Крутойповорот11

Евгений Вахромеев
 /продолжение/               

 - XI –

                «…Так будь же зеркалом у Бога.
                И, очищаясь, отражай.
                Иначе красоты не трогай,
                Не создавай, не искажай»
                /иеромонах Роман/

         Если характеризовать вечерний ужин, то его можно назвать праздничным столом для желанных гостей. Чего там только не было… В хлебной вазе лежали ржаные лепёшки с кунжутом и петрушкой. А на верху, сдобные пряники, будто бы от мастеров Санаксарского монастыря. Только эти на вкус оказались более пресными. Оказывается, Таня маленькая, по рецепту о.Михаила, добавляла в них немного отрубей. А начинку делала из черники и лесных орехов.
         Из горячих блюд была подана отваренная фасоль с помидорами и репчатым луком, усыпанная тоненькими ржаными сухариками.
         Удивительно редкий по вкусу салат из петрушки, черемши и сныти, уложенный крупными дольками огурцов издавал не менее приятный запах, что ощущался на кухне.
         Какой-то стариной веяло от блюда из жареной крапивы, сдобренной оливковым маслом.
         Чай оказался зелёный с душицей, что из собственного огорода, и с растолченными корочками засушенной яблочной кожуры.
         Для чая, на тарелочках из прессованной бересты, изготовленной в виде цветов, лежали инжир, финики, курага, изюм, а так же очищенные лесные орехи. И всё это было красиво уложено засахаренным стеблем ревеня.
         Посему неудивительно, что такое «чаепитие» с просмотром теле «Новостей» немного затянулось.
         Но всему своё время…
Когда ужин закончился, Игорь Дмитриевич попросил свою дочь исполнить что-нибудь из своих любимых романсов. 
         Таню не пришлось долго ждать, она села за фортепиано, и тут же полились мелодичные звуки старинного романса «Калитка». Голос Тани звучал нежно и трогательно.
         Но самым удивительным оказалось звучание фортепиано. Оно излучало какие-то средневековые фантастические звуки, которые исходили, будто из клавесина Моцарта. Конечно это громкое сравнение, но что-то схожее в этом было.
         Древние греки говорили: «Музыка величайшая сила, она может заставлять человека любить и ненавидеть, прощать и убивать». Но веря, что богиня Муза есть покровительница искусства, то нельзя не надеяться на её покровительство и защиту от громыхающего «бесовского» подобия музыки. От этой шумливой «бестии», насаждающей её мелодичные владения.
         Посему есть надежда, что эта богиня искусства по настоящему научит любить всё светлое и великое, что лучится в серебристых звуках Гармонии. И потомки Орфея будут способны создавать эти волшебные звуки.
         Так вот, это пианино издавало схожие с клавесином звуки. Таню тут же заинтересовал этот вопрос: как можно на простом современном фортепиано добиться таких звуков? И конечно, её профессиональный интерес музыканта, не мог не затронуть чисто технической стороны этого вопроса.
         - Когда я училась в институте, мы иногда посещали наш музей, где стоял старинный клавесин. И мы, соревнуясь, друг перед другом, наигрывали на нём произведения написанные сыном И.С. Баха. Филипп Э. Бах, как звали сына, был своеобразный, но интересный композитор. Но главное, он был виртуоз клавирист.
         Увлекаясь этим инструментом, я убедилась в особых достоинствах, проявляющихся в акустических возможностях клавесина.
         Прежде всего, хочу отметить отличие фортепиано от клавесина. В клавесине звукоизвлечение происходит посредством деревянного стержня, расщеплённого виде вилочки. Которая своим щипком дёргает струну и приводит её в колебание.
         - Как на арфе и на гитаре? - заметил Игорь Дмитриевич.
         - Похоже, но не совсем так. Потому как на арфе по струнам пальцами ведут. На гитаре струны, по одной технике действительно щипают, но опять же, пальцами. А на клавесине, вот эта деревянная вилочка. Эту технику игры, наверное, можно сравнить с техникой игры на старинной цымбале.
         Но самое интересное, что в эту вилочку вставляется упругий язычок. И знаете, из чего изготавливается этот язычок, который и играет основную роль в этом звуковом процессе? Это обыкновенные перья вороны.
- ???
- Да, это они. И они становятся наиболее мелодичными, если так можно о них сказать. Т.е. с их помощью и добиваются наилучшего качество звучания.
         А как красиво расписывали тогда клавесин. На корпусе его, на крышке, да и на самих клавишах делались удивительные росписи.
         Но чтобы по-настоящему оценить клавесин, нужно было послушать специальные произведения, написанные для этого инструмента. Они словно волшебные музыкальные шедевры «слетали» со струн этого средневекового детища.
         У нас одна девочка со слезами на глазах играла марш Мендельсона. От её рук такая шла фантастика…
         - Но современное пианино ведь и пошло от клавесина, - вставила Таня маленькая.
         - Да, наверное это так. Потому как потребовалось более громкое звучание. Да и извлечение звуков упростилось. Где вместо щипковой вилочки был установлен молоточек.
         Но мне очень жаль, что клавесин почти исчез из музыкальных залов.
         - Да и его, и орган стали подменять электронными синтезаторами.
         - Не хочу ничего сказать против электронной музыки, она действительно имеет беспредельный формат звучания. И если ею умело пользуются, то это тоже бывает красиво. Как, например, у Лёши Ракса. Это что-то космическое, на уровне духовного восприятия.
          Но мне жаль другое, что этот старинный инструмент, все же имеет своеобразную форму что ли, форму звучания. Для которого написано не мало красивых музыкальных пьес. Да собственно, это относится и к старинным гуслям, к цимбалам и к другим старинным уникальным инструментам.
         Но меня сейчас другое интересует. Как Вы, Игорь Дмитриевич, на простом фортепиано добились такого звучания?
         - Дорогая, Танюшка, над этим хорошо поработал мой хороший знакомый – музыкант и художник, Серёжа Павлов. Я не знаю всех подробностей, но он придумал какие-то пластины, которые и способствуют извлечению вот таких звуков.
         Да ты сама, Татьяна, сядь и сыграй нам что-нибудь, вот и проверишь его на деле…
         Таня осторожно подошла к инструменту, видимо испытывая ностальгию по студенческим летам. И медленно поглаживая клавиши, будто что-то вспоминая, что вот, вот должна всплыть из памяти этого инструмента, давно забытая мелодия…
         И, вдруг, она полилась… Да нет, она просто неожиданно ворвалась в эти тесные стены, словно гимн любви – эта торжественная музыка. Зовущая в безграничную неизвестность. Манящая своей одухотворённостью, в таинственное прекрасное будущее…
         И это был – марш Мендельсона!
         Казалось, что не только эта комната наполнилась духом торжества, счастья, радости и любви, но и весь старинный русский город, погруженный в прозрачную звездную тишину…
         А эхо волшебного звучания, казалось, хотело схорониться в маленьком зале этого гостеприимного дома… И оно могло бы ещё долго находиться там, для молчаливых слушателей.
         И, лишь, неожиданно зазвучавший голос Татьяны, нарушил эту умилённую паузу. И она, удивительно трогательно и нежно стала исполнять песню иеромонаха Романа, «Покаяние». Эта песня, исполненная словно псалом, заставила по-иному увидеть и прочувствовать проблемы,  горячо волновавшие Россию.
         Прослушав эту песню, о.Михаил подошёл к пианино и стал поглаживать его, будто именно оно своим звучанием вызвало на его щеках столь яркий румянец. Потом он взял рядом стоящую гитару и попросил Татьяну подыграть ему песню того же автора, «Родник».
         Его мягкий баритон и мелодичный перезвон гитарных струн, под аккомпанемент импровизированного клавесина, передавали необыкновенную гамму духовного звучания. Где текст возвещал о молящей проповеди жаждущего священника. Который подчёркивал особой убедительной интонацией, исходящей из глубины души, молящие слова:
                «Осенью мягкой,
                осенью тихой,
                выйди скорей
                к моему Роднику!»
         И после завершившихся аккордов, казалось, что все присутствующие в этом доме, готовы были откликнуться на призыв прозвучавшей песни. А Таня маленькая, смотрела на о.Михаила с растроганным взглядом, из глаз которой медленно катились, словно капельки этого родника, слезинки…
         Но вот мы дождались и следующего исполнителя, которым оказался хозяин дома, Игорь Дмитриевич. Он взял в руки гитару и попросил дочь подыграть ему на пианино. Он несколько раз, нарочито кашлянул, как это делают профессиональные певцы перед выступлением, и взял первые бравурные аккорды.
         Настрой исполнителя был весёлым и задорным, что несомненно передалось всем слушателям. Его басовитый голос исполнял цыганскую песню «Милая». Где нежность его сердца отдавалась всем милым дамам, которых он только и мог превозносить да
любить … Потом Игорь исполнил ещё несколько романсов, подражая Штоколову, и его наигранная манера не могла не развеселить женщин.
         А когда настала очередь Володи, он решил показать свою новую песню о весне. Гитара в его руках звучала то аккордами, то каким-то народным наигрышем, передавая настроение привольности и печали молодого Есенина.
         Тане маленькой так понравилась эта песня, что она стала импровизировать на своём «клавикорде» в унисон и в тон её звучанию.               
         Потом Володя исполнил песни Володи Доброва, как всегда внося в них свои краски звучания. Надеясь, что его тёзка ему позволит подобную вольность.
         Вечер оказался на удивление радостным и прекрасным. В окно уже давно заглядывала любопытствующая луна. Она тщетно пыталась проникнуть в проём тесной форточки, всем своим неуклюжим существом, похожим на медвежонка Умку.
         Потому как, именно она пыталась подсказать засидевшимся «артистам» что пора бы решиться и на сон грядущий… Ибо сон предполагает самый лучший отдых после всех творческих усердий. Потому как глубокое раскрытие таланта, возможно лишь в пробуждении внутреннего мира поэтической души на заре рассвета…
         Но даже лирика поэтической души, иногда заставляет задуматься над неожиданным проявлением некоторых внутренних сомнений. Которые, возможно и возникают при соприкосновении с самой настоящей действительностью. Потому, наверное, и бывает, что некоторые творческие идеи души тесно переплетаются с политическими взглядами холодного разума. А посему, будоражащий вопрос простого бытия,  невольно отнимает полезное время сна, заставляя искать необязательные ответы.
         А если рядом будет находиться человек, способный не только понять это состояние, но и участвовать в обсуждении каких-то творческих идей, то не миновать полночной беседы.
                ***
 О.Михаил и Володя стояли на балконе в ожидании, когда Таня маленькая соберёт им постели для сна.
         Ночь звенела цикадами.  Откуда-то доносился тёплый сладковатый запах цветущих лип. Звёзды мириадами накрывали засыпающий городок. И эта летняя ночь его делала похожим на древний княжеский оплот земли Владимирской.
         А в отблесках луны красовались главы застывших церквей…
         Умиротворённый пейзаж святой древности побуждал чувства прислушаться к тишине звёздного неба. А вглядываясь в бескрайнюю даль бездонного неба, невольно начинаешь представлять таинственные знаки грядущих перемен…
         И что за таинство такое, узреть в сём мраке то, что не видится при дневном ярком солнечном свете? Неужели это единственное Солнце, так может ослеплять жаждущих узреть что-то большее? Неужели оно растворяет своим ярким светом всё вокруг, делая невидимым, даже то сокровенное, что каждый желал бы увидеть?
         В то время как, великое множество сияющих звёзд, способных согреть своим далёким и холодным светом, пытливое сознание, услаждает неустанное любопытство, желанным таинством познания предначертанного…
         Видимо прочитав мысли Володи, о.Михаил решил воспользоваться представившимся им свободным временем, которым так располагала эта необычная ночная атмосфера.
         - Как всё же порой магически влияют некоторые тайны, которым человечество не может найти объяснений. И ответы на них ждут уже на протяжении многих тысячелетий.
         И вот, испытывая какие-то проявления наивысших сил, которые проявляются в самом человеке и вокруг него, человек всегда будет иметь потребность в почитании каких-то тайных сил. И он всегда остаётся способным создавать себе различные понятия об этих силах, как о чём-то наивысшем…
         - Вроде, как о Богах…
         - Наверное так, Володя. Ведь именно по этой причине закладывались различные религии.
         - Которые, в свою очередь и начали размножаться, в определенное время, в определенном месте для каждого народа.
         - Так-то оно так, Володя. Но некоторые религиозные конфессии пришли к тому, что стали утрачивать свой духовный смысл, своё значение. Как бы их религия сама себя изжила.
         - ???
         - А вот, смотри. Они как бы синтезируют в себе что-то этакое, якобы духовное, новое. Уже не опираясь на незыблемые прежние догматы.
         - Значит, это что-то новое обогащает прежнее толкование  той веры, которую они избрали.
         - Конечно, они смело используют опыт накопленных знаний и революционных преобразований в науке и технике, как и в самой философии. Ведь это, как некстати оказалось очень выгодно бывшим атеистам, решившим попытать свои способности в духовном творчестве. Что и утвердилось в целительстве и в оздоровительном опусе философского толка…
         Не думаю, что вот так многие будут уходить от христианства. Это совсем неверно, это очень вредное и глубокое заблуждение, Володя.
         Скажу больше: кто стремится пренебрегать теми древними заповедями, он их забудет. Они для него, просто утратят своё духовное качество. А ведь это не только Учение Христа, это и наследие наших древних Святых и подвижников. И пренебрегать этой Святостью, не только грубая несправедливость, но и есть кощунство нечеловеческое…
         - О.Михаил, сейчас наверное трудно найти такого человека, который бы не почитал древнее Писание. И который не считался бы с наследием русских Святых и подвижников. Да, действительно нужно опираться на их опыт: опыт смирения, любви и трудолюбия.
         Но ныне время другое пришло, время другого Свершения! Когда необходимо делать всем, то непосильное, что было когда-то посильно только для тех Святых и подвижников.
         - Хорошо, Володя, пусть так. Но что же тогда приходит на смену тому, что когда-то навеки зарождалось, и потом основывалось на Учении и заповедях Христа?
         - То, что было заложено до сего момента, на мой взгляд, не было правильно истолковано теми, кто искренне верил в концепцию Христианства. А вот что касается нынешнего понимания христианского учения, с точки зрения верующего христианина, то оно всё же желает быть лучшим.
         Ведь обратите внимание на историю формирования этой веры: она красноречиво указывает на возникновение войн, «крестовых походов», и прочие политические альянсы, которые происходили не без вмешательства Церкви. Вот потому сей «дом» и не прочен. Вот потому он и разваливается на различные разноголосые конфессии.
         - Тогда что же получается, Володя, иди и выбирай себе «религию» на любой вкус, по своему желанию? И что же, получается: иди туда, где больше выгоды?
         - Но это уже свобода выбора. И так сейчас будет происходить, пока сердце не обозначит что-то более важное. По-видимому это не случайно, о.Михаил. Получается так, что именно этот процесс неизбежен. Человек, формируя веру свою, сам в него и втянулся. Ведь именно по такому пути и шагали с древних времён. Где, когда-то, кого-то, что-то не устраивало в трактовке вероучения, то он по-своему пытался обновить его. Считая своё наиболее верным.
         А ведь это, чисто по-человечески, нормально…
         - По-твоему, Володя, получается, что можно докатиться и до «коммерческих частных религий».
         - Наподобие частных школ?
         - Да, что-то вроде этого. Которые будут в угоду некоторым модным веяниям с эзотерической атрибутикой черных и белых магов. И с нетрадиционными проповедями новоявленных «святых», - здесь о.Михаил недвусмысленно улыбнулся, прямо глядя в глаза Владимиру, - проповедуя методы Восточных учений, более основываясь на недоказуемые факты, а так же на мантрах и медитациях.
         - Но меня такие заявления ничуть не убеждают. Я уверен, что из тех древних учений современный верующий может и, наверное, должен использовать в своей практике их богатый опыт. А ведь этот опыт, как я понимаю, касается, прежде всего, духовного воспитания в оздоровлении человеческой природы, как плоти, так и психики его. А так же познания некоторых таинств человеческой сущности.
         Но если к этому сейчас добавить и опыт в постижении и развитии человеческой души, основанных на законах развития души, то получится действительно новое направление в религии, которых на этой земле ещё никогда не существовало.
         Ведь человек должен жить верой. А вера находится в душе его. Ведь именно душа развивается более в человеке.
         - Возможно подобное толкование о вере возникает из того понятия, что в душе каждого человека находится «храм, и там же Бог пребывает». Но если придерживаться только такого представления о вере, тогда такой верующий вполне может обходиться без церкви и религии, как таковой.
         Так вот я полагаю, что такое толкование привносит в этот «храм» вместе с абсурдными догмами, ещё и абстрактные понятия о самой религии. Где будут существовать понятия реинкарнации, а также утверждение о существовании других, подобных нам, разумных миров.
         - Но ведь такое скоро станет бесспорным фактом. Ведь когда-то и заявление Коперника было осуждено церковью, как еретическое, и предано огню…
         - Не скажите, Володя. Создавая различные взгляды на духовные и философские темы, уже формируется особая религия, имеющая множество направлений в науке. Но не имеющая ничего общего с понятием о Боге и Его законов.
         Укажи, где в Писании сказано о том, что после смерти происходит т.н. реинкарнация? Иисус Христос проповедуя своим ученикам, об этом тоже ничего не говорил.
         Т.е. было сказано когда-то им, когда Он предвещал им воскресение. А вот каким образом, это нужно вернуться к Писанию.
         В Новом Завете было упомянуто: «Не дивитесь сему: ибо наступит время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божьего»…/Иоанн,5:28/
         - Я понимаю, что это было сказано ученикам о новом перевоплощении, в тот момент, когда на земле появится и Он в новом воплощении. И сейчас это происходит. Почему вопрос реинкарнации многих верующих уже не смущает.
         - А давай-ка, посмотрим, что было далее сказано: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения»…/Иоанн,5:29/
         - Да так оно и происходит: все мы разделяемся на «семена и плевела»… Посему и вернулся Христос…
         - Не скажи, Володя, сие подвластно только Богу. И истинному Сыну Его, Иисусу, была дана такая власть от Бога. И Он это доказал своим ученикам, воскресив однажды Лазаря из мёртвых.
         - Мне трудно сопоставить то давнее событие воскресения Лазаря, с тем, что я представляю о настоящей реинкарнацией. Но, как я понимаю, перевоплощение Богом уготовано для дальнейшего развития души. Для конкретного восполнения недостающего душе. И считаю, что подобным заблуждениям о смысле реинкарнации в скором времени наступит конец. Надеюсь, что и в этом вопросе наступит просветление.
         Вы же сами говорили, что наш разум умеет отвергать всё то, что не поддаётся нелогичным объяснениям. И только слепая вера Христу и в христианские доктрины открывает сердца для видения Бога.
         - Да, это так. Но полностью открыться Богу и поверить Ему, значит последовать по тому пути, который Он укажет.
         - Ага! Значит, поверить Ему во всех Его простых и сверхъестественных проявлениях. А путь Он укажет только через Того, Который вновь вернётся на землю. Причём посредством обыгранного Им перевоплощения.
         - Это очень удобный домысел, не применительный к Писанию…
         - Ну почему же? Конечно, Его бессмысленно ждать на облаках… Но, почему же Ему не придти в новом обличии, да под новым именем?
И об этом ведомо только Богу. А об этом новом воплощении подскажет только само сердце, где есть огромное чувство ожидания Его. Не так ли? Ведь именно в сердца наши постучится Он…
         - Красиво ты объясняешь веру свою, Володенька. И ты знаешь, я вижу в тебе эту искренность. Потому и не стану тебя строго предостерегать, хотя право на то имею.
         Но наверно могу воспользоваться своим священным правом, и поговорить с тобой, скажем, как наставник. И если хочешь, как брат твой любящий.
         - Я буду очень признателен Вам, о.Михаил.
         - Сейчас, Володя, можно верить чему угодно, потому как во всём духовном проявлении присутствует простая и увлекательная логика. Но как же порой трудно бывает разобраться в ней и легко запутаться. Ведь подобные теории для верующего, как были бездоказательными, так они не бесспорными и остались. А ведь для многих людей эти догмы, бесспорно, вносят большую сумятицу в сознание доверчивое.
         И как правило, такие доверчивые люди стремятся отмести всякие мерила духовной морали и нравственности. И когда их собственные убеждения теряют нравственную и духовную основу, они очень легко попадают под соблазн красиво обставленных идей. Понимаешь, Володенька? Это такие неизбежные ловушки тьмы.
         И таких людей становится легко увести от святого, традиционного Христианского вероучения. И вот тогда, становится роковой ошибкой, легкомысленно основывать свои религиозные убеждения на новых красивых идеях, несущих, как ложное, так и вредоносное направление.
         И если действительно многие сейчас пойдут по такому пути, то в духовном мире наступит анархия…
         - ???
         - Я не оговорился, так может сейчас произойти. И это ещё больше будет разъединять людей.
         - Но ведь та вера, которую я для себя определил…
         - Как это так, определил?
         - Та вера, которая для меня открылась сейчас, и к которой я всем сердцем стремлюсь, есть вера в единение всего человечества.
         - Красиво, Володя, ничего не скажешь…
         - Согласен, очень красиво. Потому как, в той далёкой Сибири уже создаётся Единая семья. Ни какая-нибудь община, а Единая Семья, основанная на заповедях Бога, и живущая по ним.
         Хочется заметить ещё больше – это и есть та предначертанная Раса, которая должна выжить в нынешних условиях. Они собственно так уже и живут, в Единой Семье! И я этому свидетель!
Может быть пока не всё, как надо получается, но они там стремятся приложить все свои силы, чтобы по-настоящему стать этой Единой Семьёй. Ведь искренние чувства друг к другу могут проявляться только в Семье. В едином труде и духовном общении друг с другом. Такого в миру быть не может.
         Я не могу дословно привести что-то из Писания, но хочу своими словами напомнить о том, что было сказано в Новом Завете. А в «Деяниях» во второй главе было сказано, что они приняли Слово Живое, крестились Им, и их соединилось вместе около трёх тысяч душ; и они постоянно пребывали в учении и в общении, преломляя хлеба и деля всё общее. Полагаю, что об этом Свершении писано.
         И если Новый Завет для кого-то всё ещё Новый Завет. То для тех, кто уверовал в это Свершение, Новый Завет окончательно перешёл в Последний Завет. И я радуюсь за них и молюсь неустанно…
         - Ну что ж, Володенька, хочется пожелать тебе добра в истинном твоём просветлении. Да поможет тебе Бог!
         - Спасибо, о.Михаил!
         - И пусть будущее по заслугам оценит стремления каждого. Да по делам воздастся жаждущим…
         Так пусть подлинное Христианское учение несёт Истину о Боге и Его замыслах!
         - Спасибо! Я очень рад и счастлив, что мы понимаем друг друга…