А судьи кто?

Вера Козубская
         


   Как-то услыхала по телевидению, что в стране более 700 тысяч беспризорных детей и 80% из них имеют родителей. И подумала: а зачем нам национальная идея, с поисками которой мы носимся, как дурень с писаной торбой, когда мы свою нацию на ухнарь извели. И ведь как научились обвинять во всём самих детей, мол, не та пошла молодёжь, сплошь алкаши, наркоманы да бездельники. А с кого бы им пример брать в семье, где и мать, и отец, а то и бабушка с дедушкой с утра до ночи. В жизни всем нам приходилось наблюдать такие семьи. А как вспомню теле сюжеты об отравлении суррогатным спиртом или палёной водкой, так хочется закричать: люди, что же вы делаете? Но кричать бесполезно, так как это уже не люди. И все они как правило имеют весьма почтенный возраст. Пусть даже у алкашей этот самый возраст определить трудно, но молодёжи в этих сюжетах нет – все от сорока и выше. А в документальных фильмах о запойных  российских деревнях, в полном смысле слова, ползают по улицам и собственным дворам далеко не юноши и девушки. И позируют перед камерой, и приглашают журналистов и операторов выпить с ними. Значит, что такое чувство стыда, они забыли. Человеческое достоинство для них пустой звук. Откуда же их детям и внукам взять пример для подражания? А здесь ещё и телевизионные дяди и тёти рады стараться отравить детские мозги и опустошить сердца. А дети всё негативное впитывают как губка. Но они и позитивное могут впитывать, было бы с чего. Так называемые выразители общественного мнения, т.е. люди тусовки, кочующие из одной телевизионной программы в другую, отстаивая пошлость на экране, во всеуслышание заявляют: «Есть спрос». Да уж коли навязывается, то почему бы и не привыкнуть. А вы другое предложите. И не один раз, а сегодня, завтра, послезавтра.

     Пару лет назад, будучи в Москве, пошла в Третьяковскую галерею. Народу! Две кассы работали, и в обе очереди стояли. И отнюдь не из иностранцев. Молодёжи едва не половина. Примерно столько же пожилых. А вот тех, кому где-то от 35 до 55 наблюдалось мало.( Было лето, выходной день.) Кстати среди глубоко пьющих, эта возрастная группа превалирует. А у них дети и внуки появляются. И на что ещё обратила внимание: многие впервые видят самые известные картины. Я имею в виду не оригиналы, они репродукций-то по всему никогда не видели. Это я поняла, когда слышала, как обсуждали тот или иной шедевр, как  профессиональный журналист не могу не видеть и не слышать того, что происходит вокруг – ушки на макушке. И речь звучала не сказать, чтобы интеллигентная. Но ведь пришли же! И с таким интересом обсуждали увиденное, что поневоле вызывали уважение. Так что не верю в то, что нашей молодёжи нечего не надо в этом роде. Надо. Да даём не то.

    А ещё вспоминается из этой поездки ансамбль скрипачей в переходе, играющий классическую музыку. Слушателей – не пройти, и опять же старики и молодёжь. И молодёжи больше. Поколение средних лет мною замечено не было. Мне могут возразить, что это поколение в концертных залах и в филармониях музыку слушает. Может быть, но это те, у кого есть деньги. А у кого нет? Вот, то-то. Да и в театрах Ростова и Таганрога, где мне чаще всего по месту жительства приходится бывать, и где залы почти всегда полны, - половина, а то и больше, молодёжи. А там ведь не попса звучит. Вся беда в том, что сами взрослые придумали, что молодёжи – это, это и это не интересно, а вот это… Вот чуть-чуть потеплеет и у нас в районном центре выползут мужички играть в домино или в карты, запивая каждый выигрыш и проигрыш (не имеет значение чей) самогоночкой. И это на глазах у всех. Любуйтесь дети и внуки, впитывайте культуру, берите пример.

    Как-то по каналу «Культура» услышала, как писателя Владимира Маканина назвали классиком  современной российской прозы. Потом в программе «Линия жизни» ещё раз об этом сказали.  Заинтересовалась. Ну не читала его раньше. А здесь прямо классик. Прихожу в библиотеку, беру журнал «Новый мир» и читаю его повесть «Коса – пока роса». Боже мой, такой пошлой грязи мне ещё не приходилось читать никогда в жизни. Нет, это не мат, это гораздо хуже мата. Не дай Бог, моим внучкам когда-нибудь попадётся на глаза этот образчик российской классики. Писателю за 70. Он является постоянным автором журнала «Новый мир». Да и в так называемых дамских романах, где авторы тоже тётки за 60, такое можно прочесть… А мы смеем молодёжь в чём-то упрекать, забыв об извечном конфликте отцов и детей.

     Где-то года два-три назад, накануне нового года в «Комсомолке на Дону" была опубликована заметка из декабрьского номера газеты «Ростовский-на-Дону» листок» за 1890 год.  Привожу дословно (сохранила): «С наступлением праздника наша молодёжь предпринимает много развлечений. Главнейшее из них состоит в топтании ног у Городского сада. Здесь очень часто слышны неприличные фразы, здесь раздаётся громкий хохот, крик и суета принимает характер полного безобразия. Здесь такое место, в котором отыскивают каких –либо приключений. Не находя в Асмоловском театре удовольствия, молодёжь стремится в многочисленные на этой улице гостиницы, рестораны, погребки, где предаётся выпивке и азартной игре на биллиарде».

   Написано это было 120 лет назад о пра-пра-прабабушках и пра-пра-прадедушках нынешней молодёжи. Каково! Стареем, мудреем, становится невмоготу делать глупости, жалеем уходящее из-под ног время и забываем, забываем потихонечку, что когда-то мы сами закладывали фундамент поведения наших внуков. А они в соё время своих потомков будут ругать. И всё это естественно. Неестественно только то, что мы в процессе всего этого сами подсовываем своим детям сомнительные духовные ценности: как по телевидению и в печати, так и в жизни.