комиссии по канонизации] Критерии канонизации давно известны, к этому приобщён исторический опыт, который нельзя не учитывать. Иногда для принятия решения о канонизации необходим соборный труд и духовная рассудительность, которую можно позаимствовать у Святых Отцов и истории Церкви. Ответить на это я считаю долгом своей совести, а вступать в полемику не буду: Великий пост.
***
В епархиальную Комиссию по канонизации пришла женщина и принесла материал для прославления в лике святых своей мамы. Она объяснила, что это был человек святой жизни, что она участница Великой Отечественной войны и, на её взгляд, вполне достойна прославления. Может быть, оно и так, поэтому её никто не обижал, спорить не стали, а предложили просто подождать… Ведь ждала прославления 200 лет Ксеньюшка Блаженная, а батюшка Иоанн Кронштадский — 80.

Практика же прославления сейчас такова: первой рассматривает материалы на прославление епархиальная комиссия. При положительном решении они попадают на рассмотрение в синодальную комиссию, которая в случае одобрения передает их в Синод. День решения Св. Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. Местное прославление подразумевает всегда и общецерковное, не может быть, чтоб одному и тому же человеку в одном городе служили молебны, а в другом — панихиды.

В вопросах канонизации часто возникают различные слухи, домыслы, сомнительные публикации, которые не могут, конечно, служить серьёзными аргументами для рассмотрения того или иного случая. Мало ли кому кто приснится или явится. Оной матушке во сне явился владыка Иоанн и благословил написать книгу о старце, и она выпустила книгу, которую даже признать православной нельзя.

По поводу критериев прославления издано немало постановлений, где не только учтён опыт канонизации предыдущих поколений, но и выработаны чёткие критерии канонизации в наше время. Это сделано не случайно, а для того, чтоб не ошибиться, чтоб не было пути назад. Но многие историки, даже пишущие на эти темы, не удосужились их не только изучить, а даже прочитать. Народ же зачастую пользуется просто авторитетными для них мнениями. Для кого-то это любимый журнал или почитаемая газета, а чаще всего — «это мой батюшка сказал».

Часто можно слышать и такое: мол, раньше не было никаких комиссий, а святые были, а сейчас «синодалы» не хотят прославлять праведников; в этом усматривают чуть ли не вредительство для русского народа. А в древности мучеников прославляли сразу, без всяких заседаний Синода и комиссий. Но тогда они были не нужны, поскольку подвиг мучеников был очевиден, у всех на глазах, а останки свидетельствовали об исцелениях и чудотворениях, становясь мощами.

Синодальная комиссия работает 20 лет. Наша епархиальная — 10. Эти комиссии были созданы из-за обилия материала, который дали нам гонители ХХ века. Сложность заключается не только в этом. В годы репрессий расстреливали не только по признаку веры. Иногда даже трудно разделить чисто политическое дело и церковное. Ведь каждое церковное дело можно рассматривать как политическое, но не каждое политическое дело есть церковное. ХХ век отличался особой жестокостью, и даже, я бы сказала, какой-то лукавой изощрённостью гонителей, предательством, оговорами, трусостью, изменами. И православные писали доносы друг на друга. Здесь требуется кропотливая работа исследователя и понимание своей ответственности перед Церковью. В такой работе важен не только взгляд историка-профессионала, но и духовное осмысление событий. Это редко удаётся мирянам.

Мы забываем о том, что Православная Церковь не политическая организация, которая принимает в свои ряды новых канонизированных членов по нашему усмотрению. Одни хотят сегодня канонизировать Распутина, не желая при этом разбираться в его жизни, другие — Сталина, патриотам нужен святой воин, военным — генерал и т.д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но святость, пример для всей Церкви — это совсем другое дело.

Пришёл однажды к нам в комиссию очень симпатичный человек. Он принёс «житие» Дмитрия Карбышева для прославления. Отец Владимир терпеливо объяснял ему, что Церковь не может прославить коммуниста, атеиста, что он уже получил свою награду здесь, на земле, и мы ценим его подвиг как Героя Советского Союза, но прославить…
— Нет, — уверял он священника, — ведь этот человек пострадал за «други своя»…
Одна прихожанка после моей лекции убеждала, что палач Берия пострадал безвинно, его расстреляли за его убеждения.

Очень часто выдаётся желаемое за действительное, и жизнь человека обрастает новыми фактами, которые не существовали в действительности, но только разбираться в этом приходится лишь членам комиссии.

Сам факт расстрела не даёт оснований для прославления. Как сказано в докладе председателя синодальной комиссии митрополита Ювеналия ещё в 2000 году, не подлежат канонизации обновленцы, убиенные не за веру Христову, люди, оговорившие себя или других, снявшие с себя сан, предавшие веру, доносившие на кого-либо, ложно свидетельствовавшие и т.д.

Существует и такая точка зрения, что если человек пострадал за веру, то даже не важно, например, как он вёл себя на следствии, — это, мол, все придумано НКВД, и его можно прославлять. Позиция опасная. Во-первых, не всё придумано следователем, для этого и существует сравнительный анализ дел и жизни человека, а во-вторых, тем самым мы зачёркиваем действительный подвиг мучеников, которые всё выдержали и устояли в вере. Главное здесь, мне кажется, не осуждать тех, кто не выдержал по немощи, и учиться у тех, кто устоял в подвиге. Опасность ещё и в том, что враги Церкви нас же и упрекнут в том, что православные прославили, например, убиенного, который и в церковь-то никогда не ходил… В таких делах недопустимо поспешание, ибо сложна дорога назад…

Мы знаем, что не всё открыто людям на земле. Есть обстоятельства, которые недоступны никому, а пока их узнать нельзя, и канонизация невозможна. Это остаётся на суд Божий.

В таком случае надо иметь смирение, чтобы принять решение данной комиссии или Св. Синода. Если, конечно, мы доверяем своей Церкви.

Святость — это всегда пример, подвиг, — подвиг жизни или мученической кончины. В годы Великой Отечественной войны воевали и погибали миллионы, причем воевали хорошо, но ведь не все стали Героями Советского Союза? Так и в Церкви новомученики — это малое стадо. Мы не должны творить кумиров даже для таких благородных целей, как канонизация, поддаваясь своим страстям. Да, прав великий Ф.И.Тютчев, сказав: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Это касается и канонизации, которой мы не можем разбрасываться: не семечки, назад не подберёшь.

Лидия СОКОЛОВА, секретарь СПб. комиссии по канонизации