Обустроим ли?

Борис Гуляев-Бегом
      Александр Солженицын дал нам всем своей статьёй «Как нам обустроить
Россию» богатую пищу  для  раздумий. Даже одно  начало  этого  манифеста
возрождения России звучит символично: «Часы  коммунизма - своё отбили».
Как  тут не вспомнить начало другого манифества – манифеста коммунисти-
ческой  партии,  написанного почти  полтораста лет назад: «Призрак  бродит
по Европе – призрак  коммунизма». Через добрую сотню лет призрак комму-
низма реально воплотился  в  свою  переходную  фазу – социализм. Но явля-
ется  ли  этот  социализм  тем, о котором думали основоположники марксиз-
ма?
      К сожалению, надо признаться, что наш социализм преуспел только в од-
ном – в ликвидации  частной собственности и частнособственнических отно-
шений. То,  что было  заложено в  манифесте компартии, а  именно: «комму-
нисты  могут  выразить свою теорию одним положением: уничтожение част-
ной собственности» -  это положение выполнено  превосходно. Для  осущес-
твления  подобного,  прямо говоря, нужна была только организованная сила,
которая  смогла  бы  свалить в борьбе силу противостоящую, что и было сде-
лано в октябре семнадцатого и в последующие годы. На  место частной  соб-
ственности пришла общенародная,  точнее,  государственная  собственность.
Борьба  капиталистических  монополий в дореволюционной России благопо-
лучно завершилась государственным монополизмом. Борьба классов, в свою
очередь, закончилась установлением  диктатуры  пролетариата,  точнее, дик-
татуры  ЦК  партии  большевиков. Все эти предпосылки создали в стране ус-
ловия по переустройству  жизни  народа  на  новый  лад, желал  он  того  или
 нет. И подобная  гигантская  работа началась. Мы знаем  основные этапы не-
лёгкого пути. Те великие  трудности,  те жертвы и людские  трагедии, встре-
ченные на этом пути, никогда не могут быть забыты, а виновные в жертвах -
прощены. Но не всё, далеко  не всё в нашей  послеоктябрьской истории нуж-
но представлять  в  чёрном  цвете. Были  славные  победы,  времена  надежд,
светлые личности,  шедевры в искусстве. Но избави бог  связывать всё хоро-
шее в истории советского периода  с  её преходящими вождями и их полити-
кой. Многое, если  не всё, делалось не благодаря, а вопреки вкусам вождей и
правящей верхушки. В народе, как в огромном резервуаре, собирается и хра-
нится бесценным  капиталом  непреходящее  богатство  души и разума чело-
века, святые понятия о правде, совести, справедливости, стыде. Именно этот
запас  добра  не  даёт  нашему  обществу окончательно  превратиться в стадо
дикарей и варваров. И нынешнее  обращение  официальной  идеологии  к об-
щечеловеческим  ценностям,   можно  сказать,  закономерно.  Это  нелишний
раз  говорит о кризисе политической власти и идеологии в стране, отрыве их
от  народа,  его  интересов и забот. Однако  коммунистических  идеалов этот
кризис не задел и задеть не мог, так  как воплощённых  идеалов  коммунизма
у нас вообще не было, были  лишь  фразы и лозунги. Общечеловеческие цен-
ности входят составной, неразрывной  частью в  коммунистические  идеалы,
не видеть и  не признавать  этого было бы бесчестно. Вульгарные толковате-
ли  коммунизма  немало потрудились, дабы затушевать и извратить гуманис-
тический смысл его идей. Никто не  принёс  больше вреда религии, чем сами
служители  культа,  превратив  своё служение богу в дармовую  кормушку  и
гнездо разврата. То же самое  можно  сказать о тех  чиновных  коммунистах,
кто за высокими  словами  об  идеалах  коммунизма  прятал  свою  духовную
нищету, своё бескультурье, цинизм, кто шёл на всё, лишь бы сохранить свои
привилегии, даваемые властью.
      Сегодня, когда у нас в стране маятник истории качнулся в сторону  анти-
коммунизма, я рискую вызвать  своей защитой коммунизма на себя людской
гнев. Я  не  коммунист  и  никогда  не  состоял в  этой партии. Просто лет во-
семь-девять  назад  мне  довелось  хорошо  заняться  теорией  научного  ком-
мунизма Маркса и Энгельса  и  вообще  их  наследием. Скажу честно, я  пре- 
клоняюсь перед умом и талантом этих людей, то, что они сделали – действи-
тельно  серьёзно  и  необходимо  цивилизации.  Отбрасывать  такое   дорогое
наследство – просто безумие. Не будем повторять ошибок истории. Если  мы
всё же  отбросим  марксизм  и  ничего ценного не оставим,  то  всё равно  мы
придём  рано  или  поздно  ко  многим положениям  их  теории, но пройдя по
новому  историческому  кругу,  принеся  множество страданий  и жертв. Мы
придём  к  ним  потому, что в основе учения  Маркса и Энгельса лежит неко-
лебимо понятие «гуманизм».  Не их вина, что стремление их последователей
к  идеалам  подлинного гуманизма обернулось в  итоге морем бед. «Дорога в
ад  вымощена благими  намерениями». Пусть этот афоризм призывает нас не
к  пассивности,  а   к  ответственности,  мудрости,  осмотрительности,  чтобы
любое  наше  слово  или  дело не легло новым булыжником в дорогу  к  аду.
      Да, Маркс и Энгельс признавали необходимость насильственных действий
со стороны пролетариата для завоевания  политического господства и ликви-
дации  буржуазной  собственности. Но вместе с тем  они говорили, что были
бы  последними,  кто  проголосовал за подобные меры, если бы  иного,  мир-
ного пути  перехода  власти  найти не удалось. Однако одно  насилие порож-
дает другое, другое – третье… Путь насилия всегда чреват  непредсказуемы-
ми  последствиями, на  котором  неизбежно рушатся все нравственные и  мо-
ральные  принципы,  и он  никогда здесь не может  быть,  как  я  думаю, пра-
вильным  путём. Только ненасилие,  терпимость,  мудрость,  здравый  смысл
действительно помогут найти выход из кризисных ситуаций общества.
      Возвращаясь  к  вопросу о собственности, следует сказать, что зло заклю-
чается  не  в  самой  частной  собственности  как  таковой, а в произволе соб-
ственника,  и  тем более, если  этот  произвол защищён законом. Социальная
 революция  должна  смести  не столько сам принцип собственности, сколько
произвол собственника  и законы, его защищающие. Вопрос остаётся только
в том – можно ли было  смести  их  ненасильственным  путём, путём измене-
ния  и  развития законов. Я  думаю – можно, но тут история проиграла бы во
времени,  и  тогда  это  была бы  не  революция, а скорее, эволюция. Револю-
ция – это всегда  в  известном  смысле  выигрыш  во времени, однако за  этот
выигрыш  часто приходится  платить  высокую  цену. В роли  катализаторов,
ускорителей  исторических  процессов  в  данном  случае выступают  талант-
ливые личности – мыслители  и  организаторы. И хорошо,  если бы  эти  лич-
ности не променивали со временем свою изначальную одарённость  на  вож-
дистские амбиции  и  не  тонули  в  склоках  между собой, забыв о народе. 
      Вопрос о собственности становится  сегодня одним из важнейших вопро-
сов  всей  нашей  внутренней  политики.  И  в  этом  смысле суждения  Алек-
сандра  Солженицына  представляются  очень  своевременными.  Александр
Исаевич  как  мудрый  человек  прекрасно  понимает,  что собственность не-
обходима  не  ради  самой собственности, а именно  ради  коренного измене-
ния  отношения  человека  к  своему  делу,  чтобы   пресечь  проклятую  пси-
хологию временщиков, будь то на земле, в мастерской, в цехе,  чтобы  у  все-
го движимого  и  недвижимого  был  рачительный  хозяин. Вместе  с  тем  он
предупреждает о том, что нельзя  допустить  напор собственности и корысти
до социального зла, и  регулятором  здесь могут  быть  противомонопольные
законы. Что касается  собственности  на землю,  то Солженицын прямо гово-
рит: отказать деревне в частной  собственности – значит  закрыть её уже  на-
всегда. Но  земля  ни  в  коем  случае не должна попасть в руки крупных спе-
кулянтов или дельцов теневой экономики, способных подкупить продажную
администрацию. Только крестьяне-земледельцы могут быть полноправными
владельцами. Все, кто желает  иметь участок земли и сами его обрабатывать,
также должны  иметь возможность и право  на её приобретение, причём бес-
платное. «Ограничение  земельного  участка  предельными размерами - само
по себе никак  не стесняет  трудового смысла и трудовой свободы, напротив,
побуждает хозяина на улучшение обработки, интенсивность методов». Здесь
я  вспомнил  чьи-то давно услышанные слова, что если бы доброму человеку
отдали навсегда  хотя бы  один  квадратный  метр земли, то он превратил бы
его в рай. Добрых людей  у  нас немало, так давайте же сделаем доброе дело, 
пусть земля  наша  зацветёт  раем.
      Особенно близки мне мысли Солженицына об огромном зле крупных го-
родов  и  вообще  существующей  порочной  форме  расселения  народа. При
таких  гигантских  размерах  страны  мы  умудрились скопить подавляющую
часть населения в нескольких десятках крупных  городов, породив  невидан-
ные по количеству и сложности проблемы. Вопреки  здравому  смыслу  и ло-
гике, вопреки  природе, вопреки,  наконец,  коммунистическим  идеалам, от-
рицающим вообще гигантские городские поселения, мы  живём, задыхаемся,
давимся, сходим с ума и не знаем, откуда  нам  ждать  избавления. Тогда  как   
великие  российские  равнины  смотрят  на  наши  проблемы  и  смеются над
нами, над  нашей глупостью и слепотой. Оглядывание на Запад, на их гиган-
ты-мегаполисы  здесь  неуместно. Проблемы  мегаполисов  смягчены  значи-
тельно жесткой рыночной экономикой,  но всё же  и  у  Запада забот хватает,
проблемы  эти  общие,  мировые. «Станет  или  не станет когда-нибудь наша
страна цветущей – решительно зависит не от столиц,  а от  провинции. Ключ
к   жизнеспособности   страны, – пишет  Александр  Исаевич, – и  к  живости 
её  культуры –  в  том,  чтобы  освободить  провинцию  от  давления  столиц, 
и сами столицы, эти болезненные гиганты, освободились бы  от  искусствен-
ного переотягощения своим объёмом и необозримостью своих функций».
      Как ни парадоксально, но убеждённый противник коммунизма Александр
Солженицын выступает  здесь  своеобразным союзником основоположников
научного коммунизма. Одним  из  необходимых условий построения комму-
нистического общества  они считали  преодоление противоположности меж-
ду городом и деревней. Преодоление  путём  более равномерного расселения
людей  по  территории  страны с ликвидацией  огромного скопления  населе-
ния  в  городах  с  одной стороны,  и  ликвидацией  распыленности сельского 
населения с другой. Однако  послеленинские  вожди  нашей  компартии,  как
мне  кажется,  вообще  не  придавали  этому  фундаментальному положению
научного  коммунизма  какое-либо значение,  его  как  бы  не  было вовсе.  В
итоге сегодня  противоположность  между  городом и деревней у нас достиг-
ла  крайних  пределов. На одном  полюсе – задыхающиеся в давке  и  в суете
большие  города,  на другом – обезлюдевшие деревни. Пренебрежение и заб-
вение положения о снятии  противоположности  между городом  и  деревней
в стране, ставшей  на  путь  коммунистического строительства, я  считаю од-
ним из тяжких преступлений  против  теории научного коммунизма. Однако,
что уж теперь  кулаками  махать,  довольно  и  того,  что  есть  всё  же  люди,
осознающие  это.  Вместе с  тем  надо  понимать,  что  новая  расселенческая
политика  станет реальностью только с изменением собственности на землю,
а  также  бурной  волной  развития  средств  транспорта,  связи  и  локальной
энергетики. Думаю, без помощи и опыта развитых  капиталистических стран
нам здесь не обойтись.
     Пусть успокоятся некоторые  перепуганные горожане. Никто насильно го-
рода расселять не собирается. Речь идёт только о том, чтобы  по-настоящему
обжить  и  обустроить  нашу обширную землю. Ведь действительно, живя на
этой земле не одно столетие, мы  так и не обжили её как следует. Нужно сде-
лать  так,  чтобы  каждый человек, где бы он ни находился, не чувствовал се-
бя  оторванным от мира, от всего его многообразия. Люди сами потянутся из
городов  как  только  почувствуют преимущества условий внегородской сре-
ды обитания, создаваемые свободной  работой  на  земле  или  другими заня-
тиями, транспортом, связью и прочее.
      В заключение приведу слова Александра Исаевича. «Для  чего-то же дано
земле – чудесное,  благословенное  свойство  плодоносить.  И -  потеряны  те
скопления людей, кто не способен  взять  от  неё  это  свойство…  Земля  для
человека  содержит  в  себе  не  только  хозяйственное  значение, но  и  нрав-
ственное».


    Сентябрь 1990 г.