Вальтер группенфюрера

Юрий Першин 2
      В конце апреля месяца 1986 года, имея при себе путёвку в один из санаториев города Ессентуки, я сел в прибывшую на наш вокзал электричку и поехал на ней в город Новокузнецк. Проехав несколько километров от станции Осинники, она по какой-то  неизвестной причине остановилась в «чистом поле» и простояла там, около двух часов. Когда я доехал до Новокузнецка, то у меня в запасе оставалось всего сорок минут до вылета с аэропорта моего самолёта в Москву. 
    На площади у вокзала я взял такси и попросил шофёра довести меня побыстрее до аэродрома, чтобы успеть попасть на этот рейс. Но шофёр   неожиданно для меня заехал по  дороге на ближайшую бензоколонку для заправки горючим своей «Волги» и в результате чего я опоздал на самолет. И чтобы билет не пропал, мне пришлось ехать обратно на железнодорожный вокзал, и брать там, в билетной кассе, справку о задержке электрички и только утром следующего дня я вылетел в Москву. А там из столичного аэропорта Внуково с большим трудом из-за сильного наплыва пассажиров, в связи с наступающим праздником 1-го Мая, я всё - таки сумел вылететь на Юг на аэробусе ИЛ-86.
    Наш самолёт  летел на большой высоте, и никто из находившихся  в нём людей не знал тогда о том, что где-то там далеко внизу под нами, уже полыхал огнём,  взорвавшийся  ядерный  реактор Чернобыльской АЭС.               
    Прилетев в аэропорт Кавказские Минеральные Воды, я оттуда добрался на автобусе до Ессентуков. Дежурная по санаторию, которой я предъявил свою санаторную путевку, поселила меня в комнате, где имелись все удобства, включая и горячий душ. 
    Моим соседом оказался мой земляк - пожилой, но ещё довольно бодрый человек, которого звали Иваном Петровичем. Несмотря на свой возраст, он продолжал работать в одной из школ города Новокузнецка преподавателем военного дела.         
    Утром 9-го Мая в честь праздника «Дня Победы» Иван Петрович надел свою военную форму с погонами майора Советской Армии. На груди у него сверкали серебром и позолотой множество правительственных наград, в том числе среди них я увидал и орден «Ленина». Я не удержался и спросил тогда у  Ивана Петровича о том, что за какие это заслуги он был удостоен столь высокой правительственной награды. Но он на мой вопрос в ответ только улыбнулся и предложил мне поехать вместе с ним в г. Кисловодск, чтобы почтить там память наших солдат и офицеров, умерших в госпиталях от тяжёлых фронтовых ран и захороненных здесь же на военном кладбище.
    Мы с Иваном Петровичем прошли пешком по празднично украшенным улицам Ессентуков до вокзала и там сели на подошедшую электричку, которая следовала в Кисловодск.
    Этот город – курорт резко отличался от других здешних городов своим уникальным климатом. Если вокруг него шли дожди или стояли холода, то в Кисловодске всегда было солнечно и тепло. Этот уникальный микроклимат всегда привлекал к себе большое количество туристов и курортников.         
    На военном кладбище мы с Иваном Петровичем почтили память воинов, и выпили за них из алюминиевой фляжки те самые знаменитые наркомовские 100 грамм водки, которые во время войны полагались каждому солдату. Это кладбище выглядело  очень  ухоженным  и всё здесь утопало в живых  цветах.
    Там же городскими властями была установлена большая скульптурная композиция из металлических прутьев, которая изображала стремительно взмывающую в небо стаю журавлей. И здесь - то сразу мне припомнились слова из песни Р. Гамзатова: 
                Мне кажется порою, что солдаты
                С кровавых не пришедшие полей,
                Не в землю нашу полегли когда-то,
                А превратились в белых журавлей.
   
    Сфотографировавшись на память у этой композиции, я и Иван Петрович поехали обратно в Ессентуки. А вечером, когда мы находились в комнате нашего санатория, я обратно попросил своего соседа рассказать мне о том, за что же это он все-таки получил высшую правительственную награду нашей страны - орден «Ленина». Ведь им награждались в исключительных случаях только отдельные граждане и военнослужащие за очень большие государственные заслуги. 
    Иван Петрович после некоторого раздумья так сказал мне:
                - Ты знаешь, я во время войны с немцами служил в полковой разведке. Однажды, как раз перед самым началом Курской битвы, меня вызвал к себе командир полка. Он тогда сказал мне, что по имеющимся достоверным данным воздушной аэроразведки на участке фронта нашей армии появилось несколько новых немецких дивизий, усиленные тяжёлыми танками «Тигр». И он   приказал мне с моими разведчиками перейти ночью линию фронта, и  захватить в тылу врага, «языка» причём желательно штабного офицера.
   Передо мной была поставлена командованием трудная задача, и поэтому я  тогда попросил  командира полка, чтобы мою боевую группу усилили ещё и несколькими подрывниками.
     Нам также было приказано установить там наблюдение за шоссейной дорогой, которая находилась в 15 -ти километрах от линии фронта. На ней - то нашими лётчиками и было тогда установлено скрытное  передвижение фашистских войск и их тяжёлой броневой техники к нашим передовым оборонительным рубежам.               
    В одну из тёмных ночей мы удачно перешли линию фронта и углубились на территорию занятую фашистами. И уже к утру, ориентируясь по моей карте, наша группа подошла к этому шоссе. Никакого движения по нему в столь раннее время пока ещё не было, и подрывники успели заминировать его проезжую часть до восхода Солнца. Тщательно замаскировавшись, мы все стали внимательно наблюдать за дорогой. И результат не заставил себя   долго ждать. Как только немного рассвело, то вот  тогда  и появились первые немецкие автомашины с пехотой и тяжёлой военной техникой. Мы их  пропустили вперёд, и продолжили своё наблюдение за передвижением фашистов.          
    Вдруг совсем неожиданно для нас из-за крутого поворота шоссейной дороги показались мотоциклисты, которые быстро промчались вперёд. И буквально через несколько  минут, следом за ними, на шоссейной  дороге появилась легковая автомашина. А вот за ней на небольшом удалении  следовал большой грузовик с немецкой охраной. И это был такой подарок судьбы, который нам нельзя было ни в коем случае упустить. Я тогда сразу же дал своим разведчикам команду: «Приготовиться». И как только грузовик поравнялся с заложенным невдалеке от нас на дороге мощным фугасом, наш подрывник крутанул рукоятку взрывной машинки и сразу же раздался оглушительный взрыв. Грузовик сразу же перевернулся на этом шоссе и  загорелся. И здесь кто-то из разведчиков бросил гранату, в подъехавшую близко к нам легковушку и её от взрыва отбросило в придорожную канаву, где она и заглохла. Мы подбежали к ней и увидали в автомобиле убитого шофёра, а на заднем сиденье - слегка  оглушенного  взрывом, но живого немецкого генерала, одетого в эсесовскую форму. Разведчики вытащили его из салона автомобиля вместе с туго набитым  кожаным портфелем и, не дожидаясь, погони, быстро устремились вместе с пленным вглубь леса. Отбежав от этой дороги около пяти километров, и видя, что пленный генерал  не выдерживает взятого нами темпа передвижения, то тогда мы сделали небольшой привал в глухой лесной чаще. Я через переводчика допросил пленного и узнал от него, что он имеет звание группенфюрера СС, и прибыл  сюда из Берлина для проведения тщательной инспекционной проверки на этом участке фронта перед  решающими, как он выразился, событиями.         
                - Ничего себе, - подумал  я тогда, - важная  птица  нам  на  этот   раз попалась.   
    Перед нами стояла очень трудная задача - доставить немецкого генерала живым и невредимым к нашему командованию, потому что много кое - чего интересного знал этот фашист.      
    Я обыскал группенфюрера и нашёл у него пистолет «вальтер» с именной надписью самого Гитлера. Мне пришлось на всякий случай отобрать его у пленного.
                - Мало ли что может случиться здесь, в тылу врага,- подумал я в этот момент.
    На всякий случай я послал одного из своих разведчиков к нашим через линию фронта, для того чтобы он сообщил командованию о взятии нами в плен немецкого генерала.      
    Мы, уходя от погони, прекрасно понимали, что противник уже спохватился о пропаже своего группенфюрера и стал принимать усиленные меры по его поиску, о чём свидетельствовало появление в безоблачном небе их самолёта-разведчика, который почти  неподвижно завис над лесом.
    Наш боевой опыт подсказывал нам, что если уж появился над нами их самолёт- разведчик, а, попросту говоря, - «рама», то тогда нужно было бы обязательно ждать появление здесь врага. И мы начали вместе с пленным, осторожно, скрываясь в густых зарослях леса, отходить к линии фронта. 
     К месту расположения войск противника мы подошли поздней ночью. По    обусловленному заранее со своим командованием сигналу и под защитой плотного заградительного огня нашей артиллерии, нам удалось прорваться через немецкие позиции без каких-либо потерь к своим окопам. Нашу разведгруппу встретил капитан – помощник командира полка по разведке и командир роты, занимавший здесь оборону. С  ними здесь же были ещё и несколько сапёров, которые разминировали чрезвычайно опасный участок на нейтральной полосе и тем самым обеспечили нам безопасный проход в расположение нашего полка.               
    Доложив о выполнении задания, встречавшему нас капитану, и сдав ему пленного, я после этого зашёл в землянку встречавшего нас командира роты. Там  в  присутствии  нескольких  офицеров  я  показал   ему пистолет   «вальтер»,  изъятый  мною  у  эсесовского генерала.   Командир роты в свою очередь попросил меня подарить ему это оружие. Я, ему, конечно, отказал, потому  что собирался сдать его  командиру  нашего  полка, что  и сделал в дальнейшем. Подполковник взял этот «вальтер», повертел его в руках, разглядывая надпись, а затем положил в свой несгораемый сейф. 
    А позже я  узнал из  достоверных,  как  говорится  источников, что  всю нашу разведгруппу, особо отличившуюся  при выполнении задания, командование представили к  награждению  высокими правительственными наградами, а  меня лично - к присвоению мне звания Героя Советского Союза.
    Прошло уже полмесяца, после того как мы взяли в плен группенфюрера, и я совсем уже позабыл про этот трофейный «вальтер», но дальнейший ход этих стремительно развивающихся событий заставил меня вспомнить о нём.
    Однажды ночью, в моей землянке, меня довольно бесцеремонно подняли с кровати «особисты» и после обыска, отняв моё личное оружие, увели к себе на допрос. Там они потребовали от меня признания в том, что будто я, находясь на задании в тылу врага, при обыске пленного генерала, отобрал имевшееся у него именное оружие, и не сдал его, куда следует по возвращению в расположение своей части. И тем самым присвоил себе изъятый пистолет в своё личное пользование. Но, узнав о том, что этот пистолет сейчас находится у  командира полка, «особисты» отпустили меня восвояси. Командир же полка  в свою очередь подтвердил мои показания и добавил, что «вальтер»  пленённого немецкого  генерала  он  уже отправил с нарочным в штаб нашей дивизии. В конце концов, этот пистолет отыскался где-то там, в штабе армии, и «особисты» закрыли  дело, заведённое на меня.
                - А почему всё же поднялась такая шумиха вокруг «вальтера»? - спросил я у Ивана Петровича, - мало ли у кого из пленных отбирали во время войны личное оружие. Ведь группенфюрер мог убить или поранить тогда кого угодно из вас, пытаясь вырваться из плена, или сам взял бы, да и застрелился в случае неудачи.
                - Всё дело в том, - ответил мне Иван Петрович, что мне нужно было бы немедленно передать вместе с плененным немецким генералом его личное именное оружие - помощнику командиру полка по разведке, встретившего меня с того задания. Но, а я тогда совсем позабыл это сделать. А когда этого пленного фашиста срочно доставили в нашу столицу, то там уже после его допроса в Главном Разведывательном Управлении  Красной Армии у него спросили о том, что имеются ли у него какие-либо вопросы или просьбы к нашему командованию. И на это их обращение он  заявил им следующее:   
    - Когда ваши солдаты захватили меня в плен, то командовавший ими офицер отобрал у него вручённый лично ему Гитлером именной пистолет «вальтер и вот до сих пор его никто не вернул. И после всего сказанного группенфюрер попросил возвратить ему его личное оружие  ввиду того, что оно ему очень дорого, как память о фюрере.   
    Показания этого фашиста оказались настолько важными, что об этом срочно доложили  Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. Он, внимательно выслушав доклад начальника Главного Разведывательного Управления Красной Армии, и задав ему несколько вопросов по существу этой информации, вдруг неожиданно спросил у него:
                - А у этого пленного немца, были ещё  какие-либо вопросы или же просьбы к нам?      
                - Да, товарищ Сталин у него имелась только одна просьба,- ответил ему начальник разведки Красной Армии, - этот фашист попросил, чтобы ему вернули его именной пистолет «вальтер», изъятый у него при  обыске нашим офицером, который видимо, присвоил себе это оружие в качестве трофея. 
    Приказ И.В. Сталина был очень краток. Он потребовал тогда немедленно  разобраться с этим  происшествием и  в случае обнаружения мародёрства с нашей стороны - строго наказать виновных лиц.   
    Отыскавшийся потом в штабе нашей армии этот именной пистолет «вальтер», срочно отправили в Москву, и после чего  вся эта  история с ним, похоже, благополучно, для меня завершилась. Но через некоторое время я с удивлением заметил, что волосы на моих висках слегка побелели, а было мне в ту пору всего 23  года от роду.
    А что касается моего награждения, то после этого случая - мне  вместо присвоения звания Героя Советского Союза – вручили орден Ленина, а ведь всё могло произойти совсем иначе, если бы не нашёлся этот злополучный  пистолет «вальтер».               
    Через несколько дней у Ивана Петровича закончился курс лечения в санатории, и он уехал к себе домой. А я ещё долго ходил под впечатлением его рассказа об этом злосчастном именном пистолете, из-за которого он попал в очень неприятную для  себя ситуацию, не  позволившую ему получить  высокое звание Героя Советского Союза. Но зато Ивану Петровичу всё же посчастливилось вернуться тогда домой  живым и невредимым после этой кровавой войны с фашистской Германией, закончившейся нашей Победой 9 мая 1945года.    
                Автор: Юрий Першин