2. Общий контур заговора. В. Блеклов

Владимир Блеклов
                Второй раздел.
                Общий контур хода
                николаевского заговора
              Дальнейший же ход событий, весьма искусно поставленных Николаем I через использование, им, как своих высших участников заговора, так и через непосредственных исполнителей его заговора, о которых упоминает даже сам П. Щеголев! - тоже пойдет не по описанию, его, пушкинистами, а именно по задуманному и разработанному царем, и его высшими сообщниками, сценарию. Кстати, о самих  пушкинистах.
              Они сейчас здесь, из-за самой огромности современной пушкинианы, - и её, уже довольно-таки большой, плотности! - тоже иногда весьма близко подходят - к реальному ходу событий «открытой» части николаевского заговора, не включая в свои изыскания, разумеется, само наличие николаевского заговора против поэта.
              А высшие участники, это, как вы помните: Нессельроде, графа Бенкендорф, Михаил Павлович и жена-императрица. А непосредственные исполнители заговора, это: Дантес с Геккерном, Идалия Полетика, чета Строгановых, княгиня Салтыкова, чета Вяземских, С. Карамзиной, и т.д. Управлял Николай I, заговором, и через ведущие салоны Петербурга типа салона графини М.Д.  Нессельроде.
              Поэтому, - или в связи с тем, что основные события дуэльной истории поэта вам уже довольно-таки хорошо известны по только что выделенной, вам, пушкиниане! - мы только в основном перечислим их, давая, при этом, к некоторым из них, свои пояснения. Кстати, обозначенные события уже известны, вам, по изложенному, выше, материалу и многие эпизоды реального хода николаевского заговора.
              Основное же внимание уделим, в этой главе, «подводу» заговорщиками, Пушкина, именно к дуэли 27-го января 1837 года. Так как этот вопрос - еще совершенно не рассматривался в пушкиниане именно с позиции наличия заговора против Пушкина.
              Начнем, пожалуй, с обрисовки общего контура выделенного, выше, реального ходя николаевского заговора. С помощью, которого заговорщики и подвели, поэта, именно к дуэли 27-го января 1837 года, то есть именно ко дню (или к дате!) «похорон» поэтом, в «Пиковой даме», Екатерины II.
              Выше, в главе, мы уже указали все наиглавнейшие особенности фальшивого ноябрьского дуэльного инцидента. Поэтому останавливаться, на нем, мы уже не будем. Но все же еще раз выделим,  при этом, что именно с его помощью поэта и повели к дуэли 27-го января 1837 года.
              Это – первая наиглавнейшая особенность «открытой» части николаевского заговора против поэта. Или именно реального хода царского заговора, которая, кстати, наиболее полно и описана, начиная с П.Щеголева, почти у всех пушкинистов.
При желании, вы можете познакомиться, с ней, хотя бы по, - уже не раз выделяемой, нами, выше! - книги только что названного автора, который и саму дуэльную историю поэта начинает именно с 4-го  ноября 1836 года.
              Второй же её наиглавнейшей особенностью, по которой у пушкинистов тоже очень много предположений, в большей части, своей, не только не верных, но и – не объективных, является сама обязательность женитьбы, Дантеса, именно на Е. Гончаровой. Женитьбы, с помощью которой царь  провел, в активной части заговора, мощный «екатерининский мотив».
              Провел через вполне определенный ряд дат и сценических фрагментов, о котором вы уже тоже знаете по изложенному вам,  выше, материалу. И провел, - что наиболее важно, если не главное! – именно через названную женитьбу Дантеса, на Е. Гончаровой. Женитьбу,  уже намертво, то есть до самого свершения, им, заказной дуэли, «связал», Дантеса, именно с Пушкиным.
             В этом отношении деньги, которые он скоро заплатит Дантесу, через графа Нессельроде, - а это, как вы помните из выше изложенного материала, четыреста тысяч! – здесь сыграют - исключительно важную роль. Ибо Дантес, для которого святым, в его долгой жизни, был только золотой телец, никогда бы не женился, - без только что названных, выше, денег! - на, не особо уж богатой, Е. Гончаровой.
             Предположительно к 7-му ноября 1836 года, когда Геккерн заговорил вдруг, с В.А. Жуковским, именно о женитьбе Дантеса, на Е. Гончаровой, этот вопрос был, скорее всего, уже окончательно решен царем. Или подтвержден им, через графа Нессельроде, еще раз. Что, пожалуй, - если учесть разговор Соллогуба с Дантесом, уже выделенный, нами, выше! – точнее. 
             Итак, именно через женитьбу Дантеса Николай I и связывал, намертво, Пушкина и Дантеса, - как будущего убийцу его или прямого исполнителя дуэли! – с  заказанной им же, на 27-ое января 1837 года, дуэлью.  Что здесь, у царя, дороже (Если можно так выразиться.): женитьба Дантеса или дуэль, судить только вам.
             На мой взгляд, сам Дантес дороже ставил именно женитьбу, его, на Е. Гончаровой. Чему свидетельствуют и презрительные высказывания Геккерна, об Е. Гончаровой, уже после свершения, Дантесом, дуэли с поэтом.  Для царя же  дороже была, разумеется, дуэль. Это – тоже наиглавнейшее в раскрываемой вам, здесь, «открытой» части николаевского заговора.
             Далее же идут – частности. Но и они тоже, в общем-то, важны именно для понимания, нами, самого хода николаевского заговора против поэта в его завершающей стадии. Поэтому наикратчайшее остановимся и на них, выделив, к сожалению, конечно,  только наиболее значимые и важные из них. Общие контуры хода николаевского заговора на его конечной стадии примерно таковы.

                Прибытие Геккерна
             Как вы уже знаете из пушкинианы, барон Геккерн  прибыл, 5-го ноября 1836 года, к Пушкину. А это, кстати, именно канун дня смерти Екатерины II. И здесь мы видим - нечто сценическое, вновь связанное,  у царя-«сценариста»,  именно с пушкинской «Пиковой дамой». Например, новоявленного, - в лице барона Геккерна (В эпиграфе, к пятой главе пушкинской повести, ведь фигурирует, у поэта, именно «баронесса».)! - «Николаевского вестника от покойницы Екатерины».
             Кстати, здесь, у царя-«театрала», тайно вырисовывается и сцена именно «приемного отца». Сцена, тоже тайно «позаимствованная»,  им, из пушкинской повести. Главная суть, его, тоже зловеща и заключена, у царя-«сценариста», примерно в следующем.
             Если, по «Запискам» Екатерины II, считать Петра III - именно «приемным отцом» для императора Павла I, - ибо настоящим отцом является у него, по утверждению в «Записках» самой Екатерины  II, камергер С.В. Салтыков! – то, тогда, получается следующее.
             Тогда, - через эпизод прибытия Геккерна к Пушкину! - перед поэтом, 5-го ноября 1836 года, появляется, - как «Николаевский вестник от покойницы Екатерины»! – именно «приемный отец». Главную суть содержания, «Записок», вы уже тоже, кстати, знаете. Появляется, приёмный отец или - Петр III, ибо Геккерн – именно «приемный отец»  Дантеса.
             Вот именно с этого момента мы и попытаемся повести описание событий до самой дуэли – не по-щеголевски. Начнем с того, что Геккерн прибыл, в дом поэта, по заданию Дантеса. Не был он, разумеется, и - «растерян до невозможности». Он весьма искусно разыграл перед поэтом, - как «приемный отец» Дантеса! – сцену полнейшей растерянности. И, даже, сцену, - как нам отмечает сам П. Щеголев! - «скупых отцовских слез».
             А всё это сделал для того, чтобы добился от Пушкина, - зная, что он человек не только чести, но и слова! - чуть ли не главного. Он добился отсрочки, от дуэли, именно на две недели. Вот одна из наиглавнейших задач, выполненная царем, 5-го ноября 1836 года, именно через усыновление,  бароном Геккерном,  Дантеса.
              Вот за счет, собственно, взятого, с поэта, слова, заговорщики поступили следующим образом.  Они, используя ближайшее окружение поэта, - в частности, Жуковского и Е.И. Загряжскую! - и повели поэта, используя разные возможности и способы своего влияния, как на них, так и на самого поэта, не от дуэли, - как весьма настойчиво втолковывал,  нам, П. Щеголев в своей книге! - а именно к ней. Другими словами, повели, поэта, именно к дуэли 27-го января 1837 года.
              Многочисленные перипетии всего этого дела мы, вам, не будем здесь описывать. Ибо они подробно изложены в книге П. Щеголева. Они носят, в основном, именно психологический характер и достаточно полно изложены, ещё раз подчеркнем, уже, у самого П. Щеголева в его книги. Остановимся, всего лишь,  на наиболее важных из них.
              А, в выделяемой, здесь, ситуации, оказались в более выгодном положении, причем, во всех отношениях, именно заговорщики. По своей осведомленности; по поставленным, им, четким задачам и целям. По оценки, ими, происходящих событий, как в петербургском свете, так и в доме поэта. По своей тактике, о которой мы попытаемся рассказать, вам,  несколько ниже; и прочее.
              Пушкин же, три сестры Гончаровых,  ближайшее окружение поэта на данный момент, - Жуковский, Соллогуб, Загряжская! - вели себя, разумеется, не совсем адекватно. Не адекватно, разумеется, перед развиваемыми, Николаем, событиями названной интриги. И, кстати,  даже сам петербургский свет, ежедневно питающийся слухами, толками и сплетнями, совершенно не осознавал, что перед ним – крупномасштабная дворцово-светская интрига. Интрига против поэта - и всех трех сестер Гончаровых!
              И интрига, главное острие, которой, направлено именно против Пушкина. Вели себя, и те и другие, если говорить образно, как люди, находящимися в ночи или, как говорят, в потемках. Шли - на ощупь, спотыкались, теряли верное направление. Не знали, где, в данный момент, находятся, и т.д. Вдобавок ко всему, даже и, не подозревая, при этом, что попали - именно в заговор, или в интригу.

                План сестер Гончаровых
              Особенно, в этом отношении, слабыми, - и беззащитными! - оказались Е. Гончарова и Н.Н. Пушкина. В общем, сестры, совсем не искушенные не только в дворцовых интригах, но и во всех хитросплетениях петербургского света. И, к тому же, не долго помнящих, - как, собственно, и многие добрые и добропорядочные люди! -  зла, им причиненного.
              Не сильна, хотя и более проницательна, была, в этом отношении, и Александрина Гончарова, с которой Пушкин имел - доверительные отношения. 
              Именно это обстоятельство, - и сам «план сестер Гончаровых» по устройству своих судеб в Петербурге, который был - просто очевиден всем! – заговорщики напрямую и используют в заговоре. Причем – многократно. А так поступали, кстати, многие дворяне, устраивая, своих сыновей и дочерей, именно в столицу. Где возможностей во всём, - в том числе и по женитьбе сыновей или замужеству дочерей! – было гораздо больше, чем в любом другом городе России.
              Используют, в частности, на бале у Воронцовых-Дашковых 23-го января 1837 года, - и на вечерах, у Мещерских и Вяземских, 24-го и 25-го января! - через специальное наглое и беспардонное «ухаживание», Дантеса, за женой поэта. Что «со стороны», - то есть внешне! – и выглядело, у них (заговорщиков!), «повторной демонстрацией чувств Дантеса, к жене поэта».  И, разумеется, жены поэта – к Дантесу».
              А пушкинисты, вооруженные концепцией П. Щеголева, примерно так, кстати, и пишут. Наиярчайший пример, - в этом отношении! - сам П.Щеголев: «Сердца Дантеса и Н.Н. Пушкиной вновь непреодолимо потянулись друг к другу». Да не было всего этого.
              Просто к Дантесу, уже женатому на Е. Гончаровой, тайно поступила, от графа Нессельроде, команда «вновь оказать мужское внимание», - на этот раз – на глазах у всего петербургского света! – именно жене Пушкина. Здесь, - в своем роде, разумеется! - тоже николаевский пасквиль.
              А Наталья Николаевна – не «потянулась к Дантесу». Она, кстати, в только что обозначенном, выше, «плане сестер Гончаровых», - по устройству их судеб! -  сыграла - именно главную роль. Сломив, при этом, даже весьма стойкое сопротивление своего мужа. Это видно из писем, поэта, к своей жене.
              Здесь Наталья Николаевна, как человек добрый, мягкий, отходчивый, не помнящий долго зла, начала относится, к Дантесу, уже именно как к мужу своей сестры. Вовсе не подозревая, при этом, что именно она  вновь явилась - объектом  нападения.
              Чужды ей были, еще раз выделим, именно интриги. Как и всем трем сестрам Гончаровым. В этом отношении Николай I «играл» с ними, - если говорить опять образно! - «как кошка с мышкою». Ну да, хватит об этом. Хотя и только что выделенное, перед вами, тоже важное. На чем, собственно, - и не совсем удачно! -  «проехались»- все пушкинисты прошлого во главе с самим П.Щеголевым.
              Многочисленные же факты, приведенные вам, выше, все-таки свидетельствуют о том, что это была, все же, не «взаимовлюбленность». И, тем более, не любовь. Владычествовал, - над всем этим!  - именно крупномасштабный, - и хорошо организованный во всех отношениях! - заговор против Пушкина.  Наличие, которого, вы уже видите достаточно отчетливо по представленному вам, выше, материалу, полному фактов.
              Поэтому, выделив и эту особенность николаевского заговора против Пушкина, - ставшей у пушкинистов прошлого основой для их ошибочной, и совершенно необъективной, версии! – выделим следующее. Продолжим разговор о самом ходе, его, именно в «открытой» части николаевской интриги против поэта.