По петербургскому счёту

Станислав Стефанюк
             Т Е А Т Р    Г О Г О Л Я
             Литературно-сценическая композиция
                ПО ПЕТЕРБУРГСКОМУ СЧЁТУ
           Извлечения из „Невский проспект“ Н.В.Гоголя)
     Действуют:
           Поручик Пирогов, мастер Шиллер. От Автора.

               СЦЕНИЧЕСКИЕ КОЛЛАЖИ
          по текстам Николая Васильевича Гоголя
              Составитель - С.Л.Стефанюк

ПРЕДУВЕДОМЛЕНЕ       СОСТАВИТЕЛЯ
Прикосновение к строчкам и абзацам, сотворённым русским Гением до¬нельзя „волнительный“ процесс... Тем более, если ты при этом преследуешь некую "крамольную" цель - ПРИСПОСОБИТЬ Литературу для определённого Читателя, тем более для такого, который и Гоголя, и Пушкина и других гениев Русского Слова знает выбороч-
но, хрестоматийно, экспрессно, преимущественно по школьным учебникам, телевизионным фильмам и пересказам учительницы и в редких случаях - по театральным версиям...
А ИНТЕРНЕТ своей дезинформирующей мощью вконец разрушил способ-
ность молодого поколения ВЧИТЫВАТЬСЯ в Русскую Литературу!
Но деваться Классикам некуда - либо уходить в библиотечные архивы, а оттуда через 5-10 лет в утильсырьё, либо позволить
"над собою" некую операционную процедуру, в ходе которой из текста оставляются самые что-ни-на-есть вкусные „кусочки“ и именно они, в уважающей  память Классика  „упаковке“, преподносятся Уважаемому Читателю...

То, что нами названо „Театр ГОГОЛЯ“ –  собрание (далеко не законченное) избранных фрагментов из известных произведений Николая Васильевича... Всем им придана определённая связность, отвечающая условиям сценического действа...
Для этого пришлось  из исходного прозаического текста опустить
(!!!) иные фрагменты, которые мы, самовольно!, сочли менее значимыми, но „менее“ лишь в сравнении с оставленными и сгрупированными в театрализованную цепь текста... 
Ни одного нашего слова не вставлено среди Гоголевских... 
То, что получилось, оценит сам читатель как ФРАГМЕНТ ГОГОЛЕВСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, и не менее!

Так „построены“  „Рождение Шинели“, „Собачьи письма“, „По  петерсбургскому счёту“  ... Пьеса „Суд зрителей“ - произведена не только из словесной ткани  „Театрального разъезда“, но более компилятивна... В её фрагментированный текст как сценически связанные элементы были введены некоторые сцены как из популярных гоголевских шедевров („Женитьба“, „Нос“), так и извлечения из менее известных произведений Н.В.Гоголя:
„Игроки“,„Тяжба“, „Лакейская“, „Отрывок“. 
То, что мы осмелились собрать, лишь несколько капель из водопада...

             Т Е А Т Р    Г О Г О Л Я
             Литературно-сценическая композиция
                "ПО ПЕТЕРБУРГСКОМУ СЧЁТУ"
           Извлечения из „Невский проспект“
 Действуют: Поручик Пирогов, мастер Шиллер. От Автора.


...- От Автора – Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге... Кажется человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели...в других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках...
До 12 часов Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы и досады, но вовсе не думающие о нём. В это время, что бы вы на себя не ни надели, хотя бы даже, вместо шляпы, картуз был у вас на голове, хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего галстука. Э, никто этого не заметит......
От 2-х до 3-х часов пополудни ... происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвёртая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очарова-тельном башмачке, седьмой – галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление....
Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками; дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и щегольских шляпках. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, пёстрых, лёгких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучей над чёрными жуками мужеского пола. ...
... Но как только сумерки упадут на дома и улицы, и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу и начинает зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, как уже Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.
Вы встретите очень много молодых людей, большею частью холостых, в тёплых сюртуках и шинелях.
....Поручик  Пирогов, расстался  с другом-художником Пискарёвым    и устремлся за блондинкою...
...- Поручик Пирогов – Знаем мы вас всех – думал про себя с самодовольною и самонадеянною улыбкою...поручик Пирогов, уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться....и устремлся за блондинкой .
...- От Автора – Эта блондинка была лёгенькое, довольно интересноё созданьице. Она останавливалась перед каждым магазином и заглядывалась   на   выставленные   в   окнах   кушаки,   косынки,   серьги, перчатки и другие безделушки, беспрестанно вертелась, глазела во все стороны и оглядывалась назад..
...- Поручик Пирогов – Ты, голубушка, моя! – говорил с самоуверенностью  Пирогов, продолжая  своё преследование и закутавши лицо своё воротником шинели, чтоб не встретить кого-нибудь из знакомых.
...- От Автора – Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества... В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше, никогда: оттуда они совершенно вытеснны тем, что назывют в этом обществе аристократами. Впрочем, они (офицеры)    считаются учёными  и  воспитанными  людьми.... Любят  потолковать  о  литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча....не  пропускают    ни одной публичной лекции, будь она о бухгалтерии или даже о лесо-водстве... В театре они бессменно... особенно любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят вызывать актёров...
 ...Выслужившись, по крайней мере, до полковничьего чина,... женятся на купеческой дочери, умеющей играть на  фортепиано, с сотней тысяч, или около того, наличных... 
 Поручик  Пирогов  вообще  показывал  страсть  ко  всему  изящному...и...имел ...множество    талантов,    собственно    ему принадлежащих.  Он превосходно декламировал стихи из
„Дмитрия Донского“ и „Горе от ума“ и имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами ... умел очень приятно расска-зать  анекдот ... любил поговорить  об актрисе и танцовщице, но не так уж резко, как... молодой прапорщик. Он был очень доволен своим чином, в который был произведён недавно.
   Итак,  Пирогов не перестовал преследоать  незнакомку,  от  времени до времен занимая её вопросами, на которые она отвечала резко, отрывисто и  каким-то  неясными  звуками...Они  вошли ...
в  Мещанскую  улицу, – улицу табачных и мелочных лавок,
немцев-ремесленников и чухонских нимф.
Блондинка бежала  скорее и впорхнула в ворота одного довольно запачканного дома. Пирогов за нею.  Она взбежала по узенькой тёмной лестнице и вошла в дверь, в которую смело пробрался Пирогов.
   Он увидел себя в большой комнате с чёрными стенами, с закопчёным потолком...Пирогов точас смекнул, что это была квартира мастерового. Незнакомка  порхнула далее в боковую   дверь.   Он   было   на   минуту задумался, но, следуя русскому правилу, решился итти вперёд. Он вошёл...в комнату, убранную  очень   опрятно,  показывавшую,   что хозяин был немец.
  Хозяин, сидящий перед Пироговым, был Шиллер, известный  Шиллер,  жестяных  дел   мастер... И  возле  Шиллера  стоял Гофман… ...довольно хороший сапожник ...приятель Шиллера.
...Шиллер  сидел,  выставив  свой  довольно  толстый  нос  и  поднявши вверх голову, а Гофман держал его за этот самый нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности.
Шиллер был пьян и сидел на стуле, топая ногою... размахивая руками... и говоря что-то с жаром. Обе особы говорили на немец-ком языке, и потому поручик Пирогов, который знал по-немецки только  – “гут-морген“  ничего не мог понять...
Впрочем, слова Шиллера заключались вот в чём:
...- Шиллер –  Я не хочу, мне не нужен нос! У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского таба-ку, – я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по 40 копеек – это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек – это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? На один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю  Рапе, потому что я  не  хочу нюхать  по  праздникам  русский скверный табак.
В год я нюхаю два фунта Рапе .... Двадцать рублей сорок копеек на один табак! Это разбой!
– Я спрашиваю тебя, друг мой Гофман - не так ли? (Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно.)
...- Шиллер –  Я швабский немец, у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! Режь мне нос! Вот мой нос! – (Гофман ...уже привёл нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву...)
...- От Автора – При виде Пирогова Шиллеру показалось очень досадно, что непрошенное  лицо  так некстати   ему  помешало... Шиллер   любил  пить совершенно без свидетелей, с двумя-тремя приятелями, и запирался в это время даже от своих работников...
...- Пирогов – слегка наклонился к Шиллеру и со свойственной    ему приятностью).... Извините меня...
...- Шиллер (протяжно) – Пошёл вон!
...- Пирогов –  (с чувством   огорчённого   достоинства) – Мне странно, милостивый государь... Вы, верно, не заметили... я  офицер...–
...- Шиллер –  Что такое офицер! Я - швабский немец. Мой сам (ударил кулаком по столу ) будет офицер: полтора года юнкер, два года поручик, и я завтра сейчас офицер. Но я не хочу служить. Я с офицером сделает этак: (подставил ладонь и фукнул на неё) – фу!-
...- (Поручик Пирогов вынужден был, с чувством огорчённого достоинства удалиться; такое обхождение было ему неприятно.
На другой день рано поутру он явился в мастерской жестяных дел мастера. В передней комнате встретила его хорошенькая блондинка и довольно суровым голосом, который очень шёл к её личику, спро-сила: – Что вам угодно? ).
...- Пирогов –А, здравствуйте, моя миленькая! Вы меня не узнали? Плутовочка, какие хорошенькие глазки! – (Он хотел очень мило поднять пальцем ея подбородок, но блондинка произнесла пугливое восклицание и с тою же суровостью спросила: – Что вам угодно? )
...- Пирогов –  Вас видеть, больше мне ничего не угодно... Мне нужно, моя миленькая, заказать шпоры. Вы можете мне сделать шпоры? Хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку... Какие миленькие ручки!
(Блондинка, жена Шиллера –  Я сейчас позову моего мужа) – (входит заспанный Шиллер)
...- Шиллер (с очень суровым видом) –  Я за шпоры не могу взять меньше пятнадцати рублей.
...- Пирогов (ласково) –  Зачем же так дорого? –
...- Шиллер (хладнокровно) - Немецкая работа...Русский возьмётся сделать за два рубля. –
...- Пирогов –  Извольте, чтобы доказать, что я вас люблю и желаю с вами познакомиться, я плачу пятнадцать рублей!
(Вошла в мастерскую блондинка и начала рыться на столе, уставленном кофейниками... Поручик воспользовался задумчивостью Шиллера, подступил к ней и пожал ей ручку, обнажённую до самого плеча )
...- Шиллер –  (кричит недовольно)  – Майн фрау! Гензи на кухня!
...- Пирогов –  Так через две недели?
...- Шиллер –  (размышляя) - Да, через две недели, у меня теперь очень много работы.
...- Пирогов –  До свидания, я к вам зайду.
...- Шиллер –  (запирая за ним дверь) – До свидания. –
(Жена Шиллера, при всей миловидности своей, была очень глупа, но  при всей  глупости,  была  верна  своей  обязанности,  и  потому Пирогову  довольно  трудно  было  успеть   в  смелом   своём предприятии.)
.... (Наконец, шпоры были готовы.)
...- Пирогов – Ах, какая отличная работа...Господи, как это хорошо сделано! У нашего генерала нет этаких шпор.
...- Шиллер (самодовольно, думая сам про себя) – Русский офицер – умный человек.
...- Пирогов –  Так вы, стало-быть можете сделать и оправу, например, к кинжалу или другим вещам?
...- Шиллер –  О, очень могу
...- Пирогов –  Так сделайте мне оправу к кинжалу. ... У меня очень хороший турецкий кинжал...
(уходит и, уходя, Пирогов нахально влепил поцелуй в самые губки хорошенькой блондинки)
(Шиллер  в совершенном недоумении, внутренне ругая себя за то, что накликал сам работу. Отказаться он посчитал безчестным...)                ...- От Автора – Шиллер был совершенный немец, в полном смысле этого слова... Ещё с двадцатилетнего возраста, с того счастли-вого времени, в которое русский живёт на фу-фу, Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в коем случае, не делал исключе-ния. Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точ-ным во всём и быть пьяным каждое воскресенье. ... Ни в каком случае он не увеличивал своих издержек, и если цена на карто-фель слишком поднималась... он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и, хотя оставался иногда несколь-ко голодным, но скоро, однако же, привыкал к этому.
... Шиллер .... положил целовать жену свою в сутки не более двух раз; а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никог-да не клал перцу более одной чайной ложечки в свой суп...
..Пил он (в воскресный день, когда это правило не так строго выполнялось) ...не так, как англичанин, который тотчас... после обеда запирает дверь на крючёк и нарезывается один.
Как немец, Шиллер пил всегда вдохновенно, или с сапожником Гофманом, или с столяром Кунцом, тоже немцем и большим пьяницею.
  ...Выпивал Шиллер две бутылки пива и одну бутылку тминной водки, которую, однакоже, он всегда бранил... Хотя он был флегматик и немец, однако ж поступки Пирогова возбудили в нём что-то похожее на ревность...
...- Шиллер  (в величайшем негодовании, сильно размахивая руками) –  Грубиян! Как ты смеешь целовать мою жену? – Ты подлец, а не русский офицер. Чёрт побери! Не так ли, мой друг Гофман? Я немец, а не русская свинья
(Гофман отвечал утвердительно)...
...- – О! Я не хочу иметь рога! Бери его, мой друг Гофман, за воротник; я не хочу! (всё лицо его стало похожим на красное сукно его жилета) – Я восемь лет живу в Петербурге, у меня в Швабии мать моя, и дядя мой в Нюренберге; я немец, а не рогатая говядина! Прочь с него всё, мой друг Гофман! Держи его за рука и нога, камрад Кунц!
...- От Автора – Напрасно Пирогов силился отбиваться... три ремесленника ...поступили с ним грубо и невежливо...
...-   Ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова ... Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда итти прямо к генералу...хотел подать и письменную просьбу в Главный Штаб ... о назначении наказания... для Шиллера...Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием...
  Но...по дороге он зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пи-рожка, прочитал кое-что из „Северной Пчелы“ и...пройдясь по Невскому проспекту, к 9 часам успокоился... с удовольствием отправился на вечер ... и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров...)
...- От Автора –  Дивно устроен свет наш! ...Как странно, непо-стижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы то, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Всё происходит наобо-рот. Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте.
О, не верьте вы этому Невскому проспекту! Всё обман, все мечта, всё не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде...