Межстрочья А. С. Пушкина

Виктор Фесенко
1. ДВА ВЕКА с ПУШКИНЫМ

                "Отцы пустынники  и жены  н е п о р о ч н ы,
                Чтоб сердцем  возлетать  во области заочны,
                Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
                Сложили множество   божественных молитв;
                Но   ни одна  из них  меня   не умиляет,
                Как  та, которую  священник    повторяет
                Во  дни  печальныя    великаго   поста ;
                Всех чаще  мне она  приходит  на уста
                И падшего  крепит   неведомою  силой:
                Владыка дней моих! дух праздности унылой,
                Любоначалия,      змеи   сокрытой   сей,
                И  празднословия   не  дай   душе  моей.
                Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                Да брат мой от меня не примет   осужденья,
                И  дух   смирения,    терпения,     любви
                И   целомудрия    мне  в  сердце  оживи".
                (А. С. Пушкин)

          Нет,  не дань моде –  читать и писать о Пушкине в канун знаменательной даты  двухвекового юбилея поэта... Самое  сердце человеческое  имеет свойство – хранить и оберегать православное имя!

          Были же иные стихотворцы, мудрствующие как бы из головы, ею же и понимаемые – но в сердце – Александр Пушкин. В сердце нашем остаются лишь глубоко русские люди, кто просвещен Светлой верой. И здесь мы говорим уже о некоем феномене русской души:

                "Воды глубокие плавно текут,
                люди премудрыя тихо живут".
    
          Набили оскомину  все эти "Санты-Барбары", кои с нравственной точки зрения идентичны Содому и Гоморре. Пушкин ищет совершенно же инаго:

                "... королевич Елисей,
                помолясь усердно Богу,
                отправляется в дорогу
                за   красавицей-душой,
                за невестой молодой".
         
           Это не сказка, а состояние человека, непримиримого ко свершившемуся злу и ищущего  высшей правды и справедливости, этих неотъемлемо связанных удивительной формы – красоты с великолепным содержанием – душою! Во времена поэта целостные натуры не поизвелись ещё с земли руской…

           Взять его Татиану –  собирательный образ православной женщины - сердцем своим познающей и озаряющей своё окружение! В его лучах жалкой пародией выглядит пижон Онегин – на поверку  мотылек-однодневка, бездельник и повеса, этакий "Фигаро здесь, Фигаро там"…
    
           Вот уже два века с нами Пушкин, два века с нами и весь  парад  его героев. Да он  и не измысливал  их  позже, а впитал  с молоком  матери, списал  с лиц окружавших его
современников. Даже иноземцы, сами того не осознавая до конца, тянулись в Россию и насыщались здесь тем зарядом милосердия и добропорядочности, которые так безжалостно
ускользали от них  в их  "оцивилизованных" странах.

           Иначе воззрел поэт на крепостных после беседы с англичанином. На вопрос: "Что может быть несчастнее рускаго крестьянина?"–  тот  отвечал: "Английский   крестьянин" … "Как! свободный англичанин  несчастнее рускаго раба?".  "А  что такое свобода?" "Свобода  есть возможность  поступать по своей воле". "Следовательно  свободы нет нигде; ибо везде есть  или законы, или   естественные препятствия". "В чём вы полагаете  народное благополучие?"  "В умеренности  и соразмерности  податей"… "Как?"

          "Вообще  повинности в России не очень тягостны для народа; подушные  платятся миром, оброк  не разорителен, кроме  в близости Москвы и Петербурга, где  разнообразие  оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев. Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет   на произвол   крестьянину доставать оный, как  и где хочет. 

           Крестьянин промышляет, чем  вздумает, и  уходит  иногда  на  2.000  верст,  вырабатывать себе деньгу.   И это  вы называете  рабством?  Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора  действовать". "Что  поразило вас  более всего  в руском  крестьянине?"   "Его опрятность  и свобода" и  т. д.

           Такими глазами глядела на нас Европа! Петр I неосторожно прорубил туда "окно",  ныне же  и стен не осталось… И вся духовная чернота, что скопилась там,  самотёком хлынула в наши бескрайние просторы. Мы явно отстали с падением, вот нас и наверстали.

           Но те же  живые корни, что  удерживали  предков  два века назад, да образумят  нас  сегодня! Прививка нравственности, усвоенная Пушкиным, да оградит
и  наши  сердца  от  грязи  и  лицемерия, так  увлекших нас сегодня, – да чистое Имя поэта  послужит и детям,  и  внукам нашим  во времена, о коих  нам  можно только мечтать.

          И в третий век Пушкина, как и в третье тысячелетье, мы возьмём из его светлых  творений  то, что, быть может, выстрадано им во всю его  ж и з н ь: его нелегкие шаги к нетленным твердыням Свято-отеческих Традиции и Слова, над которыми  не властно время ...



2. ПУШКИН и ТОТАЛИТАРИЗМ

                "Думали ли вы когда-нибудь, что значат
                слова  "человек  родится  свободным" ?
                Я  вам их переведу; это значит: человек
                родится зверем – не больше. Возьмите
                табун диких лошадей, совершенная сво-
                бода и равное участие в правах, полнейший
                коммунизм. Зато развитие невозможно".
                (А. И. Герцен)

          Поэт, в свой жестокий век восславивший Свободу –  таким с детских лет  представляется нам  Пушкин – таким рисует его вся  школьная программа: узник совести, певец, вступившийся за честь жены и сраженный на дуэли ИНО-земцем!

          Но ИНО-земцем было и масонство*, кое наползало в Русию из-за кордона. Фармазонская "вольница строителей" пёрла из Англии во Францию  и прочно осела  в центре Европы. Народившийся дракон нео-Язычества пожирал пространства и его  зловонное дыхание ощутили даже  в глубинной Руси!
    
          За что же ратовали масоны, коль их влиянию подверглись почти все "прогрессивные" деятели  того времени?  Что за манну небесную сулили они падшим народам и странам?

          Ни много ни мало, это религиозно-этическое движение щедро "благо"-вествовало возможность мирнаго сосуществования людей на основе принципов свободы, равенства и братства!

          Социальные утопии, как из рога изобилия, посыпались на нашу грешную Землю… Одна из них самым "невинным" образом чуть было не восторжествовала во Франции. Волею
судеб  родной брат Марата и участник революции Давид преподавал Саше Пушкину французский язык в лицее. Не понаслышке знал монтаньяр о реках крови сограждан, залившей Республику…

          К стыду православного человека, в Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу "Овидий-2".  Радищев, Пестель и целая плеяда видных современников его погрязли в ложах!

          И  тем  не менее,– в самый канун "декабрьского восстания" поэт ваяет свой "апокалипсис"– балладу-предостережение об Андре Шенье, где прямо высказано отношение самого автора к возможным последствиям народного бунта; о французской мясорубке Пушкин пишет:

                "От пелены предрассуждений
                разоблачался ветхий трон.
                Оковы падали. Закон,
                на вольность опершись,
                провозгласил  равЕнство,
                и мы  воскликнули:  блаженство!
                О горе! О безумный сон!
                Где вольность и закон!
                Над нами единый властвует топор.
                Мы свергнули царей.
                Убийцу с палачами [Робеспьер, Конвент]
                избрали мы в цари.
                О ужас! о позор!"

          Поэт не в силах объяснить закон, по которому целебный сосуд Свободы оказывается завешенным кровавой пеленой, но он кричит нам о том, что единожды такое – случалось…

          Декабристов отрезвила Сибирь, неисповедимыми путями Господними все они благополучно вернулись в Православие, но ржа масонства (тенью призрака коммунизма) продолжала витать  по умам  раз-лихой части сограждан.

          Достоевский, вторя Пушкину, предвосхитил, что богоборческая революция
в России унесёт сто миллионов человеческих жизней...

          В воздаяние за фармазонство – моральная холера и красная чума. Ими биты все прогнозы! Их наследие ещё сколько лет будет тормозить ход нравственного оздоровления общества.

          Тоталитарные схемы, прописанные Пушкиным, пойдут нам на пользу лишь в случае, если мы найдём им противоядие, а оно водилось на Руси во все времена – это Светлая вера!
 



3. ПУШКИН и ЕГО ГЕНИЙ!

                "Мне день и ночь  покоя не даёт
                мой черный человек.  За мною всюду
                как тень он гонится" ...
                "Гений  и  злодейство
                две вещи несовместные.  Неправда:
                а Бонаротти? иль это сказка тупой,
                бессмысленной  толпы  –  и  не  был
                убийцею создатель Ватикана*?"
                _________________________________________
                * Существует предание, что Микеланджело
                умертвил натурщика, чтоб естественнее
                изобразить  умирающего  Христа" ...
                (А. С. Пушкин)

           Обе фразы в устах героев маленькой трагедии принадлежат перу  одного автора  и это сокровеннейшие строчки поэта!  Гений и злодейство –  две вещи  несовместные"... 

           Какая мистификация,  ведь  гений ** – это  самая суть  злодейства! Известно – любая вещь, где превышено чувство меры, сразу становится пошлой.

           Была же сказка о работнике, служившем купцу за три щелчка.  Пушкин  вместо купца  вывел  попа...

           Зачем? Не случайно –  третья  дуэль  в последний год жизни  поэта  оказалась для него роковой:  Репнин,  Соллогуб, д`Антес!

           Князь Репнин писал: "Талант Ваш принесет пользу Отечеству и Вам славу, воспевая  веру и  верность русскую, а не оскорблением  честных людей".

           И слава Богу, Пушкину хватило мужества признать, что "сочинения, оскорбительные для чести частного лица  неприемлемы. Трудно их извинить,
даже  если они написаны в минуту огорчения или слепой досады. Как забава разврашеннаго ума они непростительны"…

           Вертопрах Соллогуб провинился пред Натали своими пошлыми остротами: "Он иногда так неучтив". И это в ответ на его осторожное замечание: "Шалости, подходящие молоденькой девушке, не соответствуют достоинству  царицы общества".

           Впоследствии  Соллогуб  утверждал, что Пушкин  в том году искал  смерти ...  Был весел  и  накануне последней дуэли: оскорбив  Геккерена-отца, вынужден  был  стреляться  с  его сыном –  д`Антесом,  кстати,  супругом родной сестры Натали (скандал  внутри  одной семьи!)

           Куда бы ещё завёл злобный гений * своего  подопечного – если бы  не смерть, о которой позт  знал  и  желал,  и до последних минут – в  муках, уже будучи смертельно раненным, помышлял  о самоубийстве...

           Как жаль: исконное, простое благо, по сути  слитное и неразменное, под сению древа познанья вдруг распадается на нечто доброе и злое. Пия жь и славу, и позор, мы и избираем матерьял, чтоб к сроку возвести достойный храм Живой душе!

           Прошли времена, когда кумиров изображали с котурнами *** на ногах  и ореолом  вкруг головы ...  Пушкин противуречив, его  нельзя  ни "обелить",  ни "очернить"…  Его  раздирали страсти, его собирала  вера!  Его  искушало  и вразумляло время… Он его в себя вобрал  и с молитвою о-Душе-творил.
__________________________________________________________
    *   масонство - Махровый сатанизм.

   **   Гений – в древнеримской мифологии – дух-покровитель,
      сопровождающий человека в течение всей жизни
      и  руководящий  его  действиями  и  помыслами;
      позже  –   вообще  "добрый"   или   "злой"   дух …

  ***  Котурны –  специальная  обувь:  с высокими подошвами...