Ратники России

Наталья Мосевич
             
 

               
                РАДЗЕЕВСКИЙ  ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
                1910-1944


          "Имя отважного полярного исследователя, морехода и воина В.Радзеевского нанесено на карту Родины.
           Отныне его имя будет носить безымянный ранее пролив, что разделяет острова Красин и Добрыня Никитич  в архипелаге Норденшельда."
                /ТАСС/ «Известия» 24 мая 1974 года.


"…26 августа 1963 года мысу на западной оконечности острова Гогенлоэ в архипелаге Земля Франца Иосифа было присвоено имя гидрографа и капитана дальнего плавания В.А.Радзеевского."
                «Правда Севера» 29 июня 1973 года.


  8 сентября 1944 года в Нарвской губе на Балтике прогремел взрыв. Во время боевого траления минного поля подорвался тральщик.
Часть экипажа погибла и среди других моряков – флагманский штурман дивизиона тральщиков В.А.Радзеевский.

Виктор Александрович Радзеевский по призванию моряк-исследователь не был
профессиональным военным. Он стал им только с начала Великой Отечественной войны.

    Кто же этот человек? Почему его имя вошло в бессмертие?

 Виктор Александрович Радзеевский родился далеко на юге, в городе Чарджоу Туркменской ССР. Первое знакомство с морем произошло в 20-х годах в Севастополе. Детство было трудное и недолгое. В 14 лет, чтобы как-то поддержать больную мать, он поступает юнгой на гидрографический катер «Лоцман».
  Катер обеспечивал маяки вдоль побережья Черного моря продовольствием и материалами.
 
  Первые плавания произвели на юнгу неизгладимое впечатление, и он твердо решил связать свою жизнь с морем.
  Учиться пришлось самостоятельно. Экстерном, сдав экзамены за среднюю школу, Виктор Радзеевский поступает в Ленинградское Морское училище.В 1931 году, получив диплом судоводителя, молодой штурман – четвертый, а затем третий помощник капитана на пароходе «Сучан». На этом судне ходил в Англию, Гамбург, Константинополь, Сингапур. Океан навсегда пленил Виктора Александровича. Он мечтал о  плавании в Арктических морях, о работе на Крайнем Севере. Мечте суждено было сбыться.

   1932 год – навечно вошел в историю освоения Северного морского пути.Тогда к берегам Калымо-Индигирского Края, в недрах которого геологи нашли богатейшие месторождения золота и олова, двинулась целая армада судов: «Анадырь», «Сучан», «Урицкий», «Север», «Микоян», «Красный партизан» во главе с ледоколом «Ф.Литке».

   Суровая и холодная земля нуждалась в людях, машинах, во всем том, что нужно для индустриализации Калымского Края.
   В этот год на востоке Арктики сложилась крайне тяжелая ледовая обстановка.
 Не взломанный лед начинался сразу за мысом Дежнева. Немало усилий приложили люди, доставляя груз к месту назначения, но  уйти,  обратно  не удалось.

Штормовая погода вынудила суда зазимовать у берегов Чукотки в Чаунской губе.

    В короткую навигацию следующего года судно «Север», на которое В.А.Радзеевского перевели старшим помощником капитана, также не вернулось во Владивосток.
   Спасая груз с тонущих барж и погибшего во время шторма парохода «Революционный», «Север» вынужден был остаться на вторую зимовку у мыса Беллингса. Во    Владивосток экспедиция  вернулась только через  два  года,  в 1934 году.

   Малая изученность арктических морей и недостоверность навигационных карт поразили молодого моряка  и укрепили его в  желании посвятить себя освоению Арктики. Бесценный опыт, полученный на зимовках у берегов Чукотки, позволил 26-летнему моряку руководить строительством гидрографического судна «Торос».
    В 1936 году он становится капитаном этого судна и, возглавив экспедицию, успешно зимует на архипелаге Норденшельда. Вместе с товарищами по экспедиции выполнен большой объем комплексных гидрографических работ.
 Зачастую рискуя жизнью, шли гидрографы в неизведанное. И там, где они проходили, оставалось все меньше «белых пятен».
 
  Пролив Матисена тогда впервые был покрыт системой промерных галсов. Неизвестные банки и опасные места нанесены на карту. Уже в 1939 году, ориентируясь указаниями, добытыми экипажем «Тороса», через пролив без оглядки пошли суда и ледоколы.
 
  Радзеевский, кроме того, выполнил наблюдения, которые позволили НАНЕСТИ НА НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ ТОЧНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ МАГНИТНОГО ОТКЛОНЕНИЯ.
Был сделан вывод о НЕОБХОДИМОСТИ УЧИТЫВАТЬ ВЕЛИЧИНУ СУТОЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ КОРАБЕЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ КОМПАСОМ.
 
 Многие из островов гидрографы нанесли на карты. Капитан «Тороса» давал им названия, стараясь придерживаться сложившейся системы морских «ледокольных» названий. Более 20-ти географических наименований появилось тогда на карте Северо-западной части архипелага Норденшельда.
 
 Виктор Александрович стал признанным специалистом-гидрографом, исследователем «белых пятен» на карте Крайнего Севера. Будучи одновременно мореплавателем, он до самого начала Великой Отечественной войны продолжал важные гидрографические работы, за что награжден Орденом Трудового Красного Знамени и Знаком Почетный полярник.

  В книгах, написанных неутомимым исследователем:  «Гидрографические работы в Арктике» и «Стахановцы Арктики», обобщен ценнейший опыт активной зимовки судна и неизвестной ранее методики промеров со льда в арктических условиях. По этим книгам в дальнейшем учились поколения полярных гидрографов.
 
Незадолго до начала войны Радзеевскому предстояло участвовать в экспедиции в Карском море. Но в Арктику идти не пришлось.


Началась Великая Отечественная война.
С первых же дней он добровольно вступил в ряды Краснознаменного Балтийского флота.

Пожелтевший от времени НАГРАДНОЙ ЛИСТ на флагманского штурмана младшего ОВР КМОР КБФ капитан-лейтенанта Радзеевского рассказывает о его боевой жизни:
«За прошедшую кампанию 1943 года в качестве штурмана провел 18 конвоев между Кронштадтом и Лавенсаари и 11 походов отдельных кораблей. Проводил первый и последний конвой.
 Штурманом конвоя назначался на наиболее трудные и ответственные конвои, как например,после постановки противником магнитных мин на основном фарватере, проводил конвои по 80-метровой протраленной в первую очередь полосе, работал зачастую в плохую видимость.»

 Капитан-лейтенанту Радзеевскому, имевшему опыт ледовых плаваний, было поручено обеспечение безопасного движения кораблей ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ 52-х ТЫСЯЧ БОЙЦОВ 2-ОЙ УДАРНОЙ АРМИИ И. ФЕДЮНИНСКОГО  С ЛИСЬЕГО НОСА ЧЕРЕЗ КРОНШТАДТ НА ОРАНИЕНБАУМСКИЙ ПЛАЦДАРМ.
   С этой задачей он справился.
 
 «Во время перевозок войск Ленфронта в Ораниенбаум, когда из-за тяжелых ледовых условий во льду застряло и осталось много кораблей и барж, работал по отысканию и выводу этих барж, за что получил благодарность от командующего КМОР.

  После полного замерзания провел три конвоя до острова Лавенсаари без трального обеспечения, проведя корабли точно по фарватеру в тяжелом торосистом льду.

   Когда большой буксир с баржой на трассе на Лавенсаари из-за штормовой погоды был снесен далеко с фарватера и попал на минное поле в пределах действия артиллерии противника, штурман, благодаря точному знанию плотности поля в различных местах, под ураганным огнем противника, вывел буксир с баржой по наиболее безопасным местам на фарватер.
 
   За проявленные находчивость, мужество, стойкость и самоотверженность при проводке караванов тов.Радзеевский удостоен правительственной награды орденом  «Отечественной войны 1-й степени».
                Начальник штаба ОВР КМОР КБФ капитан 1 ранга Шомраков.
14 марта 1944 года.»


    После разгрома гитлеровцев у Ленинграда советские войска гнали фашистов на запад. Вместе с линией фронта передвигались и те, кто был всегда впереди.
Это был «ЩИТ РОДИНЫ».

  Блокада Ленинграда снята, враг отброшен к Нарве. Восточный берег Нарвского залива наш, но у берегов осталось обширное минное заграждение. Заграждение противокатерное. Углубление мин около одного метра.
 
  24  июня 1944    года  Радзеевский   переведен  в  I бригаду    траления II дивизиона.
   Ежедневно и ежечасно, рискуя жизнью, зачастую вручную, очищали моряки воды Финского залива.

   В ночь на 8 сентября 1944 года Радзеевский вышел для выполнения боевого задания на флагманском тральщике-стотоннике.Тральщик подорвался на мине-ловушке.

  Семья получила извещение:
«…В БОЮ ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТЕЧЕСТВО ВЕРНЫЙ ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ, ПРОЯВИВ ГЕРОЙСТВО И МУЖЕСТВО, УБИТ 08 СЕНТЯБРЯ 1944 ГОДА.
ПОХОРОНЕН В МОРЕ.»

  Так погиб капитан-лейтенант Виктор Александрович Радзеевский, Почетный полярник, вдумчивый исследователь Арктики, отважный моряк.


                Дочь моряка –
Радзеевская  Наталья Викторовна

                               
                Список использованных источников.

1. Архивные документы. Центральный Военно-Морской архив г. Гатчина.
2. Ефимов М. капитан I ранга, зав. сектором истории русского флота ЦВММ. А имя осталось на карте//газета Рабочий Кронштадт, 1980г.-  26 января.
3. Маслеников Б. Морская карта рассказывает: Справочник –Москва, Военное издательство, 1986г.
4. Маслеников Б. Русские имена на карте мира//Морской сборник –Москва, издательство  Красная звезда, 1972г.- №7.
5. Маслеников Б. Полярный гидрограф.//ж. Вымпел, Министерство  Мор. Флота, 1985, июль, №13.

6. Николаева А. Гидрограф, капитан, полярник/газета Арктическая звезда, 1979.-29 августа.
     7.  Николаева А. Подвиг гидрографа//газета, Правда Севера, 1973г.-29 июня.
     8.  Троицкий В., действительный член Географического общества. Пролив
           Радзеевского//г-та Водный транспорт, 1973г.-10 апреля.