МОЯ МАМА

Любовь Рунова
- Я вон так-то раз прихожу к полковнице Домуховской... не знавал ты ее?
…Ну, вот и знай ее, какая такая есть госпожа Домуховская не из самых полячек, а нашей веры.
                Лесков Николай Семенович - Повесть "Воительница"


         Моя мама 1924 г.р.родом из под Смоленска (Хиславичи, Смоленской губернии)из рода Домуховских и Вихляевых. Про таких, как она говорят "Сильная женщина"!

         Война... голод... холод... тяжёлый круглосуточный труд. Сколько же бед выпало на долю моей мамы!

...Столько же, сколько на многих и многих российских женщин. Низкий поклон им, матерям нашим, вскормившим и вырастившим нас в лихие тяжёлые годы.

         Маме в прошлом году исполнилось 85 лет….  В марте…6-го...   
А 30 сентября её не стало … 

Мне трудно поверить в то, что больше нет моей сильной, моей доброй мамы.
         
В 1927 её, 3-х летнюю девочку, родители привезли из Смоленской губернии на Дальний Восток.
         в 1941 году она устроилась на работу в вагонно пассажирское депо станции Хабаровск-2, Ей было всего 16 лет...

в 1943-ем переведена проводником, а в 1945-ом переведена в распоряжения начальника кондукторского резерва кондуктором...

кондуктором, это - на открытых тормозных площадках грузовых вагонов и летом и  зимой.

А зимой было не выносимо трудно, но в то время нельзя было просто взять и уволиться, нужно было всё терпеть... И она терпела.

Терпела и приговаривала "Бог терпел и нам велел"

В День её рождения к ней съезжались дети, внуки, правнучка с праправнучкой... и вся многочисленная родня.

Она накрывала стол белой скатертью с вышивкой: алые розы на белом... все подключались к украшению праздничного стола различными вкусностями, и мамиными(самыми лучшими в мире!) пирожками. "Хлеба не куска, так и в горнице тоска", "Красна река берегами, изба - пирогами".

Как тут не вспомнить бабушку Таню, мамину маму. Она и в свои 90 - встречала детей пирогами! Печь хлеб, это у нас - родовое... Бабушка рассказывала, что когда они из Смоленщины на Дальний восток приехали, то сразу, прямо во дворе, первым делом, сложили печку. И самый вкусный хлеб пекла моя бабушка, по рассказам односельчан.

В День рождения мамы в её светлой квартире всегда было шумно, радостно...

Было...

Спи спокойно родная, пусть твоя душа отдохнёт  от дел земных, в "селениях райских, мирных, где нет - ни слёз, ни воздыханий"... Да будет так!


читать далее http://www.proza.ru/2009/04/25/164



* на фотографии: рядом с мамой моя дочь Елена и её муж Евгений 2006 г.