Друг ты мне или как?

Галина Радциг
От звонка в дверь Надя вздрогнула. И сразу испортилось настроение. Надя знала, что это пришла соседка Марина.
«Может не открывать, - мелькнула мыслишка, - пусть думает, что меня дома нет…»
Звонок в дверь затренькал настойчиво и раздраженно. Надя тяжело вздохнула и пошла в прихожую.
- Привет! А я к тебе чайку попить! Мама вчера пирог испекла, - в руках у Марины была тарелка с аппетитными кусками.
« Значит, надолго», - обреченно вздохнула Надя.
-Ой, Надюшка, как я рада, что у меня есть ты! Мне так плохо, так плохо! Я вся измучалась, я просто больше не могу, - Марина  опустилась на стул.- Как я теперь жить буду?...
« Как жила, так и будешь», - раздраженно подумала Надя, доставая из шкафчика чашки.

Пропало воскресное утро! А так хотелось дочитать ту интересную статью на сайте! И задумки дизайнерские появились, хотелось их во что-то оформить…

- Ты не представляешь, как я измучилась за эти пять месяцев, - в голосе у Марины послышались слезы.- А вчера повестка пришла из суда. Он на развод  подал.
- Марина, это вполне логично, - осторожно сказала Надя, - раз вы решили расстаться…
- Да кто решил-то, кто?!, - перебила Марина, - это он, идиот, решил! А я не хочу, не хочу…

Марина разрыдалась, закрыв лицо руками.
Надя привычно ( в который раз уже!), обняла соседку, погладила по голове.
- Ну перестань, перестань, - ласково  и тихонько заговорила Надя, - все образуется, все уладится! Все у тебя хорошо, квартира, машина, ребенок уже почти взрослый! Родители рядом и здоровы! Все наладится, Маришка, вот увидишь…
Надя бубнила какие-то слова, гладила Марину, чувствуя, как соседка успокаивается.

- Нет, ну какой подлец, а?- в сто сорок пятый раз Марина начала рассказывать Наде свою историю.
Надя знала историю семейной жизни Марины наизусть. И какой бывший Маринин муж подлец . И как он вероломно ее бросил.Почти полгода назад Марина вернулась с работы и не увидела личных вещей мужа. На кухонном столе лежало обручальное кольцо… Никаких объяснений.
 И до сих пор он ни разу с Мариной не встретился. По телефону сказал, что он  не может  больше жить в их семейке. Платил ежемесячно более чем приличные алименты на сына, часто встречался с сыном на нейтральной территории.

- Слушай, может мне ему с Никиткой запретить видеться?- уже в который раз спросила Марина.
Надя даже не очень прислушивалась к тому, что говорила Марина. Она прислушивалась к своим ощущениям. Настроение портилось просто катастрофически. На место подавленному раздражению пришла апатия. Уже ничего не хотелось, ни читать, ни писать, ни придумать интерьер для новой квартиры.
Надя решила переехать из этого дома. Риэлтор нашел очень хороший вариант. Даже с доплатой с другой стороны. Надя больше не могла жить рядом с Мариной. Ежедневное присутствие соседки в ее жизни вытягивало все силы, лишало желаний.
Надя вздрагивала от звука приехавшего лифта, от звона ключей. Она сразу же напрягалась и замирала, со страхом ожидая очередного звонка в дверь. Как правило, ожидания оправдывались…

Марина продолжала фантазии на тему «Как насолить бывшему мужу». То она планировала наслать на него порчу с помощью крутого колдуна, то налоговую инспекцию…
И это все Надя тоже слышала. Надя смотрела на Марину и привычно отмечала, как розовеют у той щеки, как появляется блеск в глазах, как вся она наполняется живой энергией. Жесты становятся все энергичнее, слова она произносит все с большим темпераментом. Надя же привалилась к стенке. Тело наливалось тяжестью и ленью.

- Ну ты чего чай-то не наливаешь?- Марина легко подхватилась со стула. – Ой, как я рада, что у меня такая соседка, как ты, Надюшка! Вот приду к тебе, выговорюсь, и мне легче становится!
Марина весело и радостно хлопотала вокруг стола, рассказывала о том, что вчера купила много новых вещей ( надо же себя порадовать!), о планах на выходные, о предстоящем отпуске. Бывший муж оплатил путевку в Италию.

- Марин, - решилась наконец-то Надя, - мне кажется, тебе пора обратиться к специалисту.
- К специалисту? К какому специалисту?- Марина округлила глаза.
- Ну я не знаю,…к психологу , наверное…- Надя вымученно улыбнулась, - кто там корректирует эмоциональные состояния..
- Ты что, меня ненормальной считаешь, - обиделась Марина,- я сама могу свои состояния корректировать! Вот с тобой поговорю...
- А я больше не могу слушать то, что ты говоришь, - неожиданно для себя сказала Надя.
Сказала и испугалась…
- Что?! Не можешь?- Маринины глаза моментально наполнились слезами, - а я думала, что ты мне подруга! А ты даже не можешь выслушать и посочувствовать! Ты черствая и бессердечная! В тебе нет ни капли сострадания! Я ж тебе душу изливаю! А ты..

Марина вновь разрыдалась. Надя хотела было привычно  ее обнять и начать гладить по голове, но не было сил встать со стула. Просто ноги к полу приросли. А тело в сорок девять килограммов казалось неподъемной тушей.

Марина рыдала. Надя пыталась найти что-то новое в давно изученной репродукции над столом.

- Если хочешь, дам телефон хорошего специалиста, - Надя с удивлением услышала свой спокойный и равнодушный голос, - его услуги стоят тысяча рублей в час. Но это, действительно, очень хороший специалист. И имей в виду, одним сеансом ты не обойдешься…
- Сколько??? - слезы в миг высохли на Марининых глазах, - тысяча рублей в час?! Да ты с ума сошла! Откуда у меня такие деньги, чтобы на ерунду всякую тратить?! Тысяча рублей в час за разговоры?!
- Ну с деньгами, насколько я знаю, у тебя проблем нет.И это не ерунда. Это твое здоровье. Это твоя возможность начать другую жизнь. Это твое умение корректировать свое состояние. Это твое умения справляться со своими проблемами самой, а не сваливать их на окружающих. Это...
-Боже, боже! Куда катится мир?- перебила Надю Марина, - мы уже не можем шагу сделать без денег! Мы не можем слова доброго сказать близкому человеку бескорыстно! Брать деньги, да еще какие, просто за разговоры! Уму не постижимо! И какую новую жизнь начать? Я не хочу никакой новой жизни!
-Как хочешь, - собрала в кулак последние силы Надя, - можешь не ходить к специалисту. Но я больше не буду тебя выслушивать… И чай пить не буду с тобой… Знаешь, Марина, ты ко мне больше не приходи…
- Почему, - растерялась соседка, - почему не приходить? Мне так хорошо у тебя…
- А мне – плохо, когда ты приходишь… И, знаешь, я понимаю, почему ушел твой муж.
Как же он находился с тобой рядом столько времени, а?

Некоторое время они сидели молча. Надя продолжала изучать пейзаж на стене. Марина болтала ложкой в остывшем чае.
- Никому нельзя верить, все кругом предатели, - наконец нарушила молчание Марина.
Надя молчала.
- Ты такая же, как мой бывший… Я всех люблю, а меня все бросают и предают…
Надя молчала.
- Мир катится в бездну. Всем правят деньги, похоть и корысть…
Надя молчала.
-Вам всем воздастся! Вас обязательно накажут за вашу черствость и предательство!

Марина встала и пошла  в прихожую. У двери она немножко потопталась, повозилась с замком в надежде, что Надежда ( какая тафтология!) ее остановит.
Не остановила.

«Вот и все! И совсем не страшно, - лениво думала Надя, -и мне не стыдно совсем. А может быть, я и правда черствая? Нет, я просто больше не хочу быть Марининой жилеткой. Я ничем ей не могу помочь. Я не умею ей помочь. Пусть это делают те, кто умеет. Хотя не знаю, нужна ли ей помощь? Но это не мое дело, пусть решает сама...»

Надя нашла силы подняться. Убрала посуду со стола в раковину. Ей очень захотелось спать, хотя сегодня она замечательно выспалась.
« Перееду на следующих выходных в новую квартиру, а ремонт уж потом как-нибудь….»- укутываясь теплым пледом, решила Надя.

И от этой мысли ей стало легко и радостно.