Я и Горбачев

Сергей Лушников
11 марта 1985 года я был принят в должность первого руководителя маленького вычислительного центра ( тогда назывался машиносчетной станции) жилищно-коммунального хозяйства Томской области.
В этот же день и год М.С.Горбачев стал генеральным секретарем Компартии СССР.
Через месяц меня вызвал парторг и сделал замечание, что я не встал на партийный учет. Я сказал, что беспартийный. Руководители ЖКХ области задумались, но было уже поздно – у меня перестройка, а тогда еще это слово не было произнесено на верху, шла полным ходом.
В первую неделю я собрал собрание своих женщин и выяснилось, что на предприятии были соглядатаи, которыми руководила и держала в страхе Ареханова Ванда, единственный член партии. Решением собрания ее предложили уволить за антиморальное поведение, о чем известили райком партии. Так я получил свой первый выговор, потому что не посоветовался со старшими товарищами.
Второе, что я сделал, и поэтому потерял первую квартальную премию, было уменьшение плановых убытков.
Третье, я ввел гибкий график работы, когда женщины могли приходить свободно, сделав запись в амбарной книге.
Четвертое, я сдал на макулатуру все программное обеспечение, которое делало убыточным всю работу ВЦ. Стоимость макулатуры была миллион рублей, когда доллар стоил 70 копеек. Мне грозило 15 лет за порчу государственного имущества в особо крупных размерах.
Я поехал к заместителю министра, Иванову, и доказывал правильность своего решения.
В итоге через год оснастились новой техникой  и, разработав новое программное обеспечение, стали прибыльными.
Через год же стал получать квартиры для своих работников, которого до меня не видели десятки лет.
Добились своего здания, и 1988 году мне стало скучно.
Я уходил от спокойной жизни, от секретаря, от кабинета, в деревянную пристройку, в котором располагался Техцентр Новосибирского предприятия Приборсервис. На предприятии не было заказов, оставалось 11 человек, все располагались в одной комнате. Через 8 месяцев у меня было уже 27 человек и лучший техцентр Министерства Приборостроения в части сервисных услуг.
Однако промышленность стала останавливаться и станки с ЧПУ становились ненужными. Тогда я пробиваюсь к министру Приборостроения,  Рыбакову и предлагаю переориентироваться. Тот в растерянности, не может решить мой вопрос и  предлагает мне встретиться с Силаевым, возглавляющему СовМин. Допустили до помощника Силаева, не помню фамилию по истечению лет. Он меня спросил резко:  - - Ты, сколько на этом месте работаешь?
Я отвечаю:
 - Полтора года.
Он мне:
 - Поэтому и не понимаешь ничего, а лезешь с предложениями.
Я ему:
 - А Вы, сколько на этом месте?
Помощник говорит:
 -  Десять лет.
В сердцах восклицаю:
 - Поэтому у Вас такой здесь бардак!
В итоге, он разрешил перейти нашему техцентру со всем хозяйством из одной организации в другую.
Однако лучше там не оказалось, и в конце 1988 года я создал кооператив, который занимался обслуживанием вычислительной техники, изготовлением компьютеров, разработкой кардиостимуляторов.
На следующий год кооператив превратился в предприятие НТО Приборсервис, 22 года работая в различных областях народного хозяйства.
Чем мы только не занимались, трудно сказать с кем не работали в России.
Я сделал немного, мог бы больше, но делал всегда то, что хотел.
Самым главным итогом 25 летнего стажа руководителем считаю, что давал возможность многим людям пробовать сделать что-то новое, изобретать, действовать. Я не жалел денег, никогда не имел даже минимального запаса на крайний случай – вкладывал в новые дела и людей.
Построил, и большинству подарил, 86 квартир, дал дорогу многим предприятиям, небольшим, но новым, с идеями и энергией.
Сегодня я хочу уйти от ответственности, которая уже давит своим ярмом. 25 лет это много, для руководства в наши годы, слишком много, даже если есть силы и желание работать, надо уходить, чтобы дать дорогу молодым, более энергичным.
Всю жизнь я пытался работать демократически, ни разу не повысил голоса, объяснял людям свои действия, боролся  с проявлением внешней среды, будь то чиновник высокого ранга, то бандит или силовик. Многое удавалось, но система не стала моей, и я устал морально быть ответственным за то, что не могу изменить, а посему ухожу к любимым книгам.
Странное совпадение начала моей руководящей деятельности с деятельностью генсека Горбачева совсем не странное по сути, ибо я вводил демократию снизу, реально, а он сверху, словами и лозунгами.
Печально, что конец один и тот же.