Матушка лень, фрамент из рук. Как победить лень, о

Герасим Авшарян
Матушка лень

Дай, оглянусь. Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчиво души.
А. С. Пушикин.

Удивительное качество!
В разных культурах к лени разное отношение. В сказках можно встретить ленивых героев. В одной культуре лень сильно порицается, в другой к ней относятся терпимее. В одной - вообще нет места для лени, в то время как лень стала частью другой культуры.

Ну и наконец, отношение личности к лени разное. Кто-то любит себя-ленивого, а кто-то делает все возможное и невозможное, чтобы избавиться от матушки.
 
Борьба (признаюсь сразу: слово это мне не очень нравится) с ленью также проявляется по-разному. Есть различные способы психологического воздействия на человека (на другого и на самого себя), начиная от самых примитивных и грубых (ругать себя, стыдить и т.п.) и кончая самыми привлекательными и продуктивными.

Напрашивается следующее: зачем нужно бороться с ленью? Или: нужно ли вообще вести борьбу с ней? И да и нет – ответил бы я на поставленный последний вопрос.

- Но разве это ответ? – может справедливо возмутиться дорогой Читатель. – Ведь есть всего два варианта ответа («да» и «нет»).

Да, справедливое замечание. Но в течение всей книжки я буду стараться придерживаться «принципа» «и да и нет», так как я выбрал именно его - в качестве ответа на поставленный вопрос.
Дело в том, что лень – это своего рода потребность (боюсь, как бы мои слова не возмутили дорогого Читателя). Ее можно назвать также вредной привычкой. Согласен. Потребность, если она есть, нуждается в удовлетворении.
Приведу пример. Усталость – это та же самая «лень». Я устал и потому мне лень. Хотя (не спорю) вопрос спорный: обычно усталость не называют ленью. Но я рискну это сделать и добавлю: усталость – это «правильная лень».

То есть, если мы устали, то мы не осуждаем себя за то, что перешли в стадию лени (которая в данном случае называется «отдыхом», и мы, уставшие, не можем подняться с места).
Итак, отдых – это правильная лень. Правильная и даже нужная, так как без этой лени мы обречены на... Мы просто потеряем силы без отдыха, то есть без правильной лени. Момент отдыха у разных людей наступает в разное время и по-разному. Одни устают раньше, другие позже, третьи почти не устают (флаг им в руки).
 
Но давайте представим следующее. Я много работал (например, окучивал картошку или сажал ее, под жарким солнцем, много часов подряд) и устал так сильно, что теперь сижу на диване и не могу заставить себя сходить... За кружкой воды.
Мне лень подняться с места. Хотя под дулом пистолета я это сделаю (от страха, так как страх является сильным стимулом к действию).

Ведь силы не полностью покинули меня. Но я так сильно настроился на «лень» (то бишь – на отдых), что не могу сдвинуться с места. Так что даже перед сном мне лень снять с себя одежду. Лишь чей-то заставляющий голос принуждает сделать это. Но хочу поделиться с Читателем и сказать, что в такие минуты гораздо приятнее спать в одежде.

Поэтому, пока мы наедине с Читателем, хочу пожаловаться на этот Заставляющий Голос, возмутиться против него. Сколько раз было, когда я так сладко зевал и засыпал в одежде, но как только раздевался, сон пропадал. Однако желательно (если уж спать не раздевшись), чтобы одежда была не сковывающей, спортивной. Но, с другой стороны, нужно сказать «спасибо» этому Голосу, который заботится обо мне.

Лень тесно связана с психикой и с нашими взглядами. Если для меня, скажем, порядок в доме является чем-то очень важным, то я преодолею лень (если она есть) и наведу этот самый порядок. Это значит, что данный жизненный принцип....

Ох как мне больно сейчас!!! Меня только что укусила оса.