Эстетика курс лекций. Логика эстетического

Игорь Малышев Эстетика
ГЛАВА ВТОРАЯ


ЛОГИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Логика начинается с того, чем заканчивается фено¬менология, то есть эмпирическое познание эстетического в его продвижении от явления к сущности. Как было выяснено, сущность эстетического есть диалектическое единство блага и красоты (и их антиподов), модифицируемое в зависимости от меры совершенства объекта ценностного отношения. Основ¬ной вид положительной эстетической ценности - прекрасное. В силу этого категория "прекрасное" является отправной в логике эстетического.


Прекрасное
Прекрасное есть диалектическое единство совер¬шенного блага и красоты. В этом единстве стороной противоречия, определяющей качество целого, выступает совершенное благо. Последнее, в свою очередь, есть противоречивое единство блага и совершенства, в котором качественную определенность целого задает благо. Таким образом, категория "благо" - это наиболее простая и в то же время основополагающая категория, описывающая сущность прекрасного.

Благо. 1. Благо есть прежде всего особый вид ценностного отношения. Его объектом выступает явление действительности в целом, во всем многообразии своих сторон и свойств, в единстве содержания и формы. Его субъектом - целостная иерархизированная система потреб-ностей личности. Характер этого ценностного отношения зависит от характера потребностей, входящих в комплексную потребность в благе, направленную на конкретный вид явлений. Постольку, поскольку в эту потребность входят материальные потребности, ценностное отношение имеет объективный характер. Поскольку же в нее входят потребности духовные,  ценность блага имеет объективно-субъективный характер, то есть оказывается зависимой от сознания человека.

2. Ценность блага получает свое отражение в оценке. Критерием этой оценки выступает мотив блага. Последний представляет собой скалывающийся в деятельности личности синтез мотивов, отражающих предметы тех потребностей, которые входят в системную потребность в благе. Синтезируя все виды мотивов деятельности, являясь их концент¬рированным выражением, мотив блага конкретизируется в зависимости и от объекта, на который направлена деятель¬ность личности, и от самой личности - ее социального положения и опыта предшествующей деятельности. В акте оценки действительность (ее конкретное явление, сфера или она в целом) соотносится с мотивом блага, результатом чего выступает эмоциональное переживание, отражающее ее обобщенную ценность блага.

3. Благо представляет собой наиболее существенное основание прекрасного как на уровне ценности, так и на уровне оценки. Хотя само по себе оно еще не является ни самим прекрасным, ни его сущностью .Тем не менее, если мы эстетически восторгаемся тем или иным явлением дейст¬вительности или искусства, значит оно несет нам благо. Прекрасный человек - человек добрый, честный, умный. Прекрасное произведение искусства несет в себе близкое нам в нравственном, социально-политическом отношении содер¬жание. И если мы, например, считаем поэзию С.Есенина прекрасной, то прежде всего потому, что нам близок душевный строй поэта, его любовь к русской природе, к людям, ко всему живому, "к братьям нашим меньшим".

4. Будучи комплексной ценностью явления, благо
предполагает его совершенство в своем роде. Максимальное
благо предполагает максимальное совершенство. Логически
это означает, что категория "благо" содержит в себе категорию
"совершенство", однако содержит как свое "иное", как свою
противоположность. Ибо если благо - ценность, то есть отно-
шение значимости явления к потребности, то совершенство
есть собственное объективное качество явления, которым оно
обладает вне и независимо от отношения к человеку и его
потребностям.

Совершенство. 1. Совершенство - это качество явления, состоящее в полном и неискаженном воплощении (прояв¬лении) сущности рода, к которому оно принадлежит. Соот¬ветствуя сущности рода, совершенное явление в своей качест¬венно-количественной определенности соответствует и его мерс, что выражается в гармоничности явления, единстве и соразмерности его сторон.

2. Познание совершенства возможно двояким образом. Прежде всего, оно может быть познано путем абстрактно-логического мышления, в ходе которого человек соотносит познанные свойства самого явления со знанием о сущности рода, к которому принадлежит оно, выясняя таким образом меру его совершенства. Другой путь познания совершенства можно охарактеризовать как способ "непосредственного усмотрения". В этом случае познание осуществляется без предварительного понятийного анализа свойств самого явления и не опосредуется теоретическим знанием о сущности его рода. Человек видит предмет и по его виду судит о мере его совершенства. При этом происходит непосредственное сопоставление чувственно воспринимаемых характеристик явления с его эталонным образом-представлением, который сложился в сознании личности как обобщение предшествующего опыта деятельности с данным родом явлений.

3. Качество совершенства служит важнейшей характе¬ристикой объекта эстетической ценности прекрасного. Все прекрасное есть совершенное в своем роде, соответствует его мерс, гармонично и соразмерно. Соответственно и отражение ценности прекрасного предполагает особый акт познания совершенства объекта ценностного отношения.
В искусстве совершенство произведений зависит от мастерства художника, от того, насколько он овладел системой выразительных средств, необходимых для выраже¬ния своего замысла. Та же поэзия С.Есенина восхищает нас именно совершенством выражения близких нам чувств поэта, его мастерством владения техникой стихосложения, тончай¬шим чувством выразительных возможностей русского языка, воплощенными в его стихах.

4. Однако явление, наиболее полно воплощающее сущность рода, может тем самым приносить человеку макси¬мальное зло, если таков сам род явлений в отношении к человеческим потребностям. Например, волки по отношению к жителям старой России вплоть до XX века. Самый совер¬шенный индивид этого вида - значит наиболее опасный хищник, угрожающий и домашней скотине, да и человеку -крестьянину, одинокому путнику. И в искусстве: отточенное мастерство художника, рождающее совершенное в своем роде произведение, может быть направлено во зло. Таковы многие произведения современного массового киноискусства (осо¬бенно американского) с их культом денег, насилия и секса. Совершенство же, входящее в определение сущности прек¬расного, это не просто совершенство, а совершенство благого. Как таковое, оно есть лишь "иное" блага, а благо есть "иное" совершенства внутри диалектически противоречивого единст¬ва совершенного блага.

Совершенное благо. 1. Оно представляет собой диа¬лектическое единство противоположностей ценности блага ц совершенства объекта этого ценностного отношения как его собственного, независимо от отношения к человеку качества. Совершенное благо и зависимо от человека (с его системной потребности в благе), и независимо от него. Оно есть цен¬ность и собственное качество объекта- одновременно. В этом единстве господствующей, определяющей качество целого стороной противоречия является благо. Прекрасное есть прежде всего благо и потому оно совершенно, но не наоборот.

2. Столь же противоречив и процесс отражения совершенного блага в человеческом сознании. Он представляет собой взаимоисключающие и взаимопредпо-лагающие друг друга акты познания и оценки. Это единый акт познания-оценки, отражающий меру совершенства явле¬ния в своем роде и его соответствие потребности в благе. Если, вообще говоря, познание совершенства возможно двумя способами, то в процессе отражения прекрасного исполь¬зуется метод "непосредственного усмотрения". Происходит это потому, что отражается именно совершенство благого. А образ-представление о благе - мотив блага есть одновременно и представление о совершенном явлении данного рода. Критерий определения совершенства и блага в акте отра¬жения прекрасного один. Однако участвует он в двух сущест¬венно различных актах отражения (протекающих одновре¬менно и во взаимной связи).
3. Совершенное благо определяет качество прекрасного
как целого. Оно является господствующей стороной его
противоречивой сущности. Прекрасное есть прежде всего со-
вершенное благо.

4. И в то же время не всякое совершенно благое
явление есть прекрасное. В свое время (согласно легенде)
Сократ, который отождествлял прекрасное с совершенно
благим, безуспешно пытался доказать афинянам, что он
вполне прекрасен. Аргументы у него были следующие: глаза
на выкате - лучше обзор, нос курносый - лучше обоняние,
уши лопоухие - лучше слух. В рамках его концепции все было
логично. Но входило в противоречие с эстетической оценкой
сограждан, которые считали Сократа весьма уродливым. Дело
в том, что из всех совершенно благих явлений качеством
прекрасного обладают только те, форма которых обладает
особой ценностью красоты. Красота формы в прекрасном
есть "свое иное" совершенного блага. Она связана с благом и
одновременно противоположна ему.

Красота. 1. Как ценность, красота есть соответствие формы явления духовной потребности в восприятии определенного типа форм. Ценность красоты имеет поэтому всегда объективно-субъективный характер. Духовная потреб¬ность в красоте конкретизируется в эстетическом эталоне формы, восприятие которой составляет содержание потреб¬ности. Эстетическое сознание содержит целостную систему таких эталонов, иерархизированную по степени их обобщен-ности: от эстетического эталона формы отдельного вида явлений до эстетического эталона формы действительности в Целом. Последний есть обобщенный образ исторически конк¬ретной формы целесообразности. Целостность системы эстетических эталонов ведет к тому, что не только эталоны формы отдельных видов явлений определяют эстетический эталон формы действительности в целом, но и сам он влияет на эталоны форм этих явлений. То есть эталон красоты формы конкретного предмета несет на себе печать истори¬чески конкретной формы целесообразности.

2. Эстетический эталон формы выступает критерием оценки формы явлений, которая отражает их ценность для человека - носителя духовной потребности в красоте. Соот¬ветствие формы предмета эстетическому эталону пережи¬вается как эстетическое наслаждение процессом ее восприя¬тия, отражающее ценность красоты. При этом мы не подклю¬чаем наши знания о сущности оцениваемого предмета. Воспринимая только его форму и соотнося ее с эталоном, мы наслаждаемся самим процессом ее восприятия. Так проис¬ходит, например, когда мы любуемся красками заката, опереньем птиц, красотой цветка или красотой тембров, гармонии или мелодии при восприятии формы музыкального произведения.

3. Красота есть средоточие специфики прекрасного в том смысле, что она является тем моментом (стороной) прекрасного, который в наибольшей степени отличает его от других видов ценностных отношений. Совершенное благо вне красоты еще не эстетическая, а скорее "пpeдэcтeтичecкaя,' ценность. И на уровне оценки: вне особой (в свете эстетического эталона) оценки формы явления нет эстетического отношения к нему человека. В то же время сама по себе красота есть уже эстетическая ценность. А оценка формы в свете эстетического эталона формы представляет собой эстетическую оценку.

4. Хотя красота как специфически эстетическая
ценность и обладает самостоятельностью, но самостоя-
тельность эта относительная. Красота, будучи генетически
производной от совершенного блага, является его противо-
положностью не только и не столько сама по себе, сколько в
рамках едино-противоречивой сущности прекрасного.

Прекрасное. 1. Прекрасное есть диалектическое единство совершенного блага и красоты. Как таковое, оно представляет собой синтез всех предыдущих определений. Со стороны объекта ценностного отношения прекрасное выступает как явление в целом, в единстве всех сторон содержания и формы, соответствующее сущности своего рода и его качественно-количественной мере, то есть как совершенное.
Это гармоничное совершенное явление соответствует эстетической потребности в прекрасном. Потребность в прекрасном представляет собой единство диалектически противоположных потребностей в благе и красоте. Проти¬воречивый характер потребности в прекрасном обусловливает и противоречие ценности прекрасного, так как ценность красоты есть соответствие формы явления определенной духовной потребности ее воспринимать, а ценность блага -это пригодность данного явления в качестве средства удовлетворения различных (в том числе утилитарных) потребностей. В этом единстве противоположностей прек¬расного господствующей, определяющей стороной проти¬воречия выступает совершенное благо. Красота есть лишь "иное" совершенного блага, зависимое и производное от него.

Внутреннюю диалектику прекрасного очень точно вос¬произвел В.Гюго в своем романе "Собор Парижской богома¬тери". Квазимодо не прекрасен, хотя и в высшей степени благороден, ибо уродлив. Феб - красавец, но не прекрасен, так как наоборот духовно пуст. Прекрасна Эсмеральда, соединяющая в себе благородство души и красоту.

2. Критерием оценки прекрасного выступает эстети¬ческий идеал, представляющий собой мотив деятельности, отражающий предмет потребности в прекрасном. По своей структуре он есть единство мотива блага и эстетического эталона формы как мотива, конкретизирующего потребность в красоте. В акте оценки прекрасного явление соответствует эстетическому идеалу, что получает свое выражение в эмоции эстетического наслаждения, отражающей его соответствие эстетической потребности. Этот целостный акт оценки внут¬ренне противоречив. Эстетический идеал выступает в нем и критерием обнаружения совершенства явления в своем роде, и критерием отражения его комплексной ценности блага, и критерием отражения ценности красоты.

3. Прекрасное как ценность есть основной вид поло¬жительной эстетической ценности. Соответственно и оценка прекрасного есть основной вид эстетического отношения человека к действительности. Как таковое, прекрасное яв¬ляется основой эстетического вообще, определяя собой его качество.
4. Модификацией прекрасного выступает величествен¬ное.

Величественное. 1. Величественное, как и прекрасное, есть прежде всего совершенное благо. Отличие его состоит в том, что ценность блага присуща величественному в максимальной степени. Можно сказать, что величественное есть совершенное сверхблаго. Особенность же объекта ценностного отношения состоит в том, что ценностью сверхблага всегда обладает именно духовное содержание, которое можно определить как возвышенное. Другая особенность объекта состоит в необыкновенной масштаб¬ности его материальной формы. Предельно масштабная форма явления или содержит в себе сверхблагое - возвы¬шенное, или (что наиболее характерно) в качестве знака отсылает к нему как к своему значению. Знаковый (семиотический) характер объекта величественного ставит его в зависимость от активности человеческого сознания. Сами по себе гигантские материальные формы явлений природы или сооружений, воздвигнутых человеком, не содержат в себе ничего духовно-возвышенного. Таковыми являются лишь те мысли и чувства, которые возникают в сознании человека при созерцании этих материальных форм. Но для этого душа человека должна быть готова к возвышенному, максимально нравственному строю чувств и мыслей. Как душа Н.Рериха, запечатленная в его пейзажах Гималаев".

Возвышенное духовное содержание (значение) объекта величественного находится в совершенном единстве со своей материальной формой. Этот материально-идеальный по своей структуре объект в отношении к потребности в прекрасном и обладает эстетической ценностью величественного. Послед¬няя включает в себя единство ценности духовно возвы¬шенного и особой ценности великого, которой обладает мас¬штабная материальная форма в отношении к потребности в красоте. Диалектика совершенно возвышенного и великого составляет сущность величественного.

2. Эта диалектика получает свое отражение в оценке величественного, критерием которой выступает эстетический идеал. В ходе оценки выясняется, что гигантская мате¬риальная форма явления превосходит по своим масштабам эталон красоты, а адекватно (совершенно) проявляющееся (выражающееся) в этой форме духовное содержание (значение) превосходит по своим качествам обычные требо¬вания "благомыслия". Результатом этого является и особая эстетическая эмоция - уже не наслаждения, как при оценке прекрасного, а чувство преклонения перед величественным.
Не случайно, что именно величественные произведения искусства используются в рамках как религиозных, так и политических культов. Готические соборы в средневековой Европе, пирамиды в древнем Египте, храм Христа Спасителя в Москве тому выразительные примеры. Ту же эмоцию прек¬лонения, но в рамках политического культа, призваны были вызывать многочисленные монументы Сталину, высотные здания в Москве, сооруженные в 40 - 50-х годах, а также проектируемый на месте храма Христа Спасителя, но так и не воздвигнутый гигантский Дворец Советов.

3. В общей системе эстетического величественное
выступает как модификация прекрасного в сторону макси-
мальной эстетической ценности. Объект величественного не
просто соответствует эстетической потребности, но превос-
ходит ее обычные требования, поэтому здесь нет полной
гармонии между субъектом и объектом эстетического отно-
шения. Величественное - это предел положительной эстети-
ческой ценности, а значит, и переход за ее границы.

4. Магистральное же движение логики эстетического
продолжается через категорию "прекрасное". Последнее
существует только как противоположность безобразному.
Категория "прекрасное" предполагает собой категорию
"безобразное" и определяет себя лишь в отношении к ней.
Прекрасное - это то, что противоположно безобразному, а
безобразное есть противоположное прекрасному.

Безобразное. 1. Безобразное есть диалектическое единство совершенного зла и некрасивого (уродливого). Внутри этого единства стороной господствующей и опре¬деляющей качество целого является совершенное зло. Безоб¬разное - это прежде всего совершенное зло. Зло - потому что его объект в единстве своего содержания и формы прямо противоположен человеческой потребности в благе. Таким образом противостоять человеку может лишь совершенный представитель рода, сама сущность которого направлена против человеческого блага. Зло только тогда вполне зло, когда оно совершенно в себе. Диалектической противо¬положностью совершенного зла внутри сущности безобраз-ного, его "иным" выступает некрасивое (уродливое). Послед¬нее есть несоответствие формы совершенного зла потреб¬ности в красоте. Некрасивое является противоположностью зла потому, что если явление, как совершенное зло, направлено против утилитарных, моральных, политических и иных фундаментальных потребностей человека и способно нанести ему существенный вред, то в качестве некрасивого оно выступает только со стороны своей формы и только в отношении к особой "созерцательной" потребности в красоте.

В жизни с безобразным мы встречаемся не часто. Одна из причин этого состоит в том, что зло не всегда проявляет себя в уродливой форме. Даже в природе оно нередко мимикрирует, "маскируется" под добро. (Как ложные опята -смертельно ядовитые, соблазняющие неопытных грибников своей похожестью на съедобные грибы). Тем более в современном цивилизованном обществе. Этикет, следование формальным правилам поведения (которые можно назвать "эстетикетом") нередко скрывают гнусную сущность человека. Пожалуй, лишь на крайней стадии нравственного разложения личности оно находит адекватное себе проявление в уродстве внешних черт. К сожалению, все чаще мы можем наблюдать это на лицах спившихся бродяг на улицах наших городов.

2. В акте оценки выясняется несоответствие объекта безобразного в целом мотиву блага, а его формы - эстети¬ческому эталону формы эстетического идеала. Результатом этого служит отрицательная эмоция эстетического отвраще¬ния, отражающая отрицательную эстетическую ценность безобразного.

3. Безобразное наряду с прекрасным является основной модификацией эстетического ценностного отношения. Если прекрасное - основная положительная эстетическая ценность, то безобразное - основная отрицательная. В качестве проти¬воположности прекрасного безобразное входит в сферу эстетического. Соответственно и категория "безобразное" представляет собой фундаментальную эстетическую кате¬горию.

4. Как и прекрасное, безобразное имеет свою моди¬фикацию, которой выступает ужасное.

Ужасное. 1. В отличие от безобразного ужасное - это максимальное совершенное зло, сверхзло, воплощенное в гигантскую по своим масштабам некрасивую (уродливую) материальную форму. Как сверхзло, ужасное есть крайняя противоположность человеческой потребности в благе. Оно представляет собой угрозу самому существованию человека. Со стороны своей формы оно противоположно духовной потребности в красоте. При этом форма ужасного не просто некрасивая, но еще и гигантски масштабная, что в единстве образует особую отрицательную ценность ужасающего. В единстве сверхзла и ужасающей формы ужасное есть крайняя степень отрицательной эстетической ценности. Это единство имеет противоречивый характер. Хотя ужасающей является форма самого сверхзла, ее ценность противоположна ценности последнего. Ведь сверхзло - это явление, угрожаю¬щее самому существованию человека, а ужасающей его форма становится в отношении к "созерцательной" потребности в красоте.

Картины ужасного предстают перед нами в библейском "Апокалипсисе" - "Откровении Иоанна Богослова". Как осу¬ществление его предсказаний осмысливают многие худож¬ники события XX века. Например, кинорежиссер Э.Климов в фильме "Иди и смотри", воспроизводящем сожжение немец¬кими фашистами заложников - жителей белорусской деревни. Нередки образы ужасного в творчестве сюрреалистов. Клас¬сический пример - картина С.Дали "Предчувствие гражданс¬кой войны".

2. Свое отражение крайне отрицательная эстетическая
ценность ужасного получает в чувстве ужаса, которое охва-
тывает человека в результате соотнесения ее объекта с
эстетическим идеалом. Это чувство отражает гибельность
сверхзла и подавляющее воздействие его гигантской урод-
ливой формы.

3. В общей шкале градаций эстетической ценности
ужасное оказывается противоположностью величественного.
Ужасное и величественное - крайние точки на этой шкале.
Ужасное есть модификация безобразного в сторону предельно
отрицательной эстетической ценности. Как таковое, оно есть переход во внеэстетическое. Под давлением угрозы самому существованию человека отмирает его духовная потребность в красоте, а тем самым разрушается эстетическое ценностное отношение.

4. Ужасное есть модификация безобразного, так же как величественное - модификация прекрасного. Именно прек¬расное и безобразное есть основные (положительная и отри¬цательная) разновидности эстетической ценности. Однако между ними нет "глухой стены". Напротив, существует особая зона перехода положительной эстетической ценности в отрицательную. Модификации эстетического ценностного отношения, расположенные между полюсами прекрасного и безобразного, образуют эстетическую ценность комического.

Комическое. 1. Существует два основных вида ценности комического. В общей шкале перехода положительной эстетической ценности в отрицательную один из них примыкает к прекрасному, другой - к безобразному. Первый (примыкающий к прекрасному) вид - комическое-юморис-: тическое - есть несовершенное благо, воплощенное в некра¬сивой форме. Его объект принадлежит к роду явлений, обла¬дающих ценностью блага, однако он несовершенный представитель своего рода, что проявляется в различного вида противоречиях и несоответствиях: формы - содержанию, части - целому, действия - обстоятельствам, средства - цели и т.д. Несовершенство объекта ограничивает его ценность, делает ее ущербной в том или ином отношении. Несовершенство блага ведет к тому, что и его форма не соответствует (или не вполне соответствует) потребности в красоте, является некрасивой.

 Второй вид комического -*комическос-сатирическое - примыкает к безобразному и представляет собой единство несовершенного зла и его некрасивой формы. Род явлений, к которому принадлежит объект комического-сатирического, вполне противоположен человеческому стремлению к благу, но сам он несовершенный представитель своего рода. Поэтому зло в нем ослаблено, ущербно, уязвимо. Несовершенство объекта зла проявляется в его противоречивости, нелепости. Его форма противоположна духовной потребности в восприятии определенного типа форм и в силу этого некрасива.

2. В акте оценки, соотнося объект комического с эстетическим идеалом, человек выявляет меру его несовершенства и меру его несоответствия мотиву блага и эстетическому эталону формы, отражая тем самым его ценность как комического. Результатом этого акта выступает осмеяние оцениваемого явления. Смех есть внешнее выражение эмоционального переживания, представляющего собой единство противоположных - отрицательных и положи¬тельных - эмоций. С одной стороны, это неприятие объекта комического, его эмоциональное отрицание как явления неблагого и некрасивого, с другой - чувство превосходства и даже злорадства в связи с его несовершенством. Осмеяние комического есть эмоциональная форма критики, чувство духовной победы над злом. Различие видов ценности комического получает свое отражение в различии их эмоциональных оценок - в неодинаковом соотношении поло¬жительных и отрицательных эмоций в чувстве комического. Чем больше зло и чем более оно совершенно, тем зна¬чительнее роль отрицательных эмоций в общем чувстве коми¬ческого и тем менее оно выражается в смехе. И наоборот, чем меньше зло и чем менее оно совершенно, тем большее значение приобретают положительные эмоции духовной победы над ним, тем оно смешнее (подробнее см.: 10).

Искусство воспроизводит всю гамму комического в жизни: от юмора в жанрах "дружеского шаржа", оперетты, развлекательно-комедийных драматических спектаклей и ки¬нофильмов (вроде кинокомедий А.Александрова "Волга-Волга", "Цирк") до гневной сатиры над социальными пороками, как у Ф.Гойи (в "Капричос"), М.Салтыкова-Щедрина (в "Истории одного города"), А.Платонова (в "Городе Градове"). На уровне обыденного, неспециа¬лизированного сознания самый распространенный комедий¬ный жанр устного рассказа - анекдот, который также бывает и добродушно-насмешливый и уничтожающе-саркастический. Не случайно политические анекдоты в тоталитарных режимах (в том числе и в СССР) приравнивались к политическим преступлениям.  Их  эмоциональная  сила  изобличения  со¬циального зла угрожала господствующей элите и давала силы морального сопротивления народу.

3. Комическое через свои разновидности (комическое-юмористическое и комическое-сатирическое) осуществляет взаимопереход противоположностей эстетического: прекрас¬ного в безобразное и наоборот. Если комическое-юморис¬тическое есть уже не вполне положительная, то комическое-сатирическое - еще не вполне отрицательная эстетическая ценность.

4. Комическим, следующим за прекрасным, величест¬венным, безобразным и ужасным, исчерпывается теорети¬ческое описание основных модификаций эстетической цен¬ности и ее оценок. (К неосновным, а потому не включенным в логику, модификациям эстетического относятся и гра¬циозное, и изящное, и трагическое, и ироническое и ряд других.) Однако логика эстетического на этом не завершается. Заключительный этап ее движения требует теоретического обобщения пройденного пути. Это самообобщение возвра¬щает логику к ее истокам - категории "эстетическое", но возвращает уже на новом уровне.

Эстетическое (действительность эстетического). 1,2. Исходным для логики было определение сущности эстети¬ческого как диалектического единства ценностей блага и кра¬соты (и их антиподов), модифицируемого в зависимости от меры совершенства объекта ценностного отношения. Теперь же эстетическое предстает перед нами как единство проти¬воположностей прекрасного и величественного, с одной стороны, безобразного и ужасного - с другой, переходящих друг в друга через комическое. В этом единстве стороной господствующей и определяющей качество эстетического в целом является прекрасное, которое вместе со своей модификацией - величественным - есть положительная эсте¬тическая ценность (и оценка).

 Безобразное и ужасное отрицательные эстетические ценности и оценки - есть "иное эстетического, которое оно содержит в себе как свою противоположность. Если прекрасное и безобразное это основные противоположности эстетического, то их моди¬фикации - величественное и ужасное - есть развитие их про¬тиворечия до крайней степени.

 Величественное и ужасное есть два противоположных предела эстетического. Комичес¬кое, наоборот, занимает срединное положение между полю¬сами эстетического. Через свои разновидности - юморис¬тическое и сатирическое - оно осуществляет взаимопереход противоположностей эстетического.

Понимаемая таким образом категория эстетического представляет собой возвращение к исходному для логики понятию эстетического на новом, высшем уровне и выступает как "действительность эстетического". Логика прошла путь отрицания категории " сущность эстетического" в движении более конкретных категорий (прекрасного, величественного, безобразного, ужасного, комического), а затем отрицания этого отрицания в категории "действительность эстетичес¬кого". Последняя синтезирует в себе как содержание исход¬ной категории, так и содержание всего последующего движе¬ния логики. Если сущность эстетического есть категориальное определение того всеобщего, что обьединяет прекрасное, величественное, безобразное, ужасное, комическое и что различным образом проявляется в них, то действительность эстетического представляет собой более теоретически конк¬ретную категорию. По содержанию она есть уже синтез сущности эстетического и ее проявлений.

4. Категория эстетического (в обоих своих видах - как сущность эстетического и как его действительность) выступает в качестве метакатегории эстетики, поскольку теоретически она стоит "над" другими ее категориями, обла¬дая более обобщенным содержанием. Как таковая, она, буду¬чи категорией эстетики, в то же время выходит за ее рамки и является категорией более общей системы знаний о действи-тельности, то есть философии.
Опубликовано:Эстетика:курс лекций.М.,1994. Малышев И.В.,профессор РАМ им.Гнесиных