Французские зарисовки 5

Ирэна Левина
(продолжение)

В субботу я решила посмотреть поближе на тот самый собор, мимо которого мы шли в ресторан в первый день пребывания в Париже. Встала поздно. Есть не хотелось - я выпила кофе и пошла... К половине двенадцатого я подошла к собору, даже и не надеясь зайти в него. Мне почему-то казалось, что уже поздно и он будет закрыт... Без надежды на удачу, я потянула за ручку двери. Дверь оказалась незапертой и я вошла внутрь... Собор был переполненным, чего я никак не ожидала... Он оказался не маленьким, как показалось мне сразу, а довольно большим, просторным и высоким. В два ряда, справа и слева от центра церкви были скамейки, но почему-то никто не сидел. Приятным мужской голос читал молитву. Я еще ничего не успела сообразить, как всё сразу пришло в движение - прихожане заполнили проход собора, направившись к выходу и он сразу же наполнился голосами, вносящими оживлённость, превращая тихую, таинственную атмосферу собора в обыденность. Тогда я поняла - это был конец службы, потому все и стояли...

Буквально через пару минут прихожане стали выходить из собора один за другим. Я обрадовалась, что собор постепенно пустеет. Я хотела сделать несколько снимков, но не была уверена, что это разрешено, а без свидетелей вокруг спокойно могла бы это делать, никого не беспокоя... Люди проходили мимо меня, поворачивая то в одну, то в другую сторону - в соборе было две двери - справа и слева...

Я стояла в конце прохода, позади последнего ряда скамеек... Прямо передо мной был алтарь, только длинный проход между рядами отделял его от меня. Я простояла так какое-то время и вдруг неожиданно почувствовала, что постепенно освобождаюсь от своих дум, забот, тревог и посторонних мыслей, всё больше ощущая появившиеся спокойствие и мир... Я всегда чувствую это в церквях и соборах. Потому, наверное, у меня иногда появляются потребность и желание зайти туда, отключиться от всего мира, окунуться в другую атмосферу, почувствовав себя частью чего-то большого, чистого и светлого...

Я с восхищением смотрела на кафедральный потолок и мозаичные окна с изображением святых, медленно переводя свой взгляд с одного на другое... Архитектура и убранство собора были на удивление гармоничными - ничего лишнего или напыщенного. Невольно обратила внимание на множество деталей... Всё окружающее здесь меня было скромным, красивым и искренне радовало глаз. Мне стало уютно и тепло, я улыбалась... Уходить не хотелось...

Я медленно шла по серо-каменному собору вдоль стен, рассматривая скульптуры, мозаику, потолок, арки, колонны, подсвечники... Сколько лет было этому собору..? Когда его строили..? Кто строил..? Вопросов было много, но даже не имея на них ответов, я не чувствовала себя в чём-то ущемлённой... Несмотря на то, что собор был построен из мрачного камня, в нём не чувствовалось ни холода, ни отчуждения, обычно присущего подобному собору.

На стене, ближе ко входу, висело узкое и длинное полотно из тонкого материала, извещающее о приезде Папы Римского в Париж в сентябре... Опоздала... это было два месяца назад. Недалеко, в стене была плита, полагаю, говорящая о том, что здесь находится чьё-то последнее пристанище... С обеих сторон от плиты в рост человека, стояли фигуры женщин - наверное, святых, а может, ангелов-хранителей... хотя хранить здесь уже было некого... Тихо прошёл священник, слегка кивнув мне головой и улыбаясь - скорее всего, не хотел нарушать моего уединения... и я была ему благодарна за это - в такие минуты говорить совсем не хочется...

Погода была хорошая. И с двух часов я уже гуляла по городу... Сначала я решила поехать к Эйфелевой башне. Все эти дни, гуляя по городу, я видела её не раз, но только с расстояния - издалека, а мне хотелось посмотреть на неё поближе, постоять у её основания, насладиться видом Парижа сверху...

Моё пребывание в Париже совпало с президентскими выборами в Штатах. Вся Франция была заинтригована этим событием. Французы усиленно интересовались выборами. Подтверждение этого было видно невооружённым глазом. В некоторых местах на улицах были развешаны плакаты с Бараком Обамой, а те немногие французы, с которыми мне приходилось разговаривать, обязательно меня спрашивали о нём...

Я ехала в поезде. Напротив меня сидела пожилая пара, как видно муж и жена. Заранее продумывая свой маршрут на сегодня, я рассматривала карту Парижа, сверяя точки, отмеченные мною на карте - места, которые я планировала посетить в этот день. Поскольку я не читаю по-французски, разобраться с картой было не совсем легко. Но тем не менее, я надеялась использовать оптимальный маршрут экскурсии по городу - без долгих бессмысленных переходов от одной достопримечательности города к другой, прикидывая в уме, где начать осмотр и куда пойти после этого.

Вопросов у меня было много, а ответов - нет, я терялась в догадках... Наконец решилась обратиться к той пожилой паре, чтобы узнать на какой остановке мне лучше сойти и куда после этого следовать. Надежды на их вразумительный ответ почти не было, потому что те французы, к которым я обращалась с вопросами в течении этих дней, не говорили по-английски, увы. Каково же было моё удивление, когда мужчина ответил на мой первый вопрос на достаточно хорошем (с приятным французским акцентом) английском! Жена его в разговоре не участвовала, английского она не знала, поэтому мужчина время от времени кратко переводил ей суть нашего разговора. Она улыбалась и с интересом слушала... Я была рада. Гора - с плеч! Наконец-то нашёлся один француз, который был в состоянии понять меня! Наконец-то мне помогут разобраться, что к чему, и я точно буду знать, с чего начинать осмотр города и куда идти. Мужчина оказался очень приветливым. Поинтересовавшись о моих планах, он подробно мне объяснил, отмечая цифрами на карте, с чего начать и в каком направлении идти.

Такое облегчение! Я была нескончаемо счастлива, как будто выиграла в лотерею. Закончив детальное объяснение, мужчина стал задавать мне вопросы - откуда приехала, чем занимаюсь, есть ли семья... Я улыбалась, потому что обычно никто, кроме американцев, не вступает в разговор с посторонними и не задаёт вопросов. Это - чисто американская привычка - заговаривать с незнакомыми людьми, как будто им больше не с кем говорить! Потом мужчина спросил, за кого я собираюсь голосовать. Его также интересовало, какого мнения американцы об Обаме. Внимательно выслушав мои ответы, он выразил надежду на то, что всё-таки именно Обама станет президентом, уверенно говоря о всеобщей симпатии французов к нему... Потом уже, гуляя по городу, я не раз убеждалась, что так оно и было. Здесь продавались майки с портретом Обамы...

Сойдя на нужной остановке и выйдя наверх, спросила проходящих мимо молодых людей в какую сторону идти. Мне показали и я направилась в указанном направлении... Парижане - народ приветливый, но, как я уже заметила, немногие говорят по-английски. Мне часто встречались люди, пытающиеся ответить на мой вопрос, но из-за незнания языка, так и не сумевшие этого сделать. Но тем не менее, было видно, что они старались понять и были полны желания помочь незадачливому туристу...

Встречались и такие, которые вовлекали в разговор других проходящих мимо парижан, надеясь на их знание английского. И тогда, создав небольшой круг из четырёх-пяти человек, мы пытались выяснить, как лучше пройти к тому или иному зданию, как попасть на опредёлённую улицу... вернее, пытались они, а я терпеливо ждала вынесения "приговора". Закончив первую часть дискуссии - определение кратчайшего маршрута и принятие решения воплощения его в жизнь, они переходили ко второй части разговора - попытке объяснения всего этого на в меру ограниченном английском так, чтобы это было доступно и понятно для англоговорящего человека. Помогая друг другу в подборе английских слов, они с удовольствием ознакамливали меня с планом передвижения по городу - от одного музея к другому, от одного памятника к следующему... И даже несмотря на то, что во Франции американцев не очень жалуют, мне было вдвойне приятно...

Пройдя мимо высотных домов, киосков и небольших магазинчиков, я неожиданно вышла в парк и сразу же увидала её, красавицу-башню, когда-то считающуюся самым высоким зданием в мире, построенную через 100 лет после Французской Революции и простоявшую здесь с 1889 года. Я оказалась в парке, сохранившем свою зеленость даже в ноябре. Парк почему-то был почти безлюдным. Те, кто гуляли в нём, выглядели бывавшими здесь не раз... На одной из скамеек, мирно переговариваясь друг с другом, сидела молодая пара. Казалось, что они пришли сюда отдохнуть или просто посидеть вдали от множества посторонних глаз, не привлекая ничьё внимание. Не торопясь, с ребёнком в коляске, наискосок небольшой поляны парка, шла направляясь в сторону жилых зданий молодая женщина. Неожиданно мой взгляд остановился на клоуне. Видимо, он закончил развлекать прохожих и собирался уходить. Он был грустным и непохожим на других клоунов. Не видя его выступления, мне было трудно определить причины его грусти - может, это было его амплуа, и еще не успев "выйти"из образа, он с грустным выражение лица собирал свои вещи, надеясь наконец покинуть парк, а может, просто закончив выступление, отключился от только что законченной работы и окунулся в насущие проблемы, задумавшись о жизни... Он видел, что я фотографировала его и не улыбался. Мне подумалось, что за целый день его и без меня столько раз фотографировали, что он, устав от частого позирования, теперь даже и не пытался сделать подобие улыбке на лице. Мне стало его жаль - грустный клоун и жизнь его, похоже, далека от клоунады... я вдруг загрустила вместе с ним.

... А вечером я возвращалась в отель и вновь проходила мимо собора. Неторопливо-устало шла по вымощенной камнем полупустой улочке. Тихо и мирно стучали мои каблуки, отдаваясь эхом вокруг. Вдруг прямо над головой медленно зазвонил низким бархатным и слегка приглушённым голосом колокол... совсем, как голос человека - уверенно-спокойный и доверительный - голос, который, казалось, слышала только я и никто другой, голос, который звучал только для меня... Било десять часов... Я отошла в сторону от собора, чтобы увидеть его не частично, а целиком, "во весь рост". Он смотрелся прекрасно - с ночной подсветкой желтовато-оранжевого и голубовато-белого цветов. Чётко светились, освещённые в верхней части собора, часы. Я не удержалась и сфотографировала собор, но, к сожалению, фотограф из меня никудышный - снимок получился очень тёмным. Да и ни одна фотография, как бы профессионально она ни была бы сделана, не сможет передать всю красоту увиденного мною ночного собора.


Часть 1 здесь -  http://proza.ru/2009/07/16/917
Часть 2 здесь - http://proza.ru/2009/07/19/281
Часть 3 здесь - http://proza.ru/2009/08/02/203
Часть 4 здесь - http://proza.ru/2009/10/26/144