Немного о Таиланде

Сергей Лушников
Мода приходит достаточно быстро и сегодня среднестатистическому сибиряку не побывать в Таиланде становится как бы неприличным. С другой стороны, есть объяснения и чисто материального характера, ибо путевка обходится вам в районе тысячи долларов, что немного для смены холодной зимы на тропики с морем. Чартеры из Новосибирска,
Кемерово, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска стали неотъемлемой частью жизни сурового края в последнее время.
Если для немцев и других европейцев Таиланд – прежде всего доступность тайских женщин и возможность, сменив железный порядок, почувствовать себя «голым» человеком, пускаясь во все тяжкие, то для сибиряков это большей частью доступный семейный отдых в тепле, удовлетворяя свою природную любознательность.
Мы, русские, пытаемся объять весь мир, торопясь схватить все сразу, теряя часто главное, ускользающее неотвратимо из наших рук и голов, как и мир, на который наши правители имеют свои виды, но теряют его ежечасно, изменяющийся в динамике последних десятилетий.
Большинство наших соотечественников, приезжающих сюда, особенно в первый раз, стараются почувствовать экзотическую страну во всех ее проявлениях, увлекаясь так, что не успевают и полежать на солнышке. Поэтому хватают здешние лучи оптом, пытаясь увезти здешнее тепло в виде ожогов и лохмотьев кожи, не становясь от этого менее счастливыми.
Неприятно поразили китайцы, «стаи шумных ворон», купающихся в верхней одежде, плюющих в бассейны, бросающих мусор и окурки. Великой китайской культурой от них и не  пахло.

Воздух в Таиланде неприятен мне. Кажется, что он вобрал в себя запахи рыбы, пота  людей и газы автомобилей. Однако такой воздух Юго-Восточной Азии является неотъемлемым признаком жития этих стран.
За тринадцать дней  не смог привыкнуть к нему, но  я был в гостях, а потому не имел права возмущаться обстановкой хозяев, приютивших меня на время в своей гостеприимной стране.
Еще не нравится  пища, то сладкая, то горькая, но с неизменным вкусом каких-то приправ, непривычных моему нутру.
Это и все, что немного отравляет отдых в Таиланде. Можно добавить трудность общения с тайцами, которые еще толком не выучили русский язык, но делающие некоторые успехи в его освоении.

Преимуществ отдыха в Таиланде много. Здесь, как в Греции, есть все, даже больше, чем в этой европейской стране.
Пляжи по побережью и на островах. Рыбалка ночная и дневная. Уолкинг-стрит, сочетающий шопинг, клубы, дискотеки, рестораны, кафе, массажные салоны и длинные ряды женщин, девушек и мужчин, способных удовлетворить ваши низменные наклонности. Великолепные храмы, нескончаемые шоу со слонами, змеями, дельфинами, крокодилами, обезьянами. Парки, сады, зоопарки, океанариумы, сафари.

Любой человек, разного возраста может найти себе оптимальный вариант отдыха, если его не давит злопыхательство по мелочам, которыми мы часто отравляем себе жизнь.
Я буду писать только о наиболее важных впечатлениях, тронувших мое сердце или душу.

Начну с буддизма. Сразу скажу, что я не знаток религий, хотя буддизм стоит особняком в их рядах. Будда – живой реальный человек, создавший веру ( или идеологию) людей без творца, до возникновения большинства  религий, главное действующее лицо в которых является созидатель мира – Бог.
В свое время буддизм был главной религией ( или идеологией) современной Индии и большинства стран Юго-Восточной Азии, однако со временем был изрядно потеснен с главной своей арены, Индии, претерпев значительные изменения в различных странах Азии.
Тайский буддизм является довольным близким по духу  традиционному, созидателем которого являлся сам Будда и его последователи.
Накануне дня Большого Будды, праздника тайцев, я наблюдал рано утром за монахами, собирающих дары у мелких уличных торговцев. Монахи в своих мантиях и босиком подходили к торговцам. Те кланялись перед ними, стоя на коленях, а потом давали деньги и пакеты с продуктами. Уходили монахи, а их было не меньше десятка, с большим количеством пакетов в руках и приличной суммой денег, большая часть которых была достоинством в 20 бат ( почти как рублей).
Это не являлось подаянием, то есть монахи не клянчили, а брали дары за свои заслуги перед обществом. И создавалось впечатление, что дающие рады отдать свои кровные слугам Будды. Я спросил тайца:
 - А могут ли не дать монаху?
Он удивился такому вопросу. То есть в сознании жителей Таиланда дарение монаху является честью, некоторой наградой и может приобщением к вере или идеологии буддизма.
Обитатели монастырей ведут большую воспитательную работу, среди которой борьба против наркотиков, алкоголизма и курения, причем большинство идей в государстве принадлежит им.
 Огромная роль в воспитании подрастающего поколения. Все беспризорники находят приют в стенах монастырей, поэтому этой проблемы в стране не существует. Интересно то, что за такими воспитанниками сохраняется возможность выбора, ибо воспитание ведется по светским законам и по достижению совершеннолетия уже молодой человек делает свой выбор. Большинство уходят в реальную жизнь, и за ними выстраивается очередь работодателей из крупных фирм.
Очень важную роль буддизм отводит науке, причем, не, только гуманитарной, но и технической, являясь своего рода Академией наук Таиланда.
Интересна одна деталь. Монахи собирают дары утром до 8 часов, а большинство торговых центров открываются в десять и получается, что к ним не приходят посланники веры.
Я пытался узнать, почему же с мелких ( бедных) берут, а крупных ( богатых) нет, но не смог узнать точно.
Одни говорят, что крупные торговые центры, в основном, с участием иностранного капитала, а посему и разное восприятия долга и обязанностей перед служителями Будды. Другие говорят, что большие компании вкладывается в строительство монастырей или серьезные программы, а поэтому от повседневных даров их освобождают.
Одно ясно, что в Таиланде монахи работают ради народа, ради Родины, а посему имеют право на дары. Мне подумалось, что и в России бы не мешало такую религию, больше идеологию, ввести, но где взять людей, чистых и честных? Вспомнил Высоцкого:
 - Хорошую религию придумали индусы!
 Владимир Семенович умел чувствовал зерна жизни, как никто другой.
 Хотя мы уже пытались, строя коммунизм, руками последователей Ленина.
Я много ходил босиком по улицам городов Таиланда, иногда шутливо представляясь русским Буддой, но даров не получил, только укоризненные взгляды. Хорошо, что не посадили – в этой стране действуют суровые законы на лжемонахов, и я это почувствовал.
Чем больше  узнавал буддизм, тем сильнее меня тревожила мысль, что человечество где-то потеряло, незаслуженно выбросила на обочину буддизм, ибо он, по сути, является более реальным, честнее, нежели его последователи. Более того, он перекликается с моим понятиями ( статья « Кто есть бог?»), может поэтому во многих странах стихийно возникают общины, проповедующие буддизм.

Неприятно поразили русскоговорящие гиды, не все, конечно, но многие работающие в системе фирмы «Пегас».
Один из них договорился на экскурсии по реке Квай до следующего:
 - Чем больше я смотрю на русских, тем меньше мне хочется возвращаться в Россию.
Тайцы, между прочим, различают понятие Родина и государства, так же как и я.
Для меня государство – есть чиновники, нанятые  на службу, а   Родина - люди, поля, леса, горы, реки, озера, воздух.
Мы пытались образумить его, но он продолжал приводить нелестные сравнения с Россией. Да, государство у нас не подарок, да, виноваты и мы в этом, но хаять Родину негоже, она вечна, чиста, первозданна, как мать.

На реке Квай, в лагере, нас пригласили на шоу монов, малой народности на севере Таиланда.
Эти танцы не только имеют свой почерк, они, похоже, соединили танцевальное искусство большинства народов мира, с резко выраженной аритмией темпа, переходя из медленного в быстрый и наоборот.
Обращают внимание элементы русского танца вприсядку и кавказского вращения тела по диагонали к поверхности пола.
Внезапно появляются элементы сальто или акробатики, выполняемые ногами, но руки, особенно ладони, даже у мужчин, выражают чаяния народов Китая, Индии, Японии.
Каждый танец состоит из нескольких частей, различающихся темпом, но заканчивающихся неизменно  позой, изображающей зверей или цветы.
Иногда в середине танца, если смотришь на мужчину выше пояса, видишь в нем шамана, заклинающего духов на нашем Крайнем Севере.
Женский танец допускает быстрые, красивые перекатывания по полу, напоминая журчащие горные ручьи здешних мест.
Специалисты  в области танцев могут обнаружить много других сравнений, но мне показалось, что этот танец является симбиозом многих культур и народов нашего мира.

Пару слов скажу о посещении Камбоджи, в город храмов Ангкор, некогда столицу могущественного государства кхмеров ( в Камбодже настаивают, что кмеров).
Мы пробежали по четырем храмам в первой половине дня. Сооружения интересные, но поражает сочетание каменных сооружений с переплетенными корнями деревьев, колодцы-проводники мировой энергии, способ строительства без использования раствора.
А больше всего объемные фрески на самом древнем храме! Тысячи фигурок тонкими гранями, небольших размеров, до десяти сантиметров, вырезаны в камне!
Про себя отметил, что  такой памятник желательно  смотреть одному несколько дней и обязательно побывать вечером, чтобы ощутить связь времен, почувствовать не только прошедший мир, но единение с могучей природой, нашей общей матерью.

И пару слов о тайском массаже. Честно говоря, я успел сделать полтора десятка массажей у разных мастеров. Надеялся вылечить шею, но, увы, он не помог, да и, наверное, не мог по причине запущенности болезни. Все-таки тайский массаж больше профилактический для отдыхающих, хотя есть и лечебный, но он дорогой и в массовке не встретишь. Массажные салоны в Паттае расположены в среднем через 25 метров,  а в центре и того меньше, поэтому понятно, что не может быть столько мастеров, понимающих сложное человеческое тело. Поэтому делайте массаж ног или общий массаж и получайте удовольствие!
Работа массажистов поражает умением использовать все части своего и  тела клиента для  оптимального расходования сил и энергии для лучшей работы ваших лимфоузлов и сосудов – этому стоит, поучится.Если же честно определить тайм кий массаж, то он показывает наше отношение к своему здоровью. Если сильно больно нашим частям тела, то они показывают, что им мы не даем зарядку, а тайский массаж - гимнастика для ленивых. Однако он говорит: Займитесь своим здоровьем духа и тела! И умные это понимают...жаль, что их не так много.

Время летит быстро и тринадцать дней пролетели быстро. Мое первое знакомство с Юго-Восточной Азией состоялось и я уже полной грудью вдыхаю родной свежий воздух, тело мое бодрит 15 градусный морозец, а солнышко радостно улыбается ослепительной улыбкой.