Ехал наАвтоВаз...

Воздушный Транспорт
Собраться вместе им удаётся нечасто, - многие еще продолжают работать, у кого-то – семейные заботы. Поэтому эта встреча накануне профессионального праздника была для них неожиданной. Свела всех вместе Тамара Сергеевна Прокопенко – председатель общества ветеранов городского УВД Железнодорожного. И не зря, потому что так рады были видеть друг друга майоры, подполковники, прапорщики, прослужившие вместе не один десяток лет. Они с интересом рассматривали фотографии из архива, вспоминали  коллег, знакомых, друзей и свою работу в милиции. Когда я спросила, не жалеет ли кто-нибудь о том, что выбрал в жизни эту службу, они, как школьники, дружно ответили: «Нет!». Многие из них начинали в патрульно-постовой службе, которую в милиции считают кузницей кадров.

По комсомольской путевке
 
Подполковник Петр Витальевич Комов сначала был обычным постовым милиционером.

- В 1973 году комсомольская организация  «Мосасботермостекло », где я работал, направила меня на службу в милицию. Сначала был учебный батальон, а через шесть месяцев приступил к исполнению обязанностей,  - рассказывает Петр Витальевич.

Его наставниками были Андрей Кострикин, Борис Мезонов, Михаил Антипенко, - им доверили молодого стажера Комова. Тогда патруль сначала был пешим, позже отдел получил мотоциклы, а патрулировали теперешний центр города – улицы Юбилейную, Пионерскую и Калинина. Молодой стажер Комов  «вырос» до командира роты ППС, но позже служба продолжилась уже в другом качестве – его назначили участковым. В новой должности он проявил себя с самой лучшей стороны, что подтверждает награда – «Заслуженный участковый инспектор СССР». Петр Витальевич и сейчас продолжает работу, занимаясь совместно с милицией общественной безопасности профилактикой правонарушений. Он говорит, что, когда милиционер снимает форму и выходит на пенсию, его служба продолжается. «Отмерив» отрезок сознательного выбора, сделанного еще в школьные годы, когда были популярны отряды юных друзей милиции, П.Комов уверен, что сделал в жизни правильный выбор.          

Ехал на «АвтоВаз» - попал в милицию

Иван Алексеевич Васильев родом из Тверской области. Получил комсомольскую путевку в Тольятти,  на «АвтоВаз», а по дороге решил заехать к двоюродному брату в Железнодорожный.
- Брат посоветовал – иди служить в милицию, - вспоминает Иван Алексеевич. С легкой «братской» руки его сразу приняли на службу в ППС. Было это в 1969 году, когда в городе был всего лишь отдел милиции, который возглавлял Алексей Михайлович Фонарёв.

Сорок лет прошло, как пришел Иван Алексеевич служить в милицию, все эти годы отданы работе в патрульно-постовой службе – ППС.
Но и после выхода на пенсию он продолжает работать в милиции, - вольнонаемным, за рулем гражданской машины. Зато в семье есть кому продолжить милицейскую династию. Дочь Елена - лейтенант милиции.
Многое изменилось с тех пор, как пришел в милицию И.Васильев. Техника, средства связи сейчас не сравнить с теми временами, когда на весь отдел была всего одна машина. 
- А  микрорайон  Саввино ребята из ППС  - Юра Попов и Николай Бобков - патрулировали на лошадях, которые выделял колхоз имени Кирова, - говорит Иван Алексеевич. – Главное, что в милиции никогда не было некомплекта кадров, а служить в органах МВД считалось за честь. 

«Опера»

Они и сейчас, после окончания службы продолжают работать вместе – оперуполномоченные уголовного розыска Юрий Львович Мячин и Станислав Владимирович Выхватень. В охранном агентстве их знания и опыт весьма востребованы.

Когда спросила про «громкие» дела, то Юрий Львович ответил, что этот совсем не так, как в кино. Поймал преступника и -  все дела.  Сначала надо установить его личность, потом задержать, доказать вину, тысячу раз проверить информацию и - ни в чем не ошибиться.
   
- Отличным помощником был участковый Олег Николаевич Логинов.  На своем участке в Саввино он знал все про всех,  - говорит Юрий Львович. – Эта информация была бесценной.

Станислав Владимирович Выхватень вспомнил, как однажды по горячим следам нашли угнанный у начальника медвытрезвителя П.Макарчука автомобиль. Говорят, тот даже удивиться не успел, когда увидел машину у ворот вытрезвителя.  Тогда была раскрыта целая преступная группировка, занимающаяся угонами автотранспорта.

Информация помогала не только устанавливать правонарушителей, но и предотвращать сами преступления. А попадать в руки милиции тогда было делом очень неприятным. Могли и очередь на квартиру отодвинуть, и премии лишить, и путевку детям в лагерь не дать.      
А уж если попадешь в медвытрезвитель…


Если пьешь, - иди лечиться!
 
Такая «обязаловка» была для тех, кто, мягко говоря,  злоупотреблял спиртным. И было это не так уж и давно, - несколько десятков лет назад.

- Зачастивших в вытрезвитель мы направляли на лечение в ЛТП, в наркологический диспансер. Меры эти были вполне действенными. А вообще-то  те годы попасть в вытрезвитель было стыдно, и многие просили – только женам не говорите, - рассказала Тамара Сергеевна Прокопенко.
Коллеги говорят, что у нее самая «звездное» звание – капитан.   
В милиции она прослужила более 30 лет,  к ее службе относится очень положительно, а фотографию жены в милицейской форме носит всегда при себе.

Есть, что вспомнить Николаю Егоровичу Матюнькину, Сергею Васильевичу Пуковскому и другим сотрудникам правоохранительных органов, которые уже не носят милицейской формы. Только, даже если у тебя на плечах уже не светят звездами погоны, в душе ты все равно, как и прежде, - милиционер. И к этой теме еще хочется вернуться. 

Ольга Кружкова