041 Сергей Алфёров 1951 2004

Артём Киракосов
Сергей АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004). Обработка Фото из Каталога: Артём Киракосов


http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/95209/ - ФотоАльбом на Яндексе
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/95229/ - ПриЖизненный Буклет
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/95354/ - Посвящение на Смерть Друга
http://www.proza.ru/2010/03/07/1283 - текст о смерти Серёжи на ПРОЗА.РУ
http://www.proza.ru/2010/03/09/532 - текст о расшифровке видеокасеты на ПРОЗА.РУ




ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ



041               
Сергей АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004)


Трагедия. Трагедия входит в наш мир, в нашу жизнь, – вместе с комедией. Нельзя  думать о Алфёрове, о Серёже Алфёрове, забитом насмерть молодчакАми-молОдчиками, и не плакать, (и) не улыбаться, вспоминая его детское, наивное, мудрое, радостное! феноменальное! искусство! проникнутое ветвями древних легенд, мифов, фолка, блюзовой американской гармошки и армянского старинного дудука, на которых он играл, сказок, притч, авангарда самого крутого разлива и свободы! – свободы! как веры в человеческое достоинство творца, дышащего родственно Создателю! Созидателю! во всех закоулках земных полушарий и ровно ощущающего себя и индийцем и индейцем и русским и персом и китайцем и армянином и тюрком... – единовременно! Человек святой, человек праведный. ТАЛАНТ – это его слово, его истинная характеристика! – на фоне того скопища бездырей и мерзавцев, которое представляет собою так называемое “художественное сообщество”. Прямой, дерзкий, непримиримый, бескомпромиссный. Художник, настоящий и стоящий, – на фоне того БезОбразия, которое представляет собою толпа, марающая художническую сцену. Прожил достойно. Создал море шедевров. Прошёл кучу периодов. Открыл много техник. Гора картин и листов графики, холсты… которыми завалено всё. Плодовит и весел! Пьян и возвышен! Друг! И!.. Таким поют песни – благодарности.

Так много связывало, что нет смысла говорить о чём-либо. (Рассказ оставлю для видеокамеры.) Не проводили тебя, Серёжа, не отпели, и не вспомнили, не собрались… Не сделали твоей посмертной персональной выставки, не подняли высоких слов в твой адрес, не были на могиле… Ты ушёл – как и должно! – гордый и одинокий, валяющийся в грязи в земле, никому не нужный, с пробитым черепом (– спереди! и сзади! сзади! и спереди! –) и уколом ``на прощание`` от “скорой помощи”, не совместимым с жизнью, и сдавшими тебя навечно смерти “стражами порядка”, ментами-подонками-лентяями. Никого не нашли, конечно… И. Не надут. И не находят. (И `полис` в этот раз был: вложен в паспорт, всё в верхнем кармане рубашки, – редкий, особенный случай! – и это помогло?) Искусство твоё продавали дёшево, очень дёшево. Мучался-страдал-пытался-продавал и я… По цене красок и бумаги. Так и должен жить!.. Настоящий! Стоящий! Ты – большой и мощный и любимый мною художник. (Иногда бывали, правда, и удачи, бывали они и у меня – как у дилера-продавца твоих графических листов; а иногда ты и нёс из дома ВСЁ! ВСЁ! ценное! старинное! дорогое! – чтобы кормиться, кормиться свою семью: Оля, Настя, родители.) Хватало! – на еду\питьё – кой-какую! кой-какое! – хватит и. А искусство твоё, Серёжа, знаешь, оно… – беспримерное, что ли… А иногда и краски стоили дороже, чем то, за что мы пытались продать нарисованное и написанное тобою – ШЕДЕВРЫ; пусть! – нищета и голод – шли рядом – с тобою, и это было всегда, почти всегда, Серёжа, да, это так, и это – тяжко, тяжело. Пусть. Ты сотворил удивительный рай своих полотен-гобеленов. Сейчас оно, твоё искусство, стОит не так, будет – ещё дорОже. Я знаю и понимаю в этом, я не ошибаюсь и не ошибусь: я – музейщик, реставратор, дилер, педагог, художник, фотограф, куратор, журналист, руководитель. Я не просто ценил тебя, я считаю тебя одним из лучших в веке прошедшем. Мой дорогой друг, я имел честь жить и выставляться с тобою, общаться, – годы… годы… Я мечтал, чтобы наши имена стояли рядом на выставочных афишах; и так и было.

Поколение, ушедшее тихо, непроявленное, – мои друзья: Сергачёв, Барабанщиков, Трямкин, Басанец, Кращин, Горшков, Бровин, Карпов, Алфёров… И другие… Другие ещё! – многие! Никого больше не будет рядом. Череда молодёжных выставок – очень короткая, перестроечная – закончилась. И друзей не будет, других – не должно быть, не надо…

И всегда перед глазами – смерть! – это твоя страшная смерть.

Но не вечно горе!

Люди  увидят твоё волшебное и новое для всех искусство! – будут альбомы, выставки, музеи, монографии, будут фильмы, книги…

Будут аукционы и галереи и дилеры – борющиеся за тебя, как за выгодный товар. Тебя (да и меня, да и всех нас) – разглядывали – как товар – только! только! Наша душа – товар? Продавалась? Предлагалась? Выставлялась по – публичным аукционам? Мы – проститутки, Серёжа? Лучше – алкоголизм, умопомрачение, голод, унижение нищетою. Ты выбрал – разбитый череп. И предпочёл голос любви – чистой и первозданной, как снег – в котором ты жил, и пески пустынь – по которым ты блуждал. Тебя больше нет. С нами. Вот уже шесть лет.

Мой дорогой друг, прости меня.

С опозданием, с большим опозданием…Ты знаешь: я любил и люблю и буду, ценил, ценю и буду. Что мог – сделал, что могу – делаю, что смогу – сделаю ещё! Такие смерти украшают таланты. И ни о чём другом, как о… я думать и не могу! – вот отрывок:



Артём Киракосов
 
ЖИЗНЬ КАК КРАТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ



Не заглядывайся надолго в окно: слишком быстро меняются кадры. Какая разница, где ты учился, что закончил, когда начал выставляться, где хранятся твои работы и прочая прочая прочая… : где и когда ты родился, умер, в конце концов. О себе я оставляю лишь т о ч н ы е  данные: автор, название работы, год создания, материал, размеры ( в миллиметрах ), владельца. Это уже моя профессия: создавать, хранить, обслуживать, реставрировать, преподавать. Отбирая «хлеб» у кураторов всех мастей, экспертов, журналистов, хранителей и… объяснять, объясняться самому, не дождавшись ни… , ни…

<…>

И – последняя остановка – в пути, «эскизы», то, что я сейчас пишу, выставка одиннадцатая уже того же цикла СЧАСТЬЕ ЖИТЬ, 2005-ый год. СВЕТ от СВЕТА, посвящённая двум большим настоящим художникам нашего времени: моему другу, партнёру и соратнику по выставкам Серёже Алфёрову ( + 2004 ) и – моему педагогу, у кого я учился промышленной ( исключительно на « 5+ » ) графике – Юре Щетинину ( + 2004 ), Георгию Александровичу, безвременно, трагически ушедшим в прошлом году, в том числе и потому, что, всякая смерть – трагическая и безвременная.
          
Серёжа. Единственный. Мой любимый художник. С кем я хотел выставляться. И выставлялся. « Забили насмерть. Малолетки ». Такой даже термин теперь есть, объяснили Оле, жене, в милиции. Кастетом сзади. Он упал. Даже не успел подставить руки. Два перелома черепа. Хорошо, что не выжил, добавила она ( в трубку ). Всю ночь она искала его, а на утро нашла. Почти недалеко у дома, на мокрой траве. Врачи ( приезжали ) сделали ему укол, чтобы он не двигался ( «обездвижели» ). Застудил лёгкое, к утру. Не мог повернуться, перевернуться. Не стало. Несколько раз приезжала милиция. И полис и документы ( паспорт ) в этот раз у него лежали в верхнем кармане; у груди у сердца. Всю ночь лил холодный дождь. И он задохнулся от бездвижности. Почти у своего дома. Ей женщины подсказали. Что там лежит. Труп. Наверное. Они видели, раз она искала. У автобусной остановки. Его выбросили в открывшуюся дверь. Скорую вызывали три раза. Они затащили его на траву. Остальные бригады даже не подошли. Как и милиция. Она нашла его. Безутешная. И сейчас. Серёжа. Оля. У них дочка – Настя.

<…>

               
Художник – явление этого мира. Святой. Я склоняюсь перед даром. Я служу ему. Люди талантливые – имеют право на многое. Но не на всё конечно. Сердце – любимой, жизнь – родине, честь – никому. Никому! Я тоже художник… никому… Никому!! Тогда, на своей выставке, он, не здороваясь, подскочил ко мне: « Как? » « Мировой уровень »,  –  ответил я, и горжусь этим ответом. Я успел хоть это для него…

Счастливого пути!   
            
Всем, кто протягивал нам руки, внимания и понимания, помощи, нашим старшим, нашим друзьям, незнакомым,  –  спасибо, спасибо. Это самое ценное в жизни: внимание, понимание, помощь. Это самое главное. Главнее, важнее, чем страсть. Это – незабываемо. Это – больше, чем любовь. Которая, часто, оставляет пепел, лишь пепел после себя. На кону – бессмертие. Художник – обязан драться всю жизнь. За себя, и своё искусство. Это
 –  почти всегда – неравный бой. И – всегда – победа Света. Свет от Света. Выставка – уже! – одиннадцатая того же цикла.

Серёжа…

и Юра…
   
безвременно… безвременно…
 
уже – 2005-ый…

надо торопиться, успеть…

<…>

Ну , с Богом ! С Богом . И …

Поезд выходит из туннеля … Смотри , … Рассвет … Тем , Кто Его Приближал – Слава ! Слава ! И Вечная Вечная Память . Смотри , Небо уж близко , близко совсем … Уверенно – Машинист и Водитель ! – правят Всем , всем в этом мире . Скоро Рассвет …           
Уверенно – Машинист и Водитель – ведут нас … скоро рассвет , будет рассвет . Время уж близко . Небо уж близко . Это рассвет . Да !  Свет от  Света   Р а с с в е т

да-да    свет от света    скоро рассвет . взлетаем    скоро     все    вместе    Небо уж близко    РАССВЕТ    это Небо уже ! близко ! так близко    Слышишь ? Ты слышал ? Мы – все вместе , на Этом Пути : те кто сошёл и те кто движется … ещё … все вместе … в надёжных руках . Путешествие  п р о д о л ж а е т с я  Смотри  с в е т л о  … всё вокруг … и мы сами … уже летим … взлетели что ли … продолжается … жизнь … КАК КРАТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ … кадры киноплёнки твоей … ты сделал как мог ,  что мог … ты приближал рассвет , тоже … и с ними … летишь … летишь …

осень  *  2005



 





И всё же мы успели что-то вместе! Вот наши совместные выставки, с тобою, Серёжа, и то, что мы успели с нашими друзьями, общими друзьями, Серёжа, это уже ИСТОРИЯ, история искусства, Серёжа. В год твоего будущего шестидесятилетия, 2011-ый, Серёжа, в год, когда мы уже точно – спустя семь лет после твоего жуткого убийства и жуткой смерти – соберёмся точно! уже точно! – и это будет (уже) ЧЕТВЕРТЬВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ нашего ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЦЕНТР&ПЕРИФЕРИЯ» (1986) – мы увидим твои работы, твои великолепные и романтические и поэтические и трагические работы, полные жутких и радостных ярких чёрных, ярких – других: ты умел, Серёжа, ты умел многое… И – в этот раз! в этот раз, Серёжа, это будет – достойный тебя, твоего неординарного и щедрого дара – художественного и человеческого – светлый и просторный, хорошо оборудованный зал, достойный тебя, хорошо изданный и отпечатанный каталог, достойный тебя – Вечер ПАМЯТИ! Твои работы будут находиться – в лучших музеях страны и за рубежом, в лучших собраниях… – они достойны, Серёжа! И это будет по-настоящему волшебный! БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК, праздник ИСКУССТВА, Серёжа, спасибо тебе за него, Серёжа, спасибо! 

А теперь – история `в выставках`, Серёжа, немного истории…

Из ПРЕСС-РЕЛИЗА Выставки «ЦЕНТР&ПЕРИФЕРИЯ», состоявшейся в Государственном выставочном зале «НА КАШИРКЕ» 28 октября – 18 ноября 2000-го года (кураторы: Ксения КАЛУГИНА, Артём КИРАКОСОВ):


“В 1986-ом году, на заре `Перестройки`, как только была разрешена организация творческих союзов, возникло объединение «Центр», определившее своё направление как «новое камерное искусство». В скором времени внутри объединения произошли перемены, и у «Центра» появилась своя «Периферия». После нескольких совместных выставок в 1987-ом – 1988-ом годах объединение фактически распалось, и далее каждый из художников шёл своей дорогой: кто-то уехал за рубеж, кто-то, оставшись дома, стал модным художником, а кто-то, разочаровавшись в возможности социальной реализации, затворился внутри своей мастерской. Настоящая Выставка впервые за прошедшие 13 лет собрала вместе работы участников объединений «Центр» и «Периферия», став своеобразным итогом этих лет или, может быть, вехой на пути.


Участники Выставки:

Сергей АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004)
Александр БАРАБАНЩИКОВ
Андрей БАСАНЕЦ
Александр БРОВИН
Илона ГАНСОВСКАЯ (1955 ~ ~ 2008)
Сергей ГОРШКОВ
Александр ЗАХАРОВ
Дмитрий КАНТОРОВ
Андрей КАРПОВ
Артём КИРАКОСОВ
Николай КРАЩИН
Сергей МАЛЮТИН
Владимир СЕРГАЧЁВ
Владимир ТРЯМКИН

и другие...”




ИСТОРИЯ В ВЫСТАВКАХ:



1986 ~~

«АРБАТР», Государственный выставочный зал «Киевский» (Москва): участвуют многие будущие участники художественного объединения «Центр»;
 

1987 ~~

«НОВОЕ КАМЕРНОЕ ИСКУССВО» – Выставка-Аукцион Советского Фонда Культуры, Государственный выставочный зал Советского Фонда Культуры (Москва) (кураторы: Елена КУРЛЯНДЦЕВА (1950 - 2005) и Георгий НИКИЧ): рождение художественного объединения «Центр»,  участвуют все художники объединения «Центр»;

«АРТБЛЯ»,  Дом Архитекторов (Москва) (куратор: Михаил ЛОБАЗОВ): участвуют многое художники художественного объединения «Центр»;

«ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ИРОНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА», Государственный выставочный зал «Севастопольский» (Москва): участвуют многое художники художественного объединения «Центр» (кураторы: Андрей БИЛЬЖО, Константин ГАДАЕВ);

«ОСЕНЬ 87», ежегодная выставка закрытого типа в выставочном зале организации `СОЮЗВНЕШТРАНС` (Москва ) (куратор: Лариса ПЯТНИЦКАЯ): среди участников – Сергей АЛФЁРОВ и Артём КИРАКОСОВ (по специальному приглашению Сергея АЛФЁРОВА);

«АНИЛИНОВЫЙ ВЕТЕР», Государственный выставочный зал «Севастопольский» (Москва): участвуют многое художники художественного объединения «Центр» (кураторы: Константин ГАДАЕВ, Артём КИРАКОСОВ): Сергей АЛФЁРОВ, Александр БРОВИН, Сергей ГОРШКОВ, Александр БАРАБАНАЩИКОВ, Андрей КАРПОВ, Николай КРАЩИН, Артём КИРАКОСОВ, Владимир СЕРГАЧЁВ;

   
1988 ~~

«ЛАБИРИНТ», Московский Дворец Молодёжи (Москва) (кураторы: Виталий ПАЦЮКОВ, Марина ЗАНДМАН, Томас ШТРАУС), первая выставка свободных молодёжных художественных объединений:  из художественного объединения «Центр» выделяются художественные объединения «Периферия» и «Группа 88»;

«БУМАЖНЫЕ ЧАСЫ», Государственный выставочный зал «Октябрьский» (Москва) (куратор: Юрий КОНОНЕНКО), участвуют: Сергей АЛФЁРОВ, Сергей ГОРШКОВ, Артём КИРАКОСОВ, Юрий КОНОНЕНКО, у каждого из участников – своя персональная экспозиция в отдельном зале;
 
1994 ~~

«ЭСТРЕЛЬ», крупнейший конференц-отель Федеративной Республики Германии тех лет (Берлин) (куратор: Отто СТРЕЛЕЦКИ), творческая работа над своими авторскими художественными произведениями в течении трёх месяцев по приглашению Компании «VICTORIAHOF Vermogensverwaltung Streletski» (Е. Стрелецкий), все работы находятся в постоянной экспозиции в Отеле, среди приглашённых для творческой работы в Берлин художников много участников художественного объединения «Центр»: Сергей АЛФЁРОВ, Андрей БАСАНЕЦ, Александр БРОВИН, Артём КИРАКОСОВ, Николай КРАЩИН, а также, близкие по духу – Алексей ОРЛОВСКИЙ и другие…
 
2000 ~~

«ЦЕНТР&ПЕРИФЕРИЯ», Государственный выставочный зал «НА КАШИРКЕ» (Москва) (кураторы: Ксения КАЛУГИНА, Артём КИРАКОСОВ): участвуют все художники объединения «Центр&Периферия», а также, многие близкие им по духу.


планируется:

2010 ~~

25.05.2010, Центральный Дом Работников Искусств (Москва), экспериментальный театрально-выставочно-концертный клуб «АРТ`ЭРИА» (АРТдиректор: Нина КИБРИК, куратор: Артём КИРАКОСОВ): «СЕРГЕЙ АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004). Однодневная первая посмертная персональная выставка работ художника разных лет из собрания коллекционера и исследователя творчества художника Лусинэ ПЕТРОСЯН и вечер памяти Сергея АЛФЁРОВА».

«Антресоли», отдел Московского Музея Современного Искусства (Москва), Российская Академия Художеств: Научно-исследовательская лаборатория исследования техники и технологии живописи, Мастерская реставрации живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова (Москва): «СЕРГЕЙ АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004), жизнь и творчество, выставка работ из собрания Лусинэ ПЕТРОСЯН, биографические материалы, исследования» (кураторы: Ирина КОНОВА и Артём КИРАКОСОВ).


2011 ~~

«СЕРГЕЙ АЛФЁРОВ (1951 ~ ~ 2004). Персональная выставка» (Москва). Издание каталога, книги воспоминаний, вечер памяти, выставка-посвящение «TRIBUTE»: участвуют близкие по духу художники.
 

            осень * 1985  ~~ 2010 * весна
            Неизвестный Художник Артём Киракосов