Mеine Geschichte

Федор Головин
Перевод с немецкого
                Stimme Weg  1/2002

                ( Моя история)


        Мой дядя Вилли
     Поиски могилы под Псковом в России.

    Воспоминания детства Ханса –Петра Круза тесно связаны со своим дядей. В 1944 г. он погиб под Псковом. В прошлом году он начал искать могилу своего дяди, который сыграл большую роль в судьбе Круза. Он нашел его могилу обесчещенной (разореной).


    Буххольц. Весна 1944. мне не было и трех лет, когда мы вместе с родителями посещали своих родственников. Как раз в то время по случаю своего 21-летия пришел в отпуск с войны мой дядя Вильгельм. Уже утром он должен был быть на фронте  в России. Я не совсем хорошо все это помню, но осталась небольшая видеосъемка об этом дне, где Вильгельм с любовью гладит меня по голове.

    Несколько недель позднее пришла посылка лично мне с фруктовыми леденцами. Эта фруктовая посылка особенно глубоко запала мне в душу: это были первые леденцы в моей жизни. Позже родители Вильгельма получили известие о его смерти. Он скончался24 июня 1944 от многочисленных ранений. «Многоуважаемая семья Штагеманн! С глубокой скорбью извещаем вас, что ваш сын, ефрейтор Вильгельм Штагеманн геройски погиб», - было написано в письме, в котором было указано и место захоронения: дивизионное кладбище, ряд 10, номер могилы191. Ваш сын был погребен 26.06.44 года.


Поиски могилы

 Судьба Вильгельма не оставляла меня в покое. На различных картах я пытался найти это местечко Боки, но все безуспешно до тех пор, пока мне не удалось узнать, что место это точнее называется Борки. Прошли годы. Однажды мне попался в руки набор военных карт России. С бьющимся сердцем начал я искать маленькое местечко Борки и нашел южнее от Острова. Я был точно убежден в том, что должен побывать там. Могилу Вильгельма должен посетить хотя бы один из его родственников.
    Со своим знакомым Сергеем я еду в Киев. До Киева через Польшу ехали на автомобиле, 3 дня до Москвы, а затем сел в вагон до Пскова. 12 часов длилась эта поездка. В моем купе ехала молодая пара. Через несколько минут мы уже с ними разговаривали(я пользовался словарем). Их звали Владимир и Ольга. Они хотели узнать, что мне нужно в Пскове. Я показываю им фотографию Вильгельма, фотографию его могилы и рассказываю всю историю. В конце я спрашиваю, сколько стоит такси в Борки. Владимир говорит, что увезет меня на своей машине. Я просто не верю своим ушам, мне крупно повезло!

    Мрачным дождливым днем мы приехали, наконец, в Псков. После чашки чая мы отправились с Владимиром на «Ладе» по направлению ж/д на Опочку. После некоторых поисков мы приехали в Борки, где насчитывается только четыре дома. Две женщины с детьми, одна бабушка собирали картошку.


     Старушка знает где находится могила


    Старушку зовут Зинаида Карнилова и живет она здесь уже 80 лет. Я подумал о Вильгельме, ему было бы 78. они почти одногодки. Старушка вспоминает о немецком кладбище. Это место в лесу на небольшом холме. Внизу от кладбища тянутся поля до озера. Действительно, это место покоя и мира. Очень трудно представить себе, что здесь шли тяжелые бои. Мы пробираемся по сухим веткам. Позади кустарника ямы, рядом в траве – останки человека. Страшная правда: здесь побывали мародеры. Мы обнаружили много разоренных могил, рядом с каждой ямой лежали человеческие останки. Владимир видит, что это меня вывело из себя, но и он очень поражен.

    С собой мы принесли цветы, я сделал фотографию на могилу того, кто остался в моей памяти молодым и полон жизненных надежд.

    Владимир положил руку на мое плечо, я понял его жест и сказал: «Дружба»!

    Он отвечает: "Мир"! - это были слова примирения.

    Может быть раньше смерть Вильгельма не имела такого смысла.