ДОЛГ

Александр Влащенко
Я, П… Алексей, родился в простой рабочей семье, почти ничем не отличающейся от других. Учился в обычной школе, рос, как все другие. Сейчас мне двадцать семь лет. Но сколько я себя ни помню, мне всегда сопутствовала удача на деньги. Они всегда – можно сказать, ниоткуда – лились ко мне рекой, и порой я даже сам удивлялся этому. В моей памяти сохранилось множество историй, когда чудеснейшим образом деньги сыпались в мою сторону.

Когда я был ещё ребёнком, случалось, пойду гулять на улице, да и найду где-нибудь под деревцем червончик. Подниму рукой, оглянусь внимательно по сторонам, никто ли не видит, спрячу денежку в карман, и гуляю, как ни в чём не бывало.

В детстве я имел свой тайник под кроватью, где я прятал и копил деньги. Естественно, мелочь. И другой, более зрелый человек, возможно, посмеялся бы над количеством моих мизерных запасов. Но для они имели огромное значение. Может быть, потому, что их скопил (пускай и не заработал) я сам.
И припоминается мне такой случай, когда вечером я сохранил там четыре рубля, а на следующий день изъял четырнадцать. Хотя я точно помню, что положил четыре!..

И такое было не раз…

Через пару лет после окончания школы я успешно поступил в институт маркетинга и экономики. Отец присылал мне через почту небольшие деньги на учёбу и проживание. Родители были не богатые, помогали чем могли. К тому же, я и сам подрабатывал, составляя рефераты, расчётные, практические и другие работы для более обеспеченных студентов. Но вот уже десять лет из памяти моей не вылетает один необычный случай, который происходит отнюдь не с каждым.

Придя на почту для получения очередной родительской помощи, мне дали подписать чек на получение суммы в ТРИ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ. Конечно, я был рад получить такую щедрую помощь. Но я не мог понять, откуда у родителей взялись такие деньги. Отец и за год не заработал бы столько.

Когда на следующий день я позвонил домой, чтобы поблагодарить отца за такие деньги, он удивлённо сказал, что высылал триста долларов, а не три тысячи.

В конце концов мы смирились с тем, что это какая-то фатальная ошибка на почте. Такие суммы на дорогах не валяются. Но мне крайне повезло.

Закончив институт, я уже подумывал о поисках работы. Вычитав в газете объявление о приёме на работу в частное торговое предприятие, я решил обратиться по указанному адресу. В офисе мне по секрету сказали, чтобы я искал другую работу: начальник – наглый взяточник и жадина. Поэтому многие люди увольняются, оставляя рабочее место. И предприятие всегда нуждается в работниках. Но я решил всё-таки с глазу на глаз поговорить с начальником, а потом уж сделать для себя окончательный вывод.

Но, всем на удивление, шеф не взял с меня ни рубля, и, как ни странно, с доброй душой принял меня на работу. Причём на хороших позициях и с хорошим окладом.

Полгода проработав менеджером по доставке продукции на дом, со мной произошла следующая история. В хороший субботний день позвонили из офиса и сказали, чтобы я срочно приезжал в контору для решения каких-то внезапно возникших проблем. Собственной машины я тогда ещё не имел, поэтому ездил на троллейбусах, метро и прочем общественном транспорте.

Времени было мало, я ужасно торопился. К тому же, контора находилась на другом конце города. А отсутствовать на собрании я не мог. Всё-таки престиж в глазах начальника имел для меня огромное значение – во всех отношениях. Поэтому я сел на первый попавшийся транспорт, движущийся как раз в нужном мне направлении.

Скоро будет ходить контролёр и собирать деньги. Все начали шарить в карманах и кошельках. Но вдруг я вспомнил, что в спешке забыл деньги дома. А за неоплаченный проезд обычно налагают штраф в десятикратном размере, а то и больше.

Я уже начал с сожалением думать, сколько же денег мне придётся заплатить, когда напишут штрафную.
Народа было очень много, и разглядеть контролёра издалека было невозможно.

Он приближался, и я уже готовился сказать, что у меня нет с собой денег. Но когда я взглянул на него, я увидел в нём своего старого друга ещё со школьной парты.

Я не поверил своим глазам. Кажется, не виделись сотню лет. Особенно удивительным было то, что двое мы были совсем из другого города, который маленькой точечкой отмечен на карте. И тут – на тебе: совершенно случайно, после долгих лет отсутствия связей, встретились в одном большом городе, в одном транспорте. Он тоже сразу узнал своего бывшего одноклассника.

Мы, исполненные духом радости, пожали друг другу руки, посмеялись вместе, недолго поговорили. Я даже забыл о своей проблеме с деньгами. Но он сразу мне сказал: «Никаких денег я с тебя не возьму. На моём транспорте и в мою смену можешь ездить бесплатно».

Вот это везение! И со старым другом пообщался, и удачно доехал на собрание. Да ещё и бесплатно.
Мы обменялись телефонами и адресами, чтобы заходить друг к другу в гости. И много раз даже помогали друг другу.

Когда я приобрёл автомобиль, я однажды заехал на автозаправочную станцию. Подкатив машину к бензоколонке, попросил одного работника залить в бак пятнадцать литров бензина, пока я расплачиваюсь около кассы. Но лишь в дороге я случайно посмотрел на спидометр и увидел, что бак залит на двадцать литров больше, чем я заказывал.

Через несколько дней, проезжая по этой же дороге, я ради справедливости решил оплатить избыток. Но в кассе сказали, что такого-то числа (какого, не помню) никаких убытков в бензоколонке не отмечалось. Всё было оплачено. Или же действительно кто-то оплатил лишние литры за меня, или же на кассе ошиблись с датами либо цифрами, или же мой «циферблат» просто наврал мне.

Да, много было подобных ситуаций, и это лишь некоторые из них. Я не писал, например, как во время покупок в моей сумке случайно оказывались лишние продукты, или как мне постоянно переплачивали сдачу. Не говорил подробно я также о том, как несколько раз в лотерее выигрывал неплохие суммы.

Но самое главное произошло в субботу, двадцать пятого сентября.

Всё началось с того, что после середины дня я услышал нежданный звонок в квартиру. Я открыл дверь. На пороге стоял незнакомый мужчина высокого роста, лет под сорок. Одет он был необычно, но со вкусом. Чем-то напоминал даже театрального актёра во время спектакля.

Он загадочно улыбнулся, сняв солнечные очки и засунув их в нагрудный карман на кожаной куртке. И за тёмными линзами его очков открылся ясный, добродушный взгляд.

- Здравствуйте, - вежливо произнёс он. – Позвольте зайти.

Для меня это прозвучало весьма странно, так как он даже не представился. Но я из-за чувства такта всё-таки разрешил ему войти (хотя не каждый бы проявил такую терпимость).

Я не столько внимания обратил на его чёрные блестящие туфли, как именно на то, что он прошёл в гостиную, даже не разувшись и не вытерев ноги.

В руках он держал небольшую сумку пепельного цвета из непромокаемого материала.

- Э-э-э. Вы, наверное, насчёт работы? – поинтересовался я.

- Нет. Я по более важному вопросу, - ответил он, свободно сев на диван за маленьким столом.

Хотя что может быть важнее, подумал я и хмыкнул удивлённо, закрыв входную дверь.

Я также вошёл в комнату и сел на стул напротив загадочного гостя.

- Что ж, я вас слушаю.

Мужчина глубоко и даже как-то облегчённо вздохнул, задумчиво глядя в пространство, и начал свой немногословный рассказ.

- Сейчас я не настолько реален, как вам кажется. И в этот момент я не на Земле. Возможно, при этой жизни вы меня ещё увидите, но я уже буду в другом облике.

- Подождите, - удивлённо произнёс я. – Как это? Что вы имеете в виду?

- Я вам всё расскажу и объясню, - спокойно и терпеливо сказал он. – В прошлой жизни, в XIX веке, вы жили во Франции и были очень богатым адвокатом. А я был вашим близким другом, беглецом из отчего дома, так сказать, которого вы милосердно приняли в свой дом и дали работу помощника. Мне всегда хотелось достичь каких-то высот, стать самому себе хозяином, чтобы мне никто не указывал и не учил жить. Именно поэтому я, наверное, покинул родной дом, который мне казался адом. И однажды я занял у вас огромную сумму денег для открытия своей частной предпринимательской деятельности. ШЕСТЬСОТ ТЫСЯЧ ФРАНКОВ. Но до конца жизни я так и не вернул вам эти деньги, хотя позже имел такую возможность. И вот уже полтора века я не могу перевоплотиться, так как не отдал вам долг. Но в течение этой жизни мой дух постоянно был возле вас, и я частично, мелкими порциями расплачивался с долгом. Я подсчитал, сколько это примерно будет в переводе на современную валюту, и… Половину долга я вам уже отдал. Вот другая половина.

Мужчина взял в руки сумку, которая была при нём, раскрыл её и начал доставать оттуда пачки, толстые пачки денег. Это были не просто деньги, а доллары. Много долларов! В каждой пачке под бумажной наклейкой я видел стодолларовые купюры. И всего – пачек двадцать, если не больше.

Я квадратными глазами смотрел на это зрелище. Я был настолько поражён и шокирован, что даже не знал, что и ответить. Мне никогда ещё не приходилось «вживую» видеть столько денег.

А мужчина спокойно, без всякой жалости и корысти выкладывал деньги на стол, будто он был даже рад, что отдаёт их мне.

- Вот. Эти деньги – ваши, - облегчённо сказал он. А затем встал, положил сумку рядом с кучей зелёных пачек, и продолжил: - Спасибо вам за всё. Прощайте…

После этих слов он тихонько ушёл, прикрыв за собою дверь. А я всё это время сидел, как лягушка, бросая удивлённый взгляд то на деньги, то на гостя, и не зная, что сказать.

Но когда до моих ушей донёсся шум закрывающихся дверей лифта, меня вдруг осенило. «Он оставил такие огромные деньги, хотя не прошло и пяти минут с момента его прихода! Как же так?! Ты даже не успел с ним попрощаться, как следует!» - лихорадочно подсказывал разум.

Я вскочил со стула, сиганул в подъезд и быстро побежал по лестнице вниз, как только смог, пытаясь «догнать» лифт. Все мысли в голове перемешались. Этот человек сделал такое великое дело, и из-за чувства справедливости я не мог позволить просто так исчезнуть ему из моей жизни. Я даже не знал его имени.
И вот – я уже перепрыгнул последние ступеньки на первом этаже и встал возле входа в лифт. К счастью, успел я вовремя.

Двери лифта открылись… но там никого не было. Совершенно никого. Он был пуст.

Я с изумлением выбежал на улицу и оглянулся по сторонам. Этот человек словно испарился. Я спросил у мальчишек, что играли на площадке около подъезда, не выходил ли оттуда высокий мужчина в чёрной кожаной куртке. Но они удивлённо (и, как я понял, вполне правдиво) ответили, что за последние десять-пятнадцать минут никто не заходил и не выходил.

Я с каким-то непонятным чувством тоски и вдумчивости поднялся домой, медленно сел на диван и начал долго и глубоко размышлять. Честно признаться, я всегда мечтал о деньгах, но никогда не думал, что они попадутся мне таким таинственным образом. И в таком количестве.

Я закрыл глаза и сосредоточенно (возможно, первый раз в своей жизни) обратился в неизвестность – к Богу, который невидимо присутствует в пространстве. Я поблагодарил его за этого человека и за эти деньги из прошлой жизни. И если этому человеку (а точнее, его душе) нужно заново родиться, чтобы продолжить своё самосовершенствование, то пусть он даст ему такую возможность. И в ответ я почувствовал необычайный свет, льющийся из Космоса, что-то родное, не совсем ещё забытое. И великолепное чувство лёгкости, радости мощным, неудержимым потоком наполнило меня насквозь…

Прочитав эту историю, вы, возможно, подумаете, что всё это бред, что я сошёл с ума. Вначале мне показалось, что всё это розыгрыш, что кто-то решил подшутить надо мной. Но разве шутят с такими деньгами? И в наше-то время?..

Но что бы там ни было, я понял важную деталь, которую мы порой не осознаём: нужно всегда рассчитываться с долгами…

Ноябрь 2001 г.
г. Южноукраинск