Письмо второе 1924-1929

Егор Червяцов
БЛАГОДАРЮ ГЕННАДИЯ САРХОВСКОГО ЗА ПОМОЩЬ В ТЕКСТОВОЙ ПРАВКЕ

Ранне детство закончилось. Мне исполнилось в 1924 г. 8 лет. Пора в школу.

Что собой представляла школа. В соседнем хуторе в обычной крестьянской хате в одного дяди была нежилая половина дома, котороя не отапливалась. Вот в ней и учились. Учительница одетая - на печке, а мы ученики, одетые кто   во что, сидим за столами, примитивно сбитыми из неструганных досок.

Проучился я год в этой школе. Отец, видя такое состояние (а он очень хотел, чтобы я получил образование) отдал меня в более «цивилизованную» школу в соседнее село Чернобровкино. Она в километре от нашего хутора.

На протяжении всей учебы -  и в начальных классах, и  в классах второй ступени (5,6,7 кл) - затруднений в учебе я не испытывал. Учился хорошо, даже отлично.

Но была одна беда. Я был непоседа. Страшный шалун. За что и нес наказание. А наказание было какое? В угол и на колени. И так было много раз. Тогда в начальной школе учитель вел одновременно и 1, и 2-3 классы. Уделял каждому по несколько минут внимания.

Закончил я три класса. И дальше пошел учиться в 4-й класс в г. Путивле. Это 5 км от дома. Четвертого класса в Чернобровкино не было.

Итак, в школу приходилось ходить ежедневно пять километров туда и пять километров обратно. А компания наша состояла из 5-ти человек мальчишек.

Школьная одежда летом состояла из штанов, рубашк, на ногах - тапочки. Зимой шапка (хорошая), свитка(1), лапти. Учебники в сумке  через плечо. Там же в сумке чернильница невыливашка, ручка, карандаш и резинка.

Поход в школу - это целое событие. Зимой и осенью выходишь - темно и приходишь из школы -  темно. Но какой поход в школу компанией идет спокойно?! Вот и ехали друг на дружке.

Кроме того, и зимой в лаптях нужно было «догнать» ногами какой нибудь камешек от дома до школы. Зимой и летом хорошо, а вот весной и осенью очень плохо. Холод, сыро, грязно. Как вспомню, так и до сих пор страшно.

Летом по окончании учебного года много приходилось помогать дома по хозяйству. Главная работа пасти корову. Ты даже представить не можешь, что это такое. Вблизи нашего хутора выгона для пасьбы коров нет. Пасти приходилось на дороге, на шляху(2). Дорога широкоя. Движение подвод малое. Травы много. Вот там и пасли.

Там было раздолье. Вольница! Нас человека 3-4 пацана, каждый со своей коровой и своей выдумкой. Как не пошалить над чем нибудь?

Из Путивля в село Яцыно   проходил шлях. Довольно широкий. По этому шляху часто ездил яцинский поп. Святой отец выпить "не любле"(3). Выпьет изрядно в Путивле. Ложится в телегу и спит. Лошадь сама придет домой.

Ну разве можно пропустить такой случай? Нельзя, нужно подшутить. Нужно вытащить чеку из колес телеги, чтобы колеса сползли с осей и упали. Попу неудобство, а нам потеха. Или завести лошадь с телегой в густую рожь и оставить ее там. Поп проснется и  не знает где он(4).

Незабываемым событием летом была поездка в ночное, на пастбише лошадей.

Это целый ритуал. В суботу вечером (поскольку в воскресенье не работали(5)) собирались в ночное. Два-три взрослые человека брали 10-15 лошадей и ехали на луг. Ну, конечно, брали и меня.

Ночь, темно, звездно на небе. Кто нибудь из старших говорит: Ну, Николка, мы поспим, а ты карауль лошадей. Вот ты и сторожишь. Темно. Только слышен храп лошадей, да звон пут. Тебе кажеться ты такой герой, что спасешь табун лошадей от волков и воров. Кто-то тихо крадеться к твоим лошадям. И до того «бдительно» караулишь, что утром тебя  с трудом разбудят пить чай(6) или ехать домой.

Крестьянская работа очень тяжелая, ежедневная и круглогодичная, конца ей не бывает. Корова, лошадь, свинья, овцы, куры. Всех надо обиходить, накормить, напоить. Поэтому я к 10-11 лет умел делать все. И блины спечь, и меньших брата и сестер накормить, и корову подаить.

Конечно время хватало и на чтение. Очень увлекался Жуль Верном, Марк  Твеном(7) и другими писателями, пишущими о приключениях(8).

Был такой забавный случай. Пригнали домой овец. А был там бодастый баран. Я его раздражил. Он за мной, я с перепугу - ходу. Он догнал меня да как даст под зад. Я очутился на плетне. Если бы не плетень летить бы мне в космос. А мне наука: не дразни мирное животное.

Закончил я 4 класса - отец очень хотел, чтобы я учился дальше. Но, как сына середняка, меня в 5 класс не взяли(9), и я остался в 4-м классе на второй год. Кстати, 4-й класс образовался и в школе в Чернобровкино. Год прошел впустую, неинтересно. Мои сверстники свое образование на 4 классе и закончили(10).

Это было в 1928 г.

В начале учебного года в 1929 мне удалось поступить в 5 класс школы крестьянской молодежи (так она тогда называлась(11).

Опять же, это в Путивле: 5 км туда, 5 км обратно. Каждый день и круглый год.

Но теперь не было компании товарищей. Я ходил один - спокойно. Времени для размышлений много.

Впервые я стал постоянным читателем Путивльской библиотеки. А библиотека была богатая(12).

Так начался учеба в школе второй ступени, где я учился охотно и успешно. По всем предметам кроме русского языка - оценки выше тройки не бывает (такая шкала отметок). А по украинскому - частенько двойка(13).

Далi буде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Верхняя мужская и женская одежда, часть традиционного костюма белорусов, встречалась также в крестьянской среде на Украине и в России. 
2. Шлях (укр.) - дорога.
3 "Не любле" (укр.) - не любил. Дед иронизирует: сельский священник был пьяница тот ещё.
4. По рассказам отца, прадед и прабабка были людьми очень набожными. Уже в 1960-е гг., возвратясь из школы и заявив, что Бога нет, отец (ещё лет в 14) получил от прадеда со всей силы черпаком по голове. Не думаю, что дед когда-либо посвящал его в эти свои проделки.
5. Никаких официальных выходных тогда не было. Чисто христианская традиция.
6. Весьма красноречиво говорит о достаткев  семье моего прадеда. Чай употребляли только в кулацких и самых богатых середняцких семьях. Собственно, наличие коровы и нескольких (около 5) лошадей говорит о масштабах хозяйства.
7. Думаю, не требует разъяснения, хотя написание забавно.
8. В доме прадеда литературы хватало. Дело в том, что его мать-дворянка и ему привила любовь к чтению.
9. Дискриминация по классовому признаку была явлением обычным для первого двадцатилетия советской власти и даже была узаконена Конституцией РСФСР 1918 г. и Конституцией СССР 1924 г. Середняк причислялся к полуэксплуататорскому классу, а потому был во многом стеснён. Впрочем, не так сильно и жёстко, как, например, кулак или нэпман.
10. Практически все односельчане были родственниками, и все они были середняки и кулаки.
11. 1929 год - "Год великого перелома" по-сталински. Именно в этом году началась первая, успешно и досрочно выполненная пятилетка. Пятилетка индустриализации, коллективизации и культурной революции. Как раз фактор последней и позволил Николаю Червяцову образовываться дальше.
12. Культурная революция в стране происходила уже в 1930-е гг., а потому быть постоянным читателем библиотеки было достаточно редкостно и почётно по тем временам.
13. Родным языком для всех членов семьи являлся "суржик": характерная для Слободской Украины смесь русского и украинского языков. Как правило, и там, и там, носители этого диалекта признаются малограмотными.