Соломон Нафт и Хася, их гибель в концлагере. Спасе

Борис Корш 2
Моя родная тётя Хася, которую я никогда не видел, уехала с мужем Соломоном и дочкой Соней из Советского Союза в 1927 году.
Оказавшись в Париже они оставались советскими подданными и Соломон работал механиком на заводе Рено в составе советской группы, которая осваивала конвейер для ЗИСа. Руководителем группы советских специалистов был сын М.И.Калинина. В 1939 году когда  началась вторая мировая война, мои родственники бросились в Советское посольство с просьбой уехать на родину в СССР, но в посольстве ответили, что у нас договор с Германией и не надо поддаваться на провокации.


А в 1940 году немцы взяли Париж.и мои родственники снова бросились в посольство , но ответ был тот же. К этому времени Солломона Нафта французы интернировали как иностраного поданного и он находился во французском лагере, где условия были довольно сносные и они пользовались относительной свободой.. Летом 1941 года, когда началась война с Советским Союзом моя сестра Соня отдыхала со своим будущим мужем  (тогда ещё женихом) на юге Франции. Вскоре немцы заняли Париж и Франция подписала капитуляцию. Страна была разделена пополам. В Виши находилось французское правительство во главе с Петеном, а северную часть занимали немцы.


Солломону не повезло. Однажды немцы гнали колонну военопленных мимо лагеря,где он находился и в это время один из военнопленых пытался бежать, его застрелили, но чтобы не возится с документацией они подозвали Сололомона из толпы людей, стоящих у ворот лагеря. Не идти было нельзя, тогда бы застрелили на месте. Так Солломон попал в немецкий лагерь и оттуда мало кто сумел выйти живым. Солломон не вышел.  Тетю Хасю и младшую дочь Риту, как евреев, собрали в коллону и погнали на вокзал. Впереди колонну охраняли немецкие солдаты, а сзади французские полицейские.


Хася стала говорить полицейскому, что она то еврейка, но Рита родилась во Франции и она француженка. Наконец, полицейскийй смилостивился и сказал: "Пусть бежит." Естественно, что ребенок не хотел оставлять мать одну, но Хася её уговорила, что надо побежать домой, а там на чердаке в сундуках лежат тёплые вещи и надо отобрать их для них, так как она не знает, что с ними будет и сколько времени они проведут и лагере.
Это и спасло Риту, потому что когда она вернулась с вещами ни колоны, ни эшелона уже не было.

Так 12 -тилетняя девочка осталась одна, а Хася оказалась в немецком концлагере, из которог она уже не вернулась .Судьба девочки оказалась иной. Нашлись "добрые " соседи, которые обещали её взять с собой, а они собирались нелегально перейти границу и очутиться во французской зоне. Правда, при переходе они повесили Рите на шею мешочек с чем-то и после удачного перехода во французскую зону его отобрали. "Доброта" соседей определялась тем, что был закон, по которому за вывоз из Рейха драгоценностей грозила смертная казнь, поэтому и повесили девочке мешочек с драгоценностями на шею. В крайнем случае, сказали бы, что это не их ребенок и они ничего не знают об этих драгоценностях. Ну а если и расстреляют девочку, то они тут вроде бы и ни причём. Но переход прошел удачно, и вскоре сёстры нашли друг друга. В 1943 году беременная  Соня и её  муж ушли в "маки". Так тогда называлось французское сопротивление. Но это уже другая история.