Собачьи письма

Станислав Стефанюк
               Т Е А Т Р    Г О Г О Л Я
          Литературно-сценическая композиция 
                СОБАЧЬИ  ПИСЬМА
                (Из Записки сумасшедшего)
 Действуют: МЕДЖИ, ФИДЕЛЬ, барышня Софи, Титулярный советник (Н.В.Поприщин). От Автора.

   Литературно-сценическая композиция   (сценические коллажи)
   по текстам Николая Васильевича Гоголя
   Составитель - С.Л.Стефанюк

ПРЕДУВЕДОМЛЕНЕ       СОСТАВИТЕЛЯ
Прикосновение к строчкам и абзацам, сотворённым русским Гением до¬нельзя „волнительный“ процесс... Тем более, если ты при этом преследуешь некую "крамольную" цель - ПРИСПОСОБИТЬ Литературу для определённого Читателя, тем более для такого, который и Гоголя, и Пушкина и других гениев Русского Слова знает выбороч-
но, хрестоматийно, экспрессно, преимущественно по школьным учебникам, телевизионным фильмам и пересказам учительницы и в редких случаях - по театральным версиям...
А ИНТЕРНЕТ своей дезинформирующей мощью вконец разрушил способ-
ность молодого поколения ВЧИТЫВАТЬСЯ в Русскую Литературу!
Но деваться Классикам некуда - либо уходить в библиотечные архивы, а оттуда через 5-10 лет в утильсырьё, либо позволить
"над собою" некую операционную процедуру, в ходе которой из текста оставляются самые что-ни-на-есть вкусные „кусочки“ и именно они, в уважающей  память Классика  „упаковке“, преподносятся Уважаемому Читателю...

То, что нами названо „Театр ГОГОЛЯ“ –  собрание (далеко не законченное) избранных фрагментов из известных произведений Николая Васильевича... Всем им придана определённая связность, отвечающая условиям сценического действа...
Для этого пришлось  из исходного прозаического текста опустить
(!!!) иные фрагменты, которые мы, самовольно!, сочли менее значимыми, но „менее“ лишь в сравнении с оставленными и сгрупированными в театрализованную цепь текста... 
Ни одного нашего слова не вставлено среди Гоголевских... 
То, что получилось, оценит сам читатель как ФРАГМЕНТ ГОГОЛЕВСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, и не менее!

Так „построены“  „Рождение Шинели“, „Собачьи письма“, „По  петерсбургскому счёту“  ... Пьеса „Суд зрителей“ - произведена не только из словесной ткани  „Театрального разъезда“, но более компилятивна... В её фрагментированный текст как сценически связанные элементы были введены некоторые сцены как из популярных гоголевских шедевров („Женитьба“, „Нос“), так и извлечения из менее известных произведений Н.В.Гоголя:
„Игроки“,„Тяжба“, „Лакейская“, „Отрывок“. 
То, что мы осмелились собрать, лишь несколько капель из водопада...

                "СОБАЧЬИ  ПИСЬМА"
            Из "Записки сумасшедшего" Н.В.ГОГОЛЯ)
             Литературно-сценическая композиция

...- Титул. сов. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому-что шёл проливной дождик. На улице не было никого; одни только бабы, накрывшись полами платья, да русские купцы под зонтиками, да курьеры попадались мне на глаза. Из благородных только наш брат, чиновник, попался мне. Я увидел его на перекрёстке....
– Эге! нет голубчик, ты не в департамент идёшь, ты спешишь вон за тою, что бежит впереди, и глядишь на её ножки.
....– Что это за бестия наш брат, чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру: пройди только какая-нибудь в шляпке, – непременно заспешит. ...Увидел подъехавшую карету к магазину, мимо которого я проходил. Я сейчас узнал её: это была карета нашего директора... Наверно, это его дочка! Я прижался к стен-ке. Лакей отворил дверцы, и она выпорхнула из кареты, как птичка. Как взглянула она направо и налево, как мелькнула своими бровями и глазами...
  Господи, Боже мой, пропал я, пропал совсем! И зачем ей выезжать в такую дождевую пору! Утверждай теперь, что у женщин не велика страсть до всех этих тряпок.
Она не узнала меня, да и я сам нарочно старался закутаться как можно более, потому  что  на мне была шинель  очень запачканная  и притом старого фасона...Собачёнка её, не успевши вскочить в дверь магазина, осталась на улице. Я знаю эту собачёнку – её зовут Меджи. Не успел я пробыть минуту, как вдруг слышу тоненький голосок:
...- Фидель – Здравствуй, Меджи!
...- Титул. сов. – Вот тебе на! - кто это говорит?   Я обсмо-
трелся и увидел шедших  под  зонтиком  двух  дам:  одну – старушку,  другую  – молоденькую; но они уже прошли; а возле меня опять раздалось:
...- Фидель – Грех тебе, Меджи!
...- Титул.   сов.  – Что   за   чёрт!   я   увидел,   что   Меджи   обнюхивалась   с собачёнкою, шедшею за дамами. – Эге! – сказал я сам себе - да полно, не пьян ли я! Только это со мною редко случается.
...- Меджи  – Нет, Фидель, ты напрасно думаешь... –
...- Титул. сов. – Произнесла, - я видел сам, что произнесла Меджи...
...- Меджи  – Я была,ав,ав! я была, ав,ав,ав! очень больна! –
...- Титул. сов. – Ах ты-ж собачёнка! вишь!... Признаюсь, я очень удивился, услышав её говорящую по-человечески; но после, когда я сообразил всё это хорошенько , то тогда же перестал удивляться. ... Но, признаюсь, я гораздо более удивился, когда Меджи сказала:
...- Меджи – Я писала к тебе, Фидель; верно, Полкан не принёс к тебе письма моего. –
...- Титул. сов. – Чёрт возьми! Я ещё в жизни не слышал, чтобы собака могла писать. Правильно писать может только дворянин. Оно, конечно, некоторые и купчики-конторщики и даже крепостной народ пописывают иногда; но их писание большей частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога. –
... – Пойду-ка я - сказал я сам в себе - за этой собачёнкою и узнаю, что она и что такое думает –. Я развернул свой зонтик и пошёл за двумя дамами. Хорошо, - подумал я сам в себе: – я теперь узнаю всё. Нужно  захватить переписку, которую вели между собою эти дрянные собачёнки. Там я, верно, кое-что узнаю.
– Признаюсь, я даже подозвал было к себе один раз Меджи и сказал ей:
...- – Послушай, Меджи, вот мы теперь одни; я, когда хочешь, и дверь запру, так что никто не будет видеть, - расскажи мне всё, что знаешь про барышню: что она и как?  Я тебе  побожусь, что никому не открою. – Но хитрая собачёнка поджала хвост, съёжилась вдвое и вышла тихо в двери, так, как будто ничего не слышала... Я давно подозревал, что собака гораздо умнее чело-
века; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она чрезвычайный политик: всё замечает, все шаги человека...... я завтра же ... допрошу Фидель и, если удастся, перехвачу все письма, которые писала к ней Мейджи.
– В два часа пополудни ... я пробрался в шестой этажи зазвонил в колокольчик .... (открывшей дверь девушке) -Мне нужно поговорить с вашей собачёнкой. Девчёнка была глупа. Я сей час узнал, что глупа!    Собачёнка в это время прибежала с лаем; я хотел её схватить, но мерзкая, чуть не схватила меня зубами за нос.
...- Я увидел, однакоже, в углу её лукошко. – Э, вот этого мне и нужно!  – Я подошёл к нему, перерыл солому в деревянной коро-
бке и к необыкновенному удовольстивию своему, вытащил небольшую связку маленьких бумажек.
   Скверная собачёнка,увидевши это, сначала укусила меня за икру, а потом, когда пронюхала, что я взял бумаги, начала визжать и ластить-ся, но я сказал: – Нет, голубушка, прощай! – и бросился бежать. ... Эти письма мне всё откроют. Собаки народ умный, они знают все полити-ческие отношения....Там будет и что-нибудь и о той, которая... ничего, молчание!
... А ну, посмотрим! Письмо довольно чёткое, однакоже в почерке всё есть как-будто что-то собачье. ....
...- Меджи  –  Милая  Фидель! Я всё не могу привыкнуть  к твоему мещан-скому имени. Как-будто бы уже не могли  дать  тебе лучшего? Фидель, Роза - какой пошлый тон! Однако ж всё это в сторону. Я очень рада, что мы вздумали писать друг другу.
...- Титул. сов. –  Письмо писано очень правильно. Пунктуация и даже буква „ять“  везде на своём месте. Да эдак, просто, не напишет и наш начальник отделения, хотя он и толкует, что где-то учился в университете. Посмотрим далее.
...- МЕДЖИ –  Мне кажется, что разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете.
Титул. сов. –  Гм!. Мысль почёрпнута из одного сочинения, переведен-ного с немецкаго. Названия не припомню.
...- МЕДЖИ –  Я говорю это по опыту, хотя и не бегала по свету далее ворот  нашего  дома.  Моя  ли  жизнь  не  протекает  в  довольстве?  Моя барышня, которую папа называет Софи, любит меня без памяти. Титул. сов.  – Ай, ай!...ничего, ничего! Молчание!
...- МЕДЖИ –  Папа тоже очень часто ласкает. Я пью чай и кофей со сливками. Ах, ma chere, я должна тебе сказать, что я вовсе не вижу удово-льствия в больших обглоданных костях, которые жрёт на кухне наш Полкан. Кости хороши только из дичи и притом тогда, когда ещё никто не высосал из них мозга. Очень хорошо мешать несколько соу-сов вместе, но только без каперсов и без зелени; но я не знаю ничего хуже обыкновения давать собакам скатанные из хлеба шарики. Отка-заться как-то неучтиво, - ну, и ешь, с отвращением, а ешь....
...- Титул. сов. – Чёрт знает что такое! Экой вздор! Как будто бы не было предмета получше, о чём писать. Посмотрим на другой странице не будет ли чего подельнее.
...- МЕДЖИ –...Прощай,...! Я бегу и прочее...и прочее...Завтра окончу письмо…
...- –  Ну, здравствуй! я теперь снова с тобой. Сегодня барышня моя Софи ... была в чрезвычайной суматохе. Она собиралась на бал, и я очень обрадовалась, что в отсутствие её могу писать к тебе. Моя Софи всегда чрезвычайно рада ехать на бал, хотя при одевании всегда почти сердится. Я не могу понять, отчего люди одеваются. Почему не ходить так, например, как мы? И хорошо и спокойно.
...- Я никак не понимаю. ....удовольствия ехать на бал. Софи приезжает всегда с балу домой в 6 часов утра, и я всегда почти угадываю по её бледному лицу, что ей, бедняжке, не давали там есть. Я, признаюсь, никогда бы не могла так жить. Если бы мне не дали соуса с рябчиком, или жаркого куриных крылышек, то...я не знаю, что бы со мною было. Хорош также соус с кашкою; а морковь или репа, или артишоки - никогда не будут хороши.
...- Титул. сов. –Чрезвычайно неровный слог! Тотчас видно, что не чело-век писал: начнёт так, как следует, а кончит собачиною....
...- МЕДЖИ –  Ах, милая, как ощутительно приближение весны! Сердце моё бьётся, как будто всё кого - то ожидает. В ушах у меня вечный шум, так что я часто, поднявши ножку, стою несколько минут, прислушиваясь к дверям. Я тебе открою, что у меня много куртизанов.          
 Часто, сидя на окне, рассматриваю их. Ах, если б ты знала, какие между ними есть уроды! ... Но неужели ты думаешь,..что сердце моё равнодушно ко всем исканиям? Ах, нет....Если бы ты видела одного кавалера, перелезающего через забор соседнего дома, именем Трезора... Ах,..., какая у него мордочка!
...- Титул. сов. –  Тьфу ты, к чёрту! .. Экая дрянь! И как можно наполнять письма этакими глупостями! Мне подайте человека!
Я хочу видеть человека, я требую духовной пищи, той, которая бы питала и услаждала мою душу; а вместо того этакие пустяки.
...- МЕДЖИ –  Софи сидела за столиком и что-то шила. Я глядела в окно, потому что я люблю рассматривать прохожих, как вдруг вошёл лакей и сказал: – Теплов! – … – Проси! –  закричала Софи и бросилась меня обнимать. – Ах, Фидель, Фидель! Если б ты знала, кто это: брюнет, камерюнкер, а глаза какие! чёрные, как агат! ....Ах, ... о каком вздоре они говорили! … как одна дама в танцах, вместо  одной какой-то фигуры, сделала другую; также что какой-то Бобов был очень похож в своём жабо на аиста, и чуть было не упал; что какая-то Лидина   воображает, что у её голубые глаза,  между  тем как они зелёные, - и тому подобное. – Куда ж–, подумала я сама в себе: – если сравнить камер-юнкера с Трезором! Небо! какая разница!
Во-первых, у камер-юнкера  совершенно гладкое широкое лицо и вокруг бакенбарды, как будто бы он обвязал его чёрным платком; а у Трезора мордочка тоненькая, и на самом лбу белая лысинка. Талию Трезора и сравнить нельзя с камер-юнкерскою. А глаза, приёмы, ухватки совершенно не те. О, какая разница!
Я не знаю, ... что нашла в своём Теплове. Отчего она так им восхищается? –  ... – Мне кажется, если этот камер-юнкер нравится, то скоро будет нравиться и тот чиновник, который сидит у папа в кабинете. –  Ах!, ma cher, если б ты знала, какой это урод! Совершенная черепаха в мешке!...Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья.  Волосы на голове его очень похожи на сено. ... Софи никак не может удержаться от смеха, когда глядит на него.
...- Титул. сов. –  Врёшь ты, проклятая собачёнка! Экий мерзкий язык! Как будто я не знаю, что это дело зависти? ... Не могу больше читать....Всё или камер-юнкер, или генерал. ...Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся или камерюнкерам или генералам. Найдёшь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. ...
Ведь через то,что камер-юнкер, не прибавится третий глаз во лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как у меня, как и у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет. ... Отчего я титулярный советник? Может - быть я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником....
...- Титул. Сов.....Год 2000-й, апреля 43 числа. Сегодняшний день есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король - я. Теперь я вижу вcё, как на ладони .... прежде всё было передо мною в каком-то тумане. И это всё происходит, думаю, оттого, что  люди  воображают,  будто  человеческий  мозг  находится  в  голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря...
Титул. сов.
В департамент не ходил. Чёрт с ним! Нет, приятели, теперь не заманите меня: я не стану переписывать гадких бумаг ваших!
               
...- От Составителя  извлечено из "Записки сумасшедшего“