Примечания к роману

Сергей Добрый
             ПРИМЕЧАНИЯ К РОМАНУ.
*стр. 2   Все пирамиды в Древнем Египте были покрыты светоотражающими гладкими плитами. В 13 веке их ободрали арабы для строительства домов после землетрясения в Каире.
*Мехир – декабрь.
*стр. 3 Номарх – правитель провинции (нома). То же самое, что губернатор.
* Хуфу – древнеегипетское имя фараона Хеопса.
*стр. 4 Талант – мера веса. Соответствует 30,3 кг. 
 * стр.127 На фреске из гробницы принца Нахта изображено пиршество в богатом доме, на котором присутствуют музыканты. Можно отчётливо разглядеть слепого арфиста. На его арфе всего шесть струн, однако, он играет на ней двумя руками. Спрашивается, зачем, если извлечь звуки из шести открытых струн можно одной рукой, как это делают гитаристы? Даже если предположить, что он дёргает все струны одновременно, получается какая-то несуразица, поскольку можно провести по струнам всего лишь одним пальцем. Кисть его левой руки находится выше правой. Они расположены на одной вертикальной линии, и получается, что левая рука арфиста цепляет те же самые струны, что и правая. Внизу нарисована арфистка. На её инструменте – тринадцать струн. Положение её рук точно такое же. На другой фреске, которая называется «Музыканты на празднике», арфистка играет на девятиструнном инструменте. Кисти её рук расположены аналогичным образом, только сдвинуты к нижней части деки. Можно привести ещё массу примеров (остракон из Дейр-аль-Медины, стела с арфистом и т.д.), но везде прослеживается одна и та же картина. Такая постановка рук характерна для инструментов, имеющих гриф, где звукоизвлечением занимается лишь одна рука, а вторая меняет высоту тона. В количестве струн не прослеживается никакой системы, если предположить, что арфа настраивалась по звукоряду ладовой гаммы. Либо все струны настраивались в один интервал, например, в кварту, как настраивалась лютня, попавшая впоследствии к арабам, а затем в Европу, либо в аккорды. Последнее предположение наиболее вероятно, исходя из удобства аппликатуры. Расстояние между струнами на древнеегипетской арфе было больше, чем на современном инструменте, что позволяет, согнув палец левой руки, надавить на струну под углом, не задевая соседнюю. Таким образом, возникали различные комбинации аппликатуры. Можно предположить, что древнеегипетские музыканты использовали технику глушения ненужных струн подобно тому, как это делалось на гуслях и греческой лире, однако разное положение рук относительно деки на многих фресках ставят это предположение под сомнение. Если такая техника применялась, то не была основной.
*стр.233 В период правления Эхнатона, так называемый «амарнский» период, искусство достигло исключительного для Древнего Египта реализма. Признавая это как бесспорный факт, многие исследователи при этом выражают сомнения по поводу статуй самого фараона и его супруги. Их необычный облик они объясняют намеренными искажениями, эндокринными болезнями и т.д. и т.п. Не проще ли из всех возможных объяснений выбрать самое очевидное? То есть, признать, что они являются представителями неизвестной расы, хотя это и нарушает общепринятую концепцию.   
*стр.244 Посохи с прикрученными на конце камертонами обнаруживали в египетских захоронениях. Если посмотреть на многие фрески, то легко заметить, что такой посох является непременным атрибутом богов. Способ перемещения в другое измерение изображён в гробнице Сенмута. Человек на рисунке поднимается с одного уровня на другой, приложив посох с камертоном к своему затылку. Кстати сказать, в современных научных теориях высказывается мысль о волновой природе Вселенной и о существовании базовой длины волны для каждого измерения. То же самое утверждал великий учёный Никола Тесла. Он был глубоко убеждён, что путём изменения базовой частоты колебаний можно перемещаться в параллельные миры.
*стр. 261 Пер-Рамсес – город в дельте Нила, построенный во времена Рамсеса Второго, где была расположена резиденция фараона.