Эдуард Тубакин. Каждому - свою пуговицу

Литературная Критика
  Отправной точкой, ориентиром, маяком в путешествии по «Пуговицам» является:

На ладони искрились кристаллики горного хрусталя в серебряных кружевах, блестела жемчужина, проткнутая насквозь металлическим стержнем…

   Под жемчужиной следует понимать Ляльку, «продырявленную» больным окружением не физически, но душевно, зараженную маленьким пристрастием к собиранию пуговиц. Пуговицы – символ платы за присутствие девушки в этом мире. Главный герой, пожалуй, самый здравомыслящий из всех персонажей. При внимательном прочтении, единственным доказательством мнимого нездоровья Ляльки - указание на то, что в детстве ребенка таскали по врачам, неадекватное поведение при виде пуговиц, некоторая скованность в общении. Все это ширма, которой, может быть, неосознанно прикрывается девушка. Скрытое неприятие вывернутого наизнанку, неправильного с точки зрения Ляльки, мира, выливается в пассивное противостояние непривычным, странным способом. Поиск пуговиц путем воровства и обмана – маленькая месть за унижения и зуботычины от «нормальных» людей, готовых простить себе и другим  многие большие пороки, нежели один Лялькин:

Она бросалась на помощь с радостным ощущением своей незаменимости, словно сознательно, всем назло, подтверждая народную мудрость о молящемся дураке.

   В рассказе говорится не о добре и зле, хотя, несомненно, данный мотив проскакивает. Здесь, скорее, повествуется о потере самого себя человеком, об измене самому себе. Обратите внимание, дорогой читатель, многие персонажи не могут обойтись без Ляльки. Им необходимо, чтобы Лялька была рядом, держала их за руку и в то же время раздражает ее присутствие. Единственным человеком, понимающим блаженную, есть старушка старой формации Мария Васильевна, ценящую Ляльку не за моральную чистоту (кражу пуговицы она замечает, относится снисходительно, заменив ее на золотую брошь), а за ту верность своей неформатности беловороньей. Женщины, несмотря на разницу в возрасте, ощущают меж собой духовное родство. Они долго и хорошо сиживают вместе за семейными альбомами. Старуха не воспринимает целительские способности девушки за некую редкость. И диалог с доктором, яркое тому подтверждение:

- Мария Васильевна, свершилось чудо? - подал голос эскулап.
- Какие чудеса в наше время, друг мой? - снисходительно произнесла старуха. – Чудом было то, что нас тогда не исключили из гимназии.

   Конечный пункт назначения: встреча  блаженной с умирающей теткой. Помнится, как тетка гневно восприняла желание Ляльки помочь умирающей бабушки, в самом начале рассказа. Не удерживай, бабулю… Теперь: не отпускай…
Концовка рассказа возвышается до библейской: расплата за отношение к другим людям, за отношение к жизни, и тут пуговицами уже не отделаешься. Приход блаженной к тетке в смертный час можно сравнить с бессловесным покаянием перед священником (ибо понятно обоим), или исполнением последней воли приговоренного. Лялька предстоит в ипостаси одновременно палача и духовного учителя, позднего, но достаточного и страшного укора, чтобы понять: лучше коллекционировать марки, пуговицы, чем решать судьбы людей, даже на бытовом уровне. Тяжелая ноша, не всякий удержит.
  Непротивлением, терпением к тяготам и неурядицам жизни, главный герой на собственном примере, показывает, как скромный жизненный путь, возможно, превратить в подвиг. Опять же подвиг невидимый, непонятый, неоцененный. Необычайное превращение в конце «из кокона в прекрасную бабочку» и составляет всю прелесть и противоречивость, необходимые составляющие каждого произведения.
  По сути, физическая немощь персонажей, лишь предлог, авторский прием, способ донести до читателя  слово о душевной ампутации современного общества.

  Хочется отметить следующие особенности  рассказа: конфликт, прорывающий во внутрь, а не наружу, экзистенциальность, реалистическую манеру написания. Просто, ясно,  доходчиво, неоднозначно, без морализаторства и пафоса.
  Мне кажется, каждый читатель после прочтения, узнает,  возьмет «свою пуговицу» и оставит на  бережное сохранение себе.


© Copyright: Эдуард Тубакин, 2010
Свидетельство о публикации №21003110780