Желтые розы Испании

Елена Жизнева
Лето 1937 года выдалось жарким. Люди в городах изнывали от жары и стремились поближе к природе: воде и лесу. Детвора разъезжалась по пионерским лагерям и в деревни.
Юля собирала вещи, распахнув все окна квартиры. Жила она в Москве, в семье инженеров, училась на последнем курсе консерватории по классу скрипки, и это лето было последним студенческим летом в ее жизни. Впереди был упорный год подготовки к дипломному концерту и начало новой, неведомой жизни. Поэтому сейчас Юля стремилась максимально отрешиться от городской суеты и намеривалась провести лето в деревне у бабушки. Колхоз «Красные зори», в котором жила бабушка находился в Тульской области, и добираться туда было несложно, поэтому Юля решила ехать без родительской помощи, отбив бабушке Клавдии Степановне краткую телеграмму: «Еду на каникулы. Жди. Целую. Юля».
Вещей набралось немного, да и особых нарядов не было. Подхватив чемодан и повесив на плечо дамскую сумочку, Юля без проблем добралась до Курского вокзала и уже через полчаса любовалась подмосковными видами из окна. Нужно отметить, что Юля покидала Москву с не совсем спокойными мыслями. Накануне она долго спорила с Андреем о гражданской войне в Испании, о том, что настоящий комсомолец не имеет права устраняться от происходящего. Андрея она знала давно – учились в одной школе- и даже была несколько влюблена в него, в студента знаменитого института Стали и Сплавов, без пяти минут инженера. Андрей соглашался с девушкой, но считал, что каждый должен делать свое дело: военные – защищать мирное население, а инженеры – восстанавливать и улучшать этот мир. Безусловно, он отправиться защищать Родину в минуту опасности, но Испания – это удел политиков и дипломатов, если призовут – пойдет, но вмешиваться самому – это ребячество. На что Юля вспылила, что мало в Андрее комсомольской сознательности. Например, два их одноклассника Степан и Николай сами ходили в военкомат и просили послать их на помощь испанским республиканцам. Ну и что, что их не взяли, все равно это достойный поступок комсомольцев. Видя, что подругу не переспорить, Андрей постарался перевести разговор на иную тему, начал подтрунивать над девушкой, и вобщем-то разговор закончился на доброй ноте, хотя некий осадок в душе у Юли остался.
От невеселых мыслей Юлю отвлекло сообщение о подъезде к Туле. Встряхнув кудрями черных волос, бойко подхватив вещи, девушка сошла на перрон. Она удачно успела на последний автобус до деревни и через час радостно шагала по знакомой проселочной дороге к дому бабушки. Клавдия Степановна уже с обеда поджидала любимую внучку на крыльце дома, заранее отпросившись на ферме по такому случаю. После теплых объятий Юля оказалась в чисто убранной горнице, где ее ждала дымящаяся картошка, бабушкины разносолы и венец угощения – пирог с яблоками из своего сада. Окунувшись в спокойствие деревенской жизни, Юля забыла о всех душевных сомнениях и охотно делилась с бабушкой московскими новостями. Вовремя вспомнила о привезенных подарках, чем вогнала старушку в счастливые слезы. После этого помогла Клавдии Степановне убрать со стола и, переодевшись, решила прогуляться перед сном.
Особо любимых мест в деревни у Юли не было – нравилось все и везде. Поэтому девушка отправилась сейчас не к центру деревни, а в сторону колхозных полей. ПО дороге она здоровалась с односельчанами, кого-то помнила, кто-то помнил ее. Клавдию Степановну в колхозе уважали и знали, что ее внучка – девушка серьезная, комсомолка, учится музыке аж в самой консерватории! Так не спеша Юля добралась до края деревни. Смеркалось, с поля тянуло приятной летней прохладой. У последнего дома Юля невольно остановилась и залюбовалась уходящим закатом. Из оцепенения ее вывел шорох за забором дома. Юля вздрогнула и глянула в сторону шума.
-Простите, что напугал. Я тут цветы поливал и за пустое ведро зацепился,- за забором стоял молодой человек, в светлой рубашке с закатанными рукавами, так же подвернутых штанах и с лейкой в руках.
-Ничего страшного, я не испугалась, - мягко ответила Юля, силясь вспомнить, что за человек перед ней, но парень опередил ее мысли:
-Я Сергей, сын Антонины Ивановны. Она вместе с вашей бабушкой на ферме работает. Ведь вы Юля, я правильно узнал? – чуть повеселев, спросил молодой человек.
- Аааа..Помню…вас…то есть тебя, - ответила Юля.- Помнится, ты очень любил самолеты и все порывался на летчика выучиться. Ну и как, выучился?
-Почти,- слегка смутившись, ответил Сергей. – Меня в армию в авиацию взяли. Самолет изучал. Пару раз летал с инструктором. Этой весной демобилизовался.
-Ого! Серега-летчик! – несколько язвительно отозвалась Юля. –Романтика! Небо…Облака…Солнце… Помнишь миф про Икара?
-Помню. Только советские летчики даже к Солнцу смогут долететь и не упасть, - невольно обидевшись за авиацию, ответил Сергей.
- Прости, я не хотела обидеть, - тут же извинилась Юля и решила сменить тему. –А что за цветы ты поливал? Можно посмотреть?
-Сейчас уже поздно и не видно, какие они…красивые,- с неожиданной нежностью в голосе произнес парень. – Приходи завтра утром, и я их тебе покажу. А хочешь потом на речку купаться пойдем? Мне в мастерскую только к обеду- должны трактор новый привезти.
Слегка посомневавшись, Юля дала согласие, и молодые люди расстались до завтрашнего дня.
Добравшись домой уже в основательной темноте, Юля застала бабушку неспящей.
- Ну куда же ты пропала, Юленька? Я уж волноваться начала. Хоть народ у нас и спокойный, да и знают тебя все, а все равно тревожно,- ласково заговорила Клавдия Степановна.
-Прости, я заболталась – встретила Сергея, сына Антонины Ивановны, - виновато оправдывалась Юля.
-Сергей парень хороший, умный, хозяйственный, из армии с благодарностями вернулся, - скороговоркой проговорила бабушка.
-Уж не сватаешь ли ты его мне, бабуля? – лукаво спросила девушка.
-Иии, милая! В жизни не знаешь, где найдешь, а где потеряешь, - мудро подытожила старушка. – Идем спать, мне уж скоро на утреннюю дойку пора будет.
Юля, наскоро умывшись и раздевшись, юркнула в чистую, заботливо приготовленную бабушкой постель и мгновенно заснула.
Утром Юля проспала почти до десяти часов и, вспомнив про назначенную встречу, стала спешно собираться. Наскоро перекусив и надев легкое розовое платье из ситца, мягкие парусиновые туфли и захватив с собой полотенце, Юля отправилась к дому Сергея. Молодой человек сидел на крыльце, жмурился на яркое солнце и потихоньку докуривал папиросу.
-Долго спите, гражданка! –шутливо-укоризненно встретил Сергей девушку. – А еще комсомолка из Москвы.
- Вам с высоты виднее –вы летчик, -парировала Юля, действительно чувствую вину за опоздание. – Кто-то обещал цветы показать…
-Идем! – Сергей вежливо взял девушку за руку и повел в глубь небольшого сада. Цветник был рядом с несколькими яблонями и парой вишен. Места было мало, но чувствовалось, что цветы посажены с любовью и заботой. Перед Юлей предстали ярко-желтые розы с еще не успевшими высохнуть капельками росы в лепестках.
-Чудо! – восхищенно прошептала Юля. – А почему розы? Почему желтые? Мне больше красные нравятся.
-Я когда из армии вернулся, поехал в Москву, на Выставку Достижений Народного Хозяйства, -степенно начал объяснять Сергей.- Забрел в павильон «Цветоводство», а там цветов – видимо-невидимо! Я даже растерялся. Рядом девушка оказалась, она посетителям про цветы представленные рассказывала. А я вспомнил, что мама очень розы любит, только они у нас никак приживаться в саду не хотели. Ну и попросил у девушки совета, какие розы самые живучие. Она и посоветовала мне эти желтые розы. Каюсь, название сорта так и не запомнил, поэтому назвал их сам –«Небо Испании»…
-Почему «Небо Испании»? – удивилась Юля.- Ты…был в Испании?
-Нет, конечно, - возразил Сергей. – Хотя там сейчас жарко…
Молодые люди многозначительно замолчали, осознавая серьезность этой темы.
-Знаешь, - прервал молчание Сергей, - мне кажется, что в Испании ярко-голубое небо и огромное желтое солнце…И поэтому люди там добрые, веселые и отзывчивые…
-Наверно, ты прав, - тихо согласилась Юля. –Эххх, была бы я парнем, давно бы ушла добровольцем на помощь испанцам!..
-Я просился, не пустили, - с грустью подхватил Сергей. –А ведь там мирное население гибнет…дети…женщины…
Юля удивленно смотрела на молодого человека, мгновенно проникаясь его душевным настроем. Вот если бы так ответил Андрей, а не читал бы ей лекции о целесообразности поступков! Она начала понимать, что Сергей ей становится все больше симпатичен, ей хочется с ним общаться. В это время Сергей нагнулся к цветнику и срезал перочинным ножом одну из роз.
-Держи, это тебе…Желтая роза к черным волосам – это…красиво! – быстро проговорил парень и отвернулся, чтобы скрыть смущение перед девушкой.
-Спасибо! – ответила Юля.
-Ну вот и хорошо! Идем на речку, а то уже обед скоро, - с этими словами Сергей смело взял Юлю за руку, и они пошли на речку.
Вдоволь искупавшись в теплой речной воде, молодые люди устроились на берегу, загорали, болтали о том о сем. Юля рассказывала Сергею о консерватории, об однокурсниках, о предстоящем выпуске, о будущем…Сергей в свою очередь смешил девушку рассказами из армейской жизни, о самолетах, о том, как страшно струсил во время первого вылета с инструктором, что даже заикаться стал. Юле нравилось, что Сергей не стесняется говорить о своих слабостях, не корчит из себя героя-рыцаря, не то что Андрей. Девушка поймала себя на мысли, что мало вспоминает про Андрея, все больше увлекаясь Сергеем.
-Ну что ж! Пора и честь знать! Мне в мастерские пора – опаздывать не положено, - деловито сказал Сергей, вернув Юлю к действительности. Наскоро одевшись, молодые люди направились в деревню.
С этого дня между Юлей и Сергеем установилась крепкая дружба. Свободное время они старались проводить вместе: купались, читали книги, поливали цветы в саду у Сергея, а парень охотно помогал бабушке Юли с огородом и плотницкими проблемами.
Лето летело на крыльях…Наступил август, и Юле пора было возвращаться в Москву: впереди была подготовка к новому учебному году, встреча с вернувшимися с отдыха однокурсниками и прочая московская суета. Узнав о скором отъезде девушки, Сергей старался не подавать вида, что очень жалеет о предстоящем расставании. В мастерских было много работы -впереди была уборочная страда – и свободного времени у парня оставалось очень мало, но Сергей все равно старался не упускать случая пообщаться с Юлей.
Настал день отъезда. Юля, загоревшая, отдохнувшая и несколько отъевшаяся у бабушки, уезжала дневным автобусом до Тулы. Сергей обещал вырваться с работы в обед  и проводить ее. Но вот и обед уже настал, и до отхода автобуса оставалось десять минут, а Юля все ждала парня.  С каждой минутой ей становилось все грустнее: она понимала, что Сергея скорее всего не отпустили из мастерских и ей придется уехать не попрощавшись. Автобус заурчал мотором… Юля вздохнула, взяла чемодан и обреченно села в автобус. На глаза наворачивались непрошенные слезы…Автобус уже выехал на дорогу, когда Юля услышала в открытое окно знакомый голос:
-Юляяяя! Стооооойте!
Юля высунулась в открытое окно и увидела сквозь пыльную завесу бегущего за автобусом Сергея. Она высунулась как можно больше из окна и замахала ему рукой:
-Сергееей! Я обязательно напишу тебе!Мы обязательно увидимся вновь!
Неумолимо отстающий парень прокричал в ответ:
-Я буду писать, ты только отвечай!
Автобус окончательно набрал скорость, и фигура парня совсем стала не видна в клубах пыли. В душе у Юли было и горько, и радостно. Пусть Сергей не смог проводить ее, и она не пожала напоследок его жесткую, но теперь такую близкую руку. Зато они будут переписываться, и быть может на Новый год Юля сможет приехать к бабушке…С такими мыслями о светлом будущем девушка уезжала навстречу Москве….
Побежали дни учебы и прочих забот….Юля продолжала видеться урывками с Андреем, но это уже были не те радостные и долгожданные встречи. Иногда Юля даже специально находила предлог, лишь не встречаться с Андреем. Она продолжала думать о Сергее, оставшемся в деревне, писала ему по два письма в неделю и с нетерпением ждала ответа. Письма поначалу приходили регулярно. Сергей охотно рассказывал о работе, о деревенских новостях, передавал ей поклон от бабушки и от своей мамы. Молодые люди часто вспоминали в письмах друг другу о проведенных летних днях…Сергей просил Юлю прислать ему книги по механике, учебники (он собирался поступать в училище в Туле).
Так дни складывались в месяцы…На Новый год Юля не смогла поехать в деревню: сначала она простудилась, потом долго выздоравливала, а там и каникулы закончились. Сергей продолжал писать ей и даже прислал открытку с Новым годом. Но вот потом Юля перестала получать письма от Сергея. Сначала она долго ждала, потом отважилась написать бабушке и узнать, что случилось. Ответ от Клавдии Степановны пришел уже весной. В нем она писала, что Сергей зимой ездил в город в военный комиссариат. Вернулся бодрый и загадочно веселый, собрал вещи, сказал матери, что его вызвали в часть, в которой он служил, чтобы о нем не беспокоились – он обязательно напишет. Но с того времени прошло больше месяца, а писем еще не было.
Юле стало тревожно после этого письма – ей показалось, что она догадывается, куда мог поехать Сергей, в какую-такую «часть», но ни с кем не делилась своими нелегкими мыслями. Девушка продолжала ждать писем от Сергея. С Андреем она почти не встречалась и чувствовала себя очень одинокой. Чтобы отвлечься, Юля с головой ушла в подготовку к выпускному концерту и репетировала целыми днями.
Наконец , настал самый важный день мая – выпускной концерт. Юля очень волновалась, но ее поддерживали друзья-однокурсники и конечно же родители. По такому важному случаю мать заказала у знакомой модистки концертное черное платье из бархата. Девушка была в нем неотразима, и возможно поэтому отыграла свое выступление особенно вдохновенно. Юле долго хлопали в зале консерватории и хвалили за кулисами. В приподнятом настроении девушка вернулась домой и с порога почувствовала необычную тишину в доме…Родители ждали ее за праздничным столом, оба с улыбками кинулись обнимать и поздравлять дочь. Но от Юли не ускользнуло, что родители ведут себя несколько наигранно, не совсем естественно.
-Что случилось?-спросила Юля у родителей, когда схлынула первая волна поздравлений.
-Ой, да ничего особенного, дочка, - мать пыталась казаться веселой, но Юля чувствовала легкую фальшь в ее голосе.- Пока тебя не было, к нам приходил один военный, друг Сергея, с которым ты у бабушки познакомилась. Он передал тебе от Сергея письмо и вот эти розы.
С этими словами мать протянула Юле запечатанный конверт и указала на букет желтых роз в вазе на столе. Сердце Юли вдруг провалилось куда-то, а потом бешено застучало…Дрожащей рукой она взяла у матери конверт и стала спешно его вскрывать… Письмо было действительно от Сергея. В нем парень писал, что очень извиняется, что долго не отвечал на юлины письма. Что он помнит и…любит ее! Да-да, именно так и было написано «Люблю тебя». Юля почувствовала, как слезы застилают глаза, но она продолжала читать. Сергей заверял ее в искренности своих чувств, сожалел, что не может сказать этих слов ей при встрече…
«Я сейчас очень далеко…очень…Ты умная, Юлька, ты все понимаешь и наверняка помнишь наш разговор про синее небо, желтое солнце и добрых и отзывчивых людей…Я обещал прислать тебе розы…Сейчас ты наверно держишь их в руках…Увы, это розы не из моего цветника, но я обязательно подарю тебе МОИ розы, когда вернусь…Ты только верь мне: я люблю…всегда буду любить тебя…любить тебя, небо, солнце и наши розы!..»
Последние строки Юля читала сквозь бегущие по щекам слезы. Она и представить не могла более дорого подарка, чем это письмо и букет цветов!..Сейчас она смело могла признаться себе, что уже давно влюблена в Сергея, что согласна ждать его сколь угодно, чтобы потом навсегда идти по жизни рядом…
Мать, стоящая все время рядом с Юлей, видела, как лицо дочки осветилось радостью и счастьем, что ее девочка сейчас далеко мыслями от дома, что она самая счастливая на свете…Не выдержав этой картины, мать тихонько вышла на балкон, где уже которую сигарету молча курил отец. Муж обнял женщину за плечи и прижал ее к себе. Мать Юли тихо заплакала…
Счастливая Юлька еще не знала, что сейчас ее родителям невыносимо тяжело на душе, потому что они не все передали Юле… Вместе с букетом и письмом от Сергея приехавший молодой человек в летной форме и с палочкой(сказывалось ранение в правой ноге) передал удивленным юлиным родителям, что он выполняет посмертную волю погибшего товарища. Если с Сергеем произойдет непоправимое, Алексей(однополчанин Сергея) должен был в мае передать по указанному адресу букет желтых роз и заранее написанное письмо. Алексей с трудом, но сообщил родителям Юли, что 12 апреля 1938 года рядовой летного отряда номер…. погиб в воздушном бою в небе Испании, защищая свободу этой красивой и гордой страны.
И сейчас, стоя на балконе, родители не знали, как передать эту страшную новость дочери, только что обретшей простое женское счастье и которое она тут же должна потерять…
А пока в комнате сидела счастливая девушка в черном концертном платье, с рассыпавшимися по плечам кудрями черных волос  ,ласково глядя на желтые розы, и что-то мечтательно шептала им…

ЛЕТЧИКИ НЕ УМИРАЮТ, ОНИ ПРОСТО НАВСЕГДА УХОДЯТ В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ…