Виола Мальми

Мария Моргенштерн
У этой женщины два имени - Виола Генриховна и Виола Валентиновна. Первое было дано ей при рождении, а второе - присвоено народом и, по словам ее самой, во много раз дороже. Виола Валентиновна не любит говорить о себе, но согласилась рассказать о своей работе и творческих планах.
Виола Мальми начала свою деятельность двадцать один год назад, ради собственного интереса. Поначалу никто не воспринимал всерьез ее желание возродить, сохранить карельскую культуру. Лишь в Финляндии, в маленькой коммуне Рануа, нашлись люди, оценившие работу этой маленькой, хрупкой, но сильной женщины по достоинству и предложили ей свою помощь: место для проведения спектаклей, декорации, костюмы. С тех пор в Финляндии, а потом и в России, было показано десять спектаклей, в которых участвовали коллективы как Карелии, так и Финляндии. 
В основе сценариев лежит карело-финский эпос <Калевала>. Главной задачей спектаклей является демонстрация общественных проблем прошлого, раскрытие характеров персонажей через обстановку, обряды. Например, обряд рождения в <Калевале> являлся определяющим для будущего героя. Будет ли он храбр, силен, весел или мудр? Все это определяет рождение. Эпос также иллюстрирует и отношения между людьми. Например, трагедия Айно, выбранная основой для следующего спектакля: мать сватает ее за самого богатого, сильного, самого завидного жениха - мудрого Вяйнемейнена. Но Айно решает, что лучше уйти из жизни, чем подчиниться тому, что противно. По мнению Виолы Валентиновны, это должно показать современной молодежи, насколько различна мораль ушедших лет, когда в почете были честность, девичье целомудрие, искренность и простота, и наступившего времени, когда на первый план выходит торговля всем: совестью, честью, дружбой и даже любовью.
Неправильно то, считает Мальми, что происходит сейчас с русским языком: слэнги, жаргонизмы, англицизмы и прочие чужеродные слова загрязняют прекрасный русский язык, убивают его чистую красоту. Люди культуры, интеллигенция, должны ставить заслон от загрязнения русского языка, русской культуры. Удивляет невнимание властей к этой проблеме - был проведен проект о возможном создании сезонов русской культуры, в ходе которых люди могли бы встретиться с подлинным русским языком, русским танцем, музыкой, живописью. Но кто встанет во главе? Нужна безошибочная кандидатура на каждый жанр, нужны конкурсы. Нужно объединить все твоческие и профессиональные силы, озадачить этой программой всех. Привлечь как можно больше участников и оттолкнуться от традиционных методов работы, провести идею современно и профессионально, предоставить как можно больше конкретных практических знаний, но при этом не переходить на самодеятельность, которая погубит весь смысл.
Еще одним значимым проектом являются <Анонсы> на телевидении. Планируется, что это будет передача о христианских православных праздниках, выходящая непосредственно перед ними и объясняющая их значение, историю, обряды. Предстоит огромная работа по сбору материалов, привлечению Церкви, популяризации христианских обрядов.
Параллельно планируется выход книги с рабочим названием <Я пишу о танце>. До этого было издано девять книг, содержащих несистематизированный материал о танцах, играх, обрядах. Новая книга пишется с целью выявить и объяснить каноны танца, да сих пор никем не выделенные. Виолой Мальми изучены все возможные документы, найдены все источники, но нигде не найден этот <свод законов>.
Из вышедших книг, говорит Виола Валентиновна, наиболее важными являются <Истоки Карельской Хореографии> и <Праздник и Танец>. Авторский состав Мальми подбирает лично, исходя не из количества ученых степеней, а из знания ответов на интересующие ее вопросы. В итоге вместе с ней может работать и ученый с несколькими высшими образованиями, и обычный педагог. Все это делается ради популяризации знаний, ведь все, что пишут о танце и культуре вообще - научные статьи, доступные лишь узкому кругу лиц. Книга же - общедоступна.
Нельзя не сказать и о фольклорном театре <Горница>, любимом детище Виолы Валентиновны. В этом году ему исполняется двадцать один год. За это время театр принял участие во множестве фестивалей, как российских, так и международных, посетил с гастрольными турами Финляндию, Швецию и массу городов, поселков и деревень республики Карелия. В репертуаре <Горницы> есть национальные вепсские, карельские, ингермаландские и финские номера, собранные в поездках по деревням и обработанные Виолой Мальми.
Работа этой мужественной женщины, безусловно, достойна внимания каждого россиянина. Как же иначе узнать больше о культуре, истории, традициях нашей страны, предков, народа?