Саркофаги в Ашкелоне

Владимир Холмс
    Эти саркофаги находятся в археологическом дворике в районе Афридар г. Ашкелон.

    Мой перевод с английского статьи профессора Михаеля Ави Ёноха (Michael Avi Yonah) с музейного буклета.

    Два саркофага были найдены в песках северо-западной части района Афридар в Ашкелоне при проведении земляных работ во время строительства новых домов.
    Из сообщений мы не смогли узнать многого о самой находке за исключением того факта, что саркофаги были найдены лежащими горизонтально на глубине порядка 1,5м. Не был ясен тип захоронения, в котором они находились. Однако, могло быть и так, что саркофаги просто стояли и никто не использовал их.
    Есть три вопроса для обсуждения касающихся саркофагов:
    А – их происхождение.
    В – что обозначают изображения высеченные на них.
    С – их стиль.
    А. Их происхождение не трудно предположить, хотя имеет смысл определить откуда пришёл камень. На первый взгляд кажется, что саркофаги были сделаны из аттического мрамора подобного тому из которого были сделаны сркофаги из Кейсарии.
    Этот факт и незаконченные головы показывают, что саркофаги относятся к тому виду товаров, которые изготавливались в центре резьбы по камню в Греции или Малой Азии и высылались по заказу в другие страны.
    Тот факт, что головы не окончены, приводит к одному из трёх предположений:
    1.Саркофаги ещё не были использованы  для похорон. Трудно принять это предположение в свете находки в Тель Меворах, где в мавзолее саркофаги были найдены с незаконченными головами
    2.Во время похорон на месте отсутствовал подходящий мастер-камнерез. Это предложение также трудно принять в свете высокого уровня эллинизации в Ашкелоне.
    3.Похороны были срочными и не было времени высекать голову  умершего.

    В.Что касается работы по камню, то не составляет труда идентификация рельефа на одном из саркофагов, потому, что мы видим там одну из наиболее общеизвестных мифических историй изображавшихся на саркофагах в классическую эру: похищение Персефоны (Коры) дочери Деметры – богини плодородия Аидом (здесь Hades) – братом Зевса и правителем подземного царства. Обнаружение этой сцены на саркофаге легко понять, поскольку миф о Персефоне, который символизирует посев зерна и его проростание после зимы также относится к смерти. Зерно тоже оживает, подобно тому, как Персефона освобождалась из подземного царства на шесть месяцев каждый год. В свете символики этой сцены не удивительно, что до сих пор подобная сцена обнаружена уже на шестидесяти саркофагах. Обычно композиция изображения состоит из двух частей: на одной – бог Аид в своей колеснице и в его руках борющаяся Персефона, на второй – Деметра преследует похитителя на своей колеснице. На саркофаге из Ашкелона изображение Деметры отсутствует.
    Мы видим Аида изображённым спереди, голова его повёрнута влево, Две лошади тянут колесницу Аида, Персефона изогнула своё тело назад, в то время как руки Аида охватили её талию и спину. Гермес идёт перед колесницей, как на большинстве изображений подобного рода. Кошелёк (сумка для денег) около его ног, крылья на его голове и на ногах и caduceus в его левой руке составляют типичную его характеристику.
    Трёхглавая собака на основании символизирует направление движения, это Кербер (Karbos) , он охраняет врата подземного царства.
     Слева от колесницы находится корзина полная цветов и фруктов указываящая на обстоятельства происшествия с Персефоной – она собирала цветы, когда Аид осуществил свой заговор. Фрукты в корзине – символ плодородия, что является сферой влияния Деметры. На заднем плане мы видим упавший факел, который символизирует угасание света жизни и функцию Деметры, как богиню ритуальной музыки в Альбасии. Другой символ – это петух под лошадью около колесницы – символ бога исцеляющего- Асклепиуса, который, согласно комментариям Сократа связан с похоронной церемонией, что вылечивает человека навсегда!
    Две фигуры с каждой стороны фасада, конечно же символизируют родителей усопшего. Может быть мать берёт на себя роль Деметры, траурной матери.

    С. На фасаде саркофага легенда изображена с минимумом фигур и задний план (фон) почти пуст. Здесь нет "боязни пустого пространства ", что  было так характерно для восточного и позднего классического искусства. Вместе с тем, художник использовал классическую модель, которая восходит к рельефам 4-го века до нашей эры школы в Skopas. Работа по камню исполнена очень бедно. Достаточно отметить одежды Аида и Гермеса раздуваемые ветром в противоположных направлениях, чтобы определить, что мастер сложил вместе две разные модели без достаточного понятия (Трепещите двоичники, и через столетия ваши ошибки будут резать глаза и вызывать справедливые нарекания! прим. переводчика). Техническое исполнение также очень грубое, слишком часто видны следы сверла. Эти признаки указывают на то, что саркофаг был сделан не ранее 3-го века нашей эры
    На узких сторонах и на здней стороне саркофага изображены грифоны – хранители могилы заказчика вместе с инструментами очищения или вазами для хранения праха усопшего.

    Более сложные проблемы иконографического порядка встают в связи со вторым саркофагом (фото). На его фасаде изображена битва, которая распространена и на обе узкие стороны саркофага. Только на здней стороне мы видим  другую сцену: два льва выследили быков. Есть разные сцены охоты, но ясно, что для нас особенно интересна батальная сцена, где обнаженные фигуры борются с другими, также обнажёнными, но в шлемах.
    Что необходимо здесь сказать, так это следующее.
    Первое, Центральная мужская фигура облачена почти целиком в греческие доспехи, за исключением шлема.
    Второе, мужчина с левой стороны, упавший со своей лошади, одет в короткое верхнее платье.
   Третье, некоторые мужчины со шлемами на головах одеты в подобное платье.
    Бойцы с обеих сторон – это всадники, что мы определяем по количеству лошадей (или лошадиных голов) на рельефе.
    Также ясно, что победитель – это мужчина со шлёмом на голове, почти целиком изображённый в верхней части рельефа, тогда, как побеждённые, без шлёмов, изображены в нижней его части.
    Для понимания сцены мы должны упомянуть битвы, которые обычно изображались в классическом искусстве:
    боги против гигантов,
    греки против кентавров,
    греки против троянцев,
    греки против амазонок,
    греки или римляне против варваров.
    Ясно, что это не изображение битвы между богами и гигантами, греками и троянцами или греков против кентавров. Действительно, в очаровательной работе Гомера троянцы и греки поставлены в один ряд. Стоит вспомнить, что уже в 6 веке до н.э. обе стороны изображались, как битва равных и этот стиль продолжался и в последствии.
    Также ясно, что перед нами не битва с амазонками, которая изображена, например, на саркофаге из Тель Меворах, чьё художественное исполнение подобно ашкелонскому саркофагу.
    Остаются различные кампании против варваров, где обычно изображались три нации. Персы, например, появляются на "саркофаге битвы Акександра" из царского захоронения в Сидоне, в своих обычных одеждах: куртках и брюках,  в масках. Также германцы в битвах с римлянами, но не с греками. В римском искусстве изображение обеих сторон более реалистично, без мифической наготы, которая характерна для победителей на саркофаге, что перед нами. Кроме того, легко идентифицировать германцев по их непричёсанным волосам, бородам, одеждам и вооружению.
    Нам остаётся третья возможность – это битва с галатами. Эти племена вторглись в Малую Азию в 279 г. до н.э. и победили армии селевкидов. Чтобы заключить с ними мир. монархи региона отдали им области вокруг Анкары и с тех пор этот регион называется Галатией. Галаты воевали со многими греческими городами. В 230г. до н.э. Attalus I, царь Пергама, сражался с галатами чтобы "спасти" Малую Азию.. В 168-165г.г. до н.э. Attalus II уничтожил галатов, когда он ещё был принцем (королём был  Eumenus II)
    Эти две битвы стали объектами для целой линии художественных произведений, таких как статуи, трёхмерные группы статуй, рельефы и картины.. В том числе огромный алтарь в Пергаме и различные изображения умирающих галатов. Сохранилось некоторое количество саркофагов с изображениями битвы с галатами, наиболлее известный хранится в Капитолийском музее в Риме. По мнению исследователей он был сделан во времена Марка Аврелия (около 170г. н.э.), когда вспыхнула борьба между римлянами и варварами. На рельефе этого саркофага заметны особенности в ваянии фигур и масштабировании. Победители изображались при полном вооружении, а побеждённые обычно нагие в соответствии с галатской манерой поведения в бою. У них были нерасчёсанные волосы, длинные усы и они носили кручёные металлические браслеты. При адаптации эллинистических изображений к римской версии было внесено несколько изменений, частично как результат ошибочного восприятия источника, а частично благодаря характерному желанию римлян никогда не видеть поверженными римских солдат или победоносного врага, даже если в конце концов римляне брали верх. Традиционная греческая философия, наоборот, требовала отражения реаль ности, позволяла врагу частичную победу.
    На ашкелонском саркофаге несколько погибших изображены на стороне побеждающих и поэтому мы можем сказать, что перед нами творение в эллинистическом стиле, неамотря на технические дефекты. Более того, греки здесь, за исключением командира, появляются как героические солдаты – обнажёнными, а не в своих реалистических доспехах, согласно с эллинистическими пожеланиями людей из Пергама представить мифическими размеры победы над галатами.
    Известно, что много легенд было сложено об изгнании захватчиков из Дельф. Мы читали, что бог Апполон сам, во всём воём великилепии явился спасать свой храм и заставил врагов бежать. Чтобы увековечить свою победу пергамские цари посвятили огромный алтарь Афине и Зевсу и теме победы (Nicephorus). Возможно, что ашкелонский саркофаг тоже намекает на присутствие богов. Фигура, которая держит волосы командира упавшего со своей лошади, возможно,  Артемис. Этот угол саркофага серьёзно повреждён и мы не можем уверенно сказать, что это Апполон. Обе фигуры стоят в позах подобных тем, что мы видим на саркофаге в Капитолийском музеи – символ победы (колонна трофеев) у основания которой прикованы пленные. Кое-что в изображении пленного, сидящего скрестив ноги в левом углу фасада, указывает на варвара.
    Принципиальная трудность этой интерпретации происходит из двух факторов.
    Первый, побеждённые действительно обнажены, как галаты в других батальных сценах, и у ух лидера длинные волосы, но у остальных короткие и у всех них отсутствуют типичные браслеты и усы.
    Второй, их характерные черты более подобны чертам чёрных африканцев, нежели галатам. Стоит также иметь в виду, что в мастерской, где, по-видимому, был изготовлен саркофаг с амазонками из Тель-Меворах, мастера также придавали каждой фигуре толстые губы и грубые характерные черты, как раз то, что есть на ашкелонском саркофаге.
    Что же касается стиля, то ясно, что  мастер старался полностью заполнить поверхность фасада бойцами, их лошадьми, убитыми и упавшими лошадьми. Техническое исполнение хорошее, но без всякой изысканности, следы сверления многочисленны и атлетические качества тел вполне очевидны. Ясна близость к барочной эмоциональности типичной для школ Пергама и Родоса.
    Это работа 3 века н.э. основана на изображении битвы эллинистического периода. Можно предположить, что это творение мастера, который обслуживал царей Пергама, возможно Пиромахеса (Pyromaches).