Проблемы мышления современных школьников

Олег Басин
            Сегодня особенно остро, особенно актуально перед всеми нами стоит вопрос о том, как сохранить нормальные навыки мышления, нормальный порядок сознания наших школьников. Существует целый ряд причин, по которым родители должны сами тем или иным способом позаботиться не только о развитии интеллекта своих детей, но и о его реабилитации.

            Причины, если быть кратким, состоят примерно в следующих нарушениях.

            Появились так называемые рабочие тетради. Это книжки в мягких обложках, где ученик работает своей авторучкой. Младшая школа теперь целиком перешла на этот принцип по известной всем родителям программе Петерсон. Это довольно запутанная программа, в которой даже не всегда понятна изучаемая тема, тогда как для ученика младшей школы очень важны азы постижения смысловой работы. Смысловая работа требует высокой сосредоточенности на более-менее стабильном материале, который данная программа не предоставляет. Смысловые прыжки в разнообразных направлениях, существующие в данной программе, в этом возрасте не ведут к усвоению материала и к правильному развитию мышления. Все мыслительные операции, к которым сводится сегодня обучение в младшей школе по данной программе, сводятся к запоминанию всевозможных таблиц: таблиц сложения, таблиц умножения, таблиц по решению задач, да и вся эта книжка в мягкой обложке подобна бланку, к заполнению которого сводится практически всё обучение, отнимающего силы и время от развития живого воображения. В былые времена все эти операции подавались ученику, как методики, как технологии работы по получению правильного результата своим собственным нелёгким и сложным по структуре трудом. Важно в таком возрасте воспитывать навыки сложной деятельности на основе чёткого мотивирования (мол, что я делаю, и зачем я делаю). Это означает, что и  сложение и умножение необходимо постигать как самостоятельный труд получения результатов путём многократного совершения всех трудоёмких операций, а только потом ученик сам запоминает и составляет для себя собственные таблицы в своём уме. Так, по крайней мере, было в нашем поколении. Игнорирование этого прохождения и замена его на ускоренное выучивание всевозможных таблиц оставляет неразвитой мотивационно-деятельностную сферу сознания, что у подавляющего большинства современных учеников не может не обращать на себя внимания. В третьем классе наше поколение уже вполне успешно овладевало десятичными дробями, находило длину окружности и площадь круга; понимало, как найти не только площадь прямоугольника и периметр самых разнообразных фигур, но и находило объём параллелепипеда, свободно разбиралось в единицах измерения веса и размеров.

            Современная программа рассчитана на замену моделирующего знания инструкциями, что формирует фрагментарное мышление, не дающее основ для целостного и обширного мировоззрения. Возможности развития мотивационно-деятельностного мышления, упущенные в возрасте младшей школы, в современной школе приводят к глубоким нарушениям мышления старшеклассников, требующего теперь уже довольно трудной реабилитации, которая, даже будучи хорошо проведённой, уже никогда не вернёт некоторых мыслительных возможностей ученикам из-за упущенного возраста.

            Тяжелы последствия сегодняшних школьных методик, не дающих детям предметных модельных представлений на основе житейских примеров, а использующих вместо них формализованные подходы. В программе Петерсон ранняя формализация считается способом ускорения развития, но на самом деле, как хорошо видно по старшеклассникам, прошедшим эту программу, они никак не могут овладеть смысловыми принципами, требующими способностей к живому моделированию в воображении, а не инструкций.

            Тяжёлые последствия вызывает и некий идейный разлад, вызываемый программой Петерсон, заключающийся в слишком большой доле оригинальных задач со всякими подвохами, где постоянно надо догадываться о чём-либо нестандартном. Это приводит в основном к двум, можно сказать, психическим нарушениям: к недостатку развития необходимых стандартных навыков работы и к буквально маниакальному поиску подвохов на каждом шагу. Эта последняя проблема особенно трудна. Старшеклассники уже не ищут возможности простого решения, и их постоянно преследует навязчивая идея о скрытом подвохе и нераспознанной сложности. Там, где на самом деле требуется самый банальный шаг, у них зачастую возникает паника, связанная с не обнаружением сложности, которой на самом деле и нет. Это можно расценить уже как довольно болезненную форму реакции на действительность, что не может не тревожить. Это становится очень серьёзной массовой проблемой.

            Сегодня эта проблема ложится на самих родителей, если они не хотят упустить возможности развития своих детей, если они не хотят привития их детям искажённых принципов, принципов имитации мышления.