От сессии до сессии живут студенты весело!

Мила Джонс
(ИЗ АНГЛИЙСКОГО ДНЕВНИКА, ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ).

               

Эта крылатая фраза имеет международное значение. Однако, развлечения у наших русских студентов, проживающих и обучающихся в Великобритании, ограничены жестским регламентом – «грызение» гранита наук на иностранном языке требует гораздо больших усилий и времени. Январская сессия позади, и практически без каникул (если не считать Рождественских) – в новый семестр.

Было интересно пообщаться с группой наших студентов, обучающихся в Бристоле (Университет Западной Англии – UWE) и Фэлмосе (Университет Юго-Западной Англии).
Ольга (23 года, москвичка, изучает Туризм и Управление отраслью),
Андрей    (26 лет, из Казахстана, закончив курс Бизнеса и Туризма в своей стране, учится в аспирантуре университета на степень Магистра по Маркетингу),
Наташа (22 года, из Латвии, изучает Архитектуру и Проектирование),
Яна (19 лет, из Петербурга, изучает Бизнес и Маркетинг) и
Ксюша (20 лет, из Петербурга, изучает Текстильный дизайн).

Первые трое приехали учиться по студенческим визам, имея чисто теоретическое представление о системе образования в Великобритании. Две последние девушки обучались до поступления в вуз в колледжах в Южном Уэльсе, имеют двойное гражданство и безусловно, были несколько лучше подготовлены к университетской жизни.

На вопрос, что им нравится в системе обучения в Британском Университете, все единогласно ответили, что, благодаря лекциям сугубо по специализации, срок обучения составляет всего 3 года (в отличие от 5 в России) и это молодежь очень устраивает. Плюс, отсутствие какого-либо давления со стороны преподавателей и кураторов предоставляет им полную свободу и независимость. Второе имеет и негативную сторону : Ольга, например, являясь студенткой 2-го курса до сих пор привыкает к самостоятельности овладения материалом. Лекции дают малую часть знаний, остальную информацию необходимо выкапывать в библиотеке или в университетском Интернете, причем никто особенно не объясняет, как эффективно пользоваться электронной системой. «Общение» с преподавателями идет через письменные задания, выполнять которые необходимо регулярно по прослушивании нескольких лекций и представлять ответы (порядка 5000 слов) в четко указанный день до 14.00.  Работы, представленные позже – не рассматриваются. «Зачет» или «Незачет» отражает степень усвоения материала и учитывается на экзамене. Грамматические ошибки «не носителей языка» никто не поправляет, в лучшем случае преподаватель исправляет стилистику, так что «полировать» язык ребятам тоже приходится самостоятельно.
Андрей, закончив вуз в России, сравнивает преподавателей. «Здесь они все такие спокойные и простые в общении. Наш куратор, например, частенько ходит со своими студентами в паб. Никого из студентов преподаватели  не «напрягают», не отчитывают за неуспеваемость и уж тем более не повышают  на них голос».
Университет в Казахстане Андрей закончил с общей оценкой «посредственно», здесь он – отличник. Еще несколько лет назад разрешалось пересдавать экзамены  до пяти раз, с прошлого года – только два раза.

Яне нравится то, что можно выбирать лекторов и кураторов. «Не понравилось, как один лектор читает лекции или куратор дает пояснения - идешь в офис своего факультета и узнаешь, кто еще и когда читает лекции по той же теме или кто еще помогает разбираться с вопросами и - меняешь преподавателя».

Сдачу сессии все наши ребята отмечают как стрессовый момент студенческой жизни, однако, если не пропускаешь лекции и во время сдаешь письменные задания – все не так уж и страшно, хотя расписание иногда составлено так, что на один день приходится по два экзамена.

Помимо своей специальности университеты помогают овладеть целым спектром навыков и знаний через сеть студенческих обществ и секций. В UWE их более 100. Названия самые разные: робототехника, компьтерные классы, как открыть собственный бизнеса,  как стать хорошим руководителем, вегетарианство, каратэ и т.п. Все секции бесплатные.

Вывод напрашивается один и все ребята с ним согласны: если есть старание и желание учиться, университеты предоставляют для этого уникальную возможность.

Однако, на вопрос, что же не устраивает наших студентов или кажется шокирующим каждый ответил по-разному.
Ксюша считает, что оплата за обучение все-таки довольно высокая (имеющие Британское гражданство студенты платят также, как и коренные жители – чуть более 3-х тысяч фунтов в год, хотя в целом лекционных часов совсем немного, многие учебники нужно покупать самим, ну и, соответственно, оплачивать проживание и питание.
Большинство студентов ежегодно берет у государства денежную ссуду на обучение под  4% годовых. Возвращать деньги можно постепенно после окончания университета и устройства на работу с окладом не менее 15 тысяч фунтов в год.
Студенты-иностранцы платят гораздо больше и на ссуду претендовать, безусловно, не могут.

Наташа сетовала на то, что никак не может выбрать себе хорошего куратора, чтобы терпеливо и доходчиво отвечал на все вопросы, которых у нее возникает слишком много после лекций.

Ольга и Яна разочарованы отношением к учебе студентов-англичан.
«Конечно, в Оксфорде и Кембридже подавляющее большинство студентов пытается добиться хороших результатов в учебе, в менее известных вузах их число едва ли дотягивает до 20%. С такими студентами интересно общаться, они подзаряжают энтузиазмом и целеустремленностью, в них чувствуешь конкурентов. Но таких, к сожалению, меньшинство».
Ольга смеется: «Студент второкурсник совсем недавно спросил у меня как пройти в библиотеку? Похоже, это было праздное любопытство! Многие до самого окончания так и не знают, где же библиотека и зачем она нужна».
Зато, массу времени и денег (все из той же ссуды на учебу) тратят на ночные клубы и нелепые наряды. К обычаю некоторых студентов посещать лекции в пижамах нашим ребятам уже не привыкать, хотя по-началу казалось, что аудитория напоминает больничную палату. Не удивляет и то, что для многих британских студентов регулярное посещение ночных клубов (не менее 5 раз в неделю!) – это норма.

Студенты-первокурсники, в основном, живут в общежитии. В UWE – это с десяток высотных корпусов на территории университета. Каждый имеет свою комнату с удобствами и делит кухню, как минимум, еще с шестью студентами.
«Чтобы описать студенческую кухню не хватит Жванецкого вместе с Задорновым», - говорят ребята. Британская молодежь, к сожалению, ни готовить, ни убирать за собой не очень-то приучена. Живут на «фаст-фуде» и пепси-коле. Санитарное состояние кухонь никто не контролирует. Вот и напоминают они склады пустых коробок из-под пицы. Раковины, как правило, завалены грязной посудой. Ксюшины соседи просто закупали горы новых тарелок, чтобы не мыть грязные.
Яна и Ольга тщетно пытались установить «график дежурства по кухне» - на принцип коллективной ответственности никто не откликался. Но, когда один из парней завел себе подружку, он каждый раз перед ее приходом самым тщательнейшим образом  приводил кухню в порядок. Вероятно, очень хотел произвести хорошее впечатление. Жаль, что их дружба быстро распалась. 

Как известно, по окончании университета выдаются дипломы 1-ой, 2-ой или 3-ей степени, в зависимости от экзаменационных оценок за период обучения и уровня дипломной работы. Когда читаешь в Британских газетах о том, как выпускникам трудно найти работу в условиях кризиса, хочется задать вопрос: дипломы какой степени они имеют? Наверняка работодатель предпочтет специалиста с дипломом высшей степени, ведь вполне логично: как студент относился к учебе – так он и будет относиться к работе.

Зная, что легче найти работу имея за плечами практику, университеты предлагают студентам после 2-го курса поработать по специальности в компаниях или на предприятиях, которые такое трудоустройство предоставляют и даже оплачивают. Конкурс в такие компании, как «Микрософт» или «Интел» достигает до тысячи студентов на место. Все порадовались за Яну, которой повезло выиграть конкурс на практику в «Интел». Большим плюсом для международной компании оказалось также ее владение «иностранным», т.е. русским языком.   

За наших ребят остается только порадоваться и пожелать им  продолеть все трудности и добиться самых высоких результатов, применяя полученные знания и навыки либо в России, либо здесь, в Великобритании.

 А для абитуриентов этого года новости не совсем утешительные: в последнем номере газеты “Sunday Express” от 14 февраля сообщается, что в этом году будут введены ограничения на набор студентов и сокращено количество университетских мест. Причина, по признанию Лорда Мэндельсона, состоит  в нехватке средств на высшее образование. Идея Тони Блэра, заключавшаяся в том, чтобы 50% выпускников школ стали студентами университетов потерпела финансовое фиаско. Для воплощения идеи в жизнь целый ряд политехнических учебных заведений был преобразован в университеты, включая те, где учатся ребята, с которыми мне удалось побеседовать. Но вот из-за слабой школьной подготовки  заканчивали такие университеты всего 50% от поступавших, причем, с дипломами всех степеней. Четверть поступивших студентов отсеивалась уже после первого года учебы. Для сравнения: университеты Лондона заканчивает до 90% всех поступивших, причем получая дипломы высшего разряда. Нельзя забывать, что в Лондонских вузах учится большое количество иностранных студентов, которые платят вдвое больше за свое обучение, что позволяет университетам иметь больше средств в бюджете, вкладывая их в качество преподавания.
Что же конкретно следует ожидать абитуриентам этого года? Прежде всего, более строгих требований к оценкам аттестатов – повышенный проходной балл.
Роста оплаты за обучение, которая поднимется до 5000 фунтов в год.
Студентам из семей граждан Объединенного Королевства с достаточным бюджетом, скорее всего, будет отказано в получение ссуды на учебу в университете по причнине большой задолженности выпускников по возвращению денежных ссуд. В 2018 году сумма задолженности приблизится к 55 миллиардам фунтов стерлингов. Цифра внушительная.

И тем не менее...неизменным останется принцип студенческой жизни: от сессии до сессии...!