Голоса

Екатерина Стрелец
 Изначально это задумывалось как литературное произведение. Но потом была попытка сделать из него сценарий. "Получилось чудовищно, как и любой компромисс". Поэтому, если вас не затруднит, после прочтения, оставьте рецензию, в которой посоветуйте, как привести его к единой форме.





ГОЛОСА

1.
Поздний вечер. Конюшня спортивного клуба. Тусклый свет. Мальчик-каскадер и девочка-конюх сидят на диване в конюховке и курят. Мальчик спрашивает:
- А чего бы тебе по настоящему хотелось в жизни?
- Я хочу видеть с закрытыми глазами.
- И все? - улыбается. Берет полотенце и завязывает ей глаза. Достает карты, она вытягивает из веера одну, пробует кончиками пальцев наощупь:
- Дря-а-ань. -швыряет в угол. Он:
- Та-а-ак, хорошо. А теперь пошли.
Они вместе начинают ходить по конюшне, она впереди, он сзади.
- Так, ну все, все, хватит, хватит.

2.
Раннее утро. Конюшня. Девушка-конюх заканчивает уборку, дометает из прохода между стойлами опилки. Играет “Наше” радио. Она достает из пачки сигарету – в это время по радио Цой начинает петь про пачку сигарет. Дальше Шахрин поет песню, из  которой девушка вычленяет для себя очередную ключевую фразу: “завяжи мне глаза”. На этой фразе она берет полотенце, завязывает глаза и встает спиной к двери в аммуничник. Так она еще какое-то время слушает радио, причем  заметно, что прослушивание вызывает у нее очень сильные внутренние переживания. У нее  дрожат и  подкашиваются колени,   и время от времени она тихонько начинает сползать по стене. После очередной  попытки принять ровное положение она даже не падает, а как-то мягко сползает в обморок на цементный пол. Очнувшись, не понимая, где она, стягивает повязку с глаз и, поняв, где, издает громкий истошный крик. Испуганно заржала в стойле лошадь. Кажется даже, что вздрогнули  стены .
Второпях она снова натягивает повязку, поднимается с пола и занимает исходную позицию.
Через какое-то время дверь в конюшню открывается. Со стороны улицы видно, как из двери, как из бани, вываливают клубы накопившегося за ночь конденсата. Входят спортсмены,  застают девушку в той же позе.
Спортсмены озадаченно смотрят, начинают задавать ей вопросы.:
- Что случилось?
- Ты нас слышишь?
Она никак на них не реагирует.
Переговариваются между собой:
- Кому-то надо сказать...
- Куда-то надо позвонить...
Одна девушка тянет руку, чтобы то ли выключить, то ли убавить радио, но девушка с завязанными  глазами, не видя, но чувствуя это движение, издает слабый стон протеста. Пытавшаяся выключить радио, нерешительно убирает руку.
Через какое-то время входят двое санитаров психиатрической помощи.

3.
Приемный покой психиатрической больницы. За столом врач, медсестра и девушка.
Врач:
- Ну а вы можете сейчас вот объяснить, с чего начались ваши , скажем так, необычные действия?
- Да. С того момента, как я произнесла фразу “я хочу видеть с закрытыми глазами”
- И что вы увидели?
- Ну, сначала я просто стояла и слушала радио и каждая песня или какой-либо отрывок  напоминал мне моих знакомых или какую-либо ситуацию из моей жизни. Потом начали возникать более отвлеченные зрительные образы, и  постепенно я пропустила через себя все ужасы и всю красоту этого мира. Потом образы постепенно закончились и сквозь повязку б виден был только свет, прекрасный, белый, чистый. С закрытыми глазами не рассмотреть детали, зато видно главное: виден свет. Он как улыбка Джоконды, и ты сама становошься  этой улыбкой  и ощущаешь ее на своем лице, и понимаешь, что наш мир одновременно и уродлив и  красив. С закрытыми глазами я  смогла рассмотреть истинную красоту жизни.
Врач (медленно, с расстановкой, акцентируя каждое слово):
- А теперь скажите мне, как вы думаете, для чего вы находитесь здесь?
Задумчиво-рассеянно, как в трансе:
- Наверное, для того, чтобы и здесь увидеть  красоту, в этом, казалось бы, в одном из самых малоподходящих мест.
- Спасибо, я вас поняла.

4.
Санитар ведет девушку по узкому больничному коридору, напоминающему крысиный ход. На ней белая больничная сорочка и поверх грубый серый халат, который выдают всем, кого помещают  в надзорную палату.
Голос девушки за кадром:
- Я родилась с открытыми глазами и криком, от которого заржала лошадь и задрожали стены конюшни. И первое, что я сделала -- я завязала глаза. И тогда у меня открылись уши, и крик мне пригодился ! ! !
Потому,что с тех пор я постоянно слышу голоса.
Я слышу свой голос: то, что я говорю или буду говорить.
Голоса людей: то, что они мне говорят или могли бы говорить.
А так же голоса животных и растений.
И я вижу картину мира :
Я вижу его таким, какой он есть и таким, каким он мог бы быть.
И голоса дают мне знаки, а я делаю и говорю только то, что они велят мне: то, что они просят или могли бы просить.
Потому что хочу видеть мир не таким, какой он есть, а таким,  каким он мог бы быть.
Я вижу, как могло быть лучше, но вам я покажу, точнее прокричу, как есть.
И если в моем крике Вы услышите Их голоса и будете плакать и смеяться вместе с Нами -- спасибо.

5.
В КОРОЧКЕ ХЛЕБА.
Я верю в то , что есть Бог. И живет он во "Всемирной паутине" - коллективном разуме человечества. И в то,что все мы люди-компьютеры - подключены к одному серверу. А времени нет, или же оно не линейно. Или же линейно, но возвратно, потому что ответы часто опережают вопросы.
Итак, я верю в то, что Бог есть.
А увидеть его можно в самых неожиданных местах и самых маленьких предметах.

Бабушка всегда говорила:
- Хлеб выбрасывать грех. Я не придавала значения ее словам - редко кто слушается бабушку.

Люда Уколова -  очень маленькая, седая, неопределенного возраста - садится на диванчик рядом со мной. Из кармана халата достает кусок хлеба, разламывает на две части. Смотрит на одну - показывает мне:
- Девочка,что ты здесь видишь?
- Хлеб.
- А лик божий ты здесь видишь?
Я посмотрела и не увидела. Может,потому что, как мне сказали, она - больной человек. Или потому, что я больной человек. Или потому, что "мы все давно сошли с ума". Неважно. Но с тех пор я больше никогда не выбрасываю хлеб.
А она действительно была не в себе: однажды я смотрела, как она, стоя на коленях перед дверью в туалет, крестится и целует землю (ну, то есть пол).В этот момент подошла санитарка и, выругавшись матом, дала ей пинка под зад.

Какой-то период жизни я каждый день ходила на работу на Леннаучфильм. И каждый день проходила через ворота Александро-Невской Лавры. Не потому, что так было ближе, так было дальше. Но мне нравилось ходить именно так. Единственное, меня что смущало - это то, что я иду на работу тем же путем, которым люди идут к Богу. А потом подумала,что может быть я на работу иду как к Богу. И на этом успокоилась.


6.
БАБУШКА ТАМАРА
В один и тот же  день вместе со мной в одну в палату положили пожилую женщину. Пребывала она в полном неадеквате, бормотала бессвязные, обрывочные фразы, смысл которых был понятен только ей. Лежала на кровати в какой-то неудобной позе, свесив вниз тонюсенькие ножки в подтеках фикалий, которые болтались как-то безвольно и веревкообразно, и время от времени переворачивалась, находя еще более неудобную позу, так, что при этом одеяло все время падало, а халат задирался выше талии.
У меня, почему-то  даже не возникло сомнений, что это — алкогольный делирий. А оказалось, что просто сахарный диабет в такой тяжелой форме.
Первая осмысленная связная речь, которую я от нее услышала, когда она чутка пришла в себя, звучала так:

В ледяном замке....
На высоком ледяном стуле...
Сидит ледяная дева...
Богу молится!!!...

Дальше последовали слова молитвы, которые я не запомнила и пожалела, что нет при себе диктофона.
Причем весь этот монолог, как и все последовавшие за ним читался медленно, нараспев, с какими-то былинными интонациями сказителя. И уже через несколько дней, проведенных вместе с ней в одной палате, я непроизвольно переняла эту былинно-сказительную манеру повествования и она прочно укоренилась в моей повседневной разговорной речи.

Внешность ее тоже стоит описать:
Тяжелые с проседью волосы по плечо, при повороте головы медленно и плавно, как в замедленной съемке, нехотя и лениво спадали на красивое лицо,  красота которого заключалась в глазах, а точнее не в них самих, а во взгляде, характерная особенность которого — это одновременная направленность в бескрайнюю даль пространства и в бездонную глубь себя (наверное такой эффект дает близорукость + процесс вспоминания или представления себе чего-то внутренним взором), но эффект совершенно магнетический. При этом вдальнейшем, когда я попробую воспроизвести как можно ближе к тексту ее последущие монологи и диалоги, произносимые на разные голоса, надо обязательно учесть и хорошо себе представить, что голосами то она говорит разными, а мимика при этом не меняется и лицо остается застывшим, как маска. В общем ощущение полного транса.
После молитвы через какое-то время она как-то плавно и незаметно соскользнула на кулинарную тему:

(Мечтательно)
Вот раньше блины пекли...
Берешь этот блин, смотришь сквозь него на солнышко... Дырочки считаешь....  Сколько дырочек — столько денежек будет...

Сейчас бы курочки поесть...
Эх Кир Михалыч...
Сидишь ты, Кир Михалыч, сейчас у памятника — пиво пьешь!!!
А Бабушка твоя в больнице!!! Бабушке кашку принесли (саркастически)!?!?! А из чего же сделана эта кашка?!?!?! То что без любви сделана, это понятно.... А вот из чего??!... (задумчиво помешивая в тарелке ложкой).
Это наверное птичка пролетела, и теперь у Бабушки в тарелке кашка.
А вот из чего же сделан компот?... Компот это или моча пьяного ежика?...
Поднимает стакан на свет и внимательно смотрит в него.
Да, это моча пьяных ежиков и немного красителя для цвета.
Да-а-а....  Из чего компот сделан я поняла...   А вот про кашу не могу ничего точно сказать. - Отставляет тарелку в сторону. Ложится, отворачивается в сторону.
Я научусь и буду дома так готовить, чтоб ты, Кир Михалыч, понял, каково здесь твоей Бабушке...

Дальше в полубреду разговаривает с каким-то воображаемым собеседником, который готовит уху:
-И перчику положи...
Я отвечаю за него:
- Уже положила.
Соседи по палате тихонько посмеиваются.
- И лист лавровый...
- Тоже положила, - говорю. Во время этого диалога я сижу за столом и ем больничную еду, которая всегда почему-то состояла большей частью (процентов 90) из вареной капусты и случайно издаю звук по тарелке аллюминиевой ложкой.
- Ой!!! Кто это так грохает?!!
- Да это я на соль пробую.
- Ну и как? Соли достаточно?
- Достаточно.

Ее навещал муж, и по тому, как они общались, было видно, что он влюблен в нее, как и 30 лет назад. Это была трудолюбивая семья пенсионеров. Кир Михалыч каждый раз приезжал к ней с дачи и уезжал на дачу, второпях рассказывая о том, что там еще нужно сделать. Привозил ей все что она требовала, вплоть до черной икры, хотя она почти ничего не ела и выполнял любой ее каприз:
- Старик!... Не мелочись... Дай тысячу!!!
- Но я же тебе в прошлый раз давал, а ты ее уже куда-то потеряла.
- Не мелочись, старик!!! (С надменно-пренебрежительным пафосом)
- Хорошо, вот возьми, только спрячь куда-нибудь понадежнее.
Кроме Кира Михалыча к ней часто заходил сын. И при этом она постоянно вдавалась в рассуждения о том, что она никому не нужна, каждый раз подводя итог фразой:

- Все, Бабушка.... Заворачивайся поплотнее в памперс — кончились твои дни...

Как-то раз после того, как родственники ушли, она вышла босиком на центр комнаты, как на сцену, и выдала нам следующую историю:

А теперь я вспомнню молодость!!!.... (лукаво-заговорческим тоном) ....вспомню молодость:
Иду я однажды по тротуару, иду..... - останавливается машина — красивая такая, черная, блестящая.... ....иностранная какая-то!
Открывается дверь - выходит мужчина - красавец!!! Элегантный, костюм на нем хороший.
Говорит:
- Вас подвести, девушка?
Ну а я ему:
- А почему ж не подвезти.?
Сажусь в машину, едем. А я ведь тоже тогда красивая была. Он говорит мне:
- Вы меня простите, а вы не могли бы шляпку снять, хотелось бы посмотреть на ваши волосы?
А на мне тогда кубанка такая была... Кубаночка.
Я говорю:
- Да отчего ж не снять?
Снимаю я свою эту кубаночку, а под ней у меня вокруг головы коса обмотана.
Я как кубанку то сняла, коса и упала вниз! (А волосы у нее такие, что в кулак не помещаются, это я по личному опыту знаю, когда пыталась ее вечно падающие на лицо пряди в хвост собрать)
- Он прямо ошалел от увиденного:
- Вы знаете, вы просто не поверите, - говорит, - я всю жизнь мечтал жениться на девушке с длинными волосами.
Тут же мне прямо в машине и предложение сделал. Назначил свидание через неделю.
Я пришла к куме, рассказываю ей все это, сидим а сами водочку пьем, чтоб такое событие отметить и пельмени едим.
А на следующий день заболел у меня живот.
Отвезли меня в инфекционное. А у меня же свидание через неделю.
Кума мне и говорит: на инфекционном тебя продержат дней 30, не меньше. Поэтому, когда придет врач, будет осматривать тебя, здесь щупать будет, там будет щупать, ты кричи — и здесь болит, и там болит, подумают, аппендицит, просто разрежут, зашьют, и быстренько выпустят. Так я и сделала: врач приходит, щупает, страшивает:
- Здесь болит? А здесь болит?
А я ему:
- И здесь болит, и там болит, - и прямо корчусь от боли.
Ну разрезали, зашили, выписали, но на свидание я все-таки опоздала и больше мы никогда не встречались.

А еще как-то раз уже недавно — сижу я на остановке — подсаживается ко мне пенсионерка — блузка в рюшах вся такая, юбка прям цыганская - интересная такая вся собой. Говорит:
- Как вы думаете, сколько мне лет?
Я ей:
- Мадам, не знаю, сколько времени.
Попросила она у меня денег на билет. А я испугалась сумочку открывать, побоялась, что обманут, ну и не дала. А теперь жалею. Села я в свою маршрутку и уехала. А теперь где ее искать, пенсионерочку мою? Ищи свищи, как ветра в поле. Ходи, ищи, да приговаривай:

Надломился стебель тонкий,
Тучка пролилася,
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .. . . . .. . . . . .



7.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
Тамара Корбут - моя Жаба и моя Царица, мой лучший друг после Лены,. А Малыш, как говорит Корбут - ее лучший друг, после Гитлера. Внешне она действительно очень похожа на своего друга Гитлера: рыжая копна "а ля Гитлер-югент", усики - побочный эффект нейролептиков, широко расставленные ноги, тугой живот, вставная челюсть.Ее возраст неизвестен, и это не играет роли. Ее постоянный адрес -- не дом и не улица, а Скворцова и Степанова. Высунув палец через решетку окна курилки, она орет :
-- Это там -- плохо ! ! ! А у нас -- хорошо ! ! ! -- Это они сумасшедшие ! ! ! -- А мы -- нормальные ! ! ! Поэтому мы здесь ! ! ! -- Я не хочу туда ! ! ! -- Там -- война ! ! ! Там людей убивают ! ! ! А у нас здесь -- коммунизм, у нас все -- общее ! ! ! -- Ты расскажи им всем ! ! !

Это происходило в тот день, когда на нашем отделении решили организовать творческий вечер. Лена быстро переименовала его в день Дурака.
День Дурака -- это, когда все наоборот: обычно эпицентр сосредоточения так называемых Леной "дураков" - находится в той части отделения, где распологается курилка, туалет и столовая, в которой происходят свидания с родственниками. А в другой половине, в комнате отдыха в это время остаются побыть в тишине и посмотреть телевизор люди, не столько больные, сколько одинокие и оставшиеся на обочине жизни, к которым никто не приходит -- кто-то с родственниками не смог ужиться, кого-то обманули, продав квартиру и оставив без жилья, т.е. их давно бы уже выписали, если бы было, куда. А в этот день все было наоборот -- " дураки" - готовятся в комнате отдыха. "Не дураки" -- в туалете и курилке.
И перед самым началом вечера в туалете я красила свою Царицу хной, а она, абсолютно голая, склонившись над биде, орала:
- Мы не пойдем туда ! ! ! Там дураки одни ! ! ! А мы будем здесь выступать ! ! ! -- Хочешь -- я тебе почитаю? ! !
А я в ответ на эти реплики поглубже опускала ее голову в биде, сопровождая матом свой вопрос :
- Ты можешь не вертеться ?
Лена навсе  это шоу смотрела из угла, где курила, сида на корточках и молча улыбалась. В общем обстановка была такая, как будто бы праздник уже начался.
Впервые это стихотворение я услышала от Корбут в курилке. Она читала его мне, размахивая окурком, стоя на широко расставленных ногах в памперсе и лифчике, туго набитом сигаретными пачками, даже не прерываясь обычными репликами :
- Ой !.. Обосцалась опять. . .
Или, хватаясь то за одну грудь, то за другую -- одну под мышку, другую за шиворот :
- Где мои сигареты ? ! ! . . . Я опять пачку потеряла -- ты не видела ? ! ! . . .
Она закончила читать, и я расплакалась.
Когда процесс окрашивания завершился, голая царица с головой, увенчанной казенным полотенцем, гордо распрямилась над биде :
- Нет, я пойду ! ! ! Я так пойду ! ! !
- Ты б хоть оделась . . .
Войдя в зрительный зал в трико, бюстгалтере и тюрбане из полотенца, сорванным от постоянного крика голосом она сходу начала свой монолог вне конкурса со слов :
- Однажды, когда я была в гостях у подруги . . . и зашла в туалет . . . там на клочке газеты я прочитала одно четверостишие . . . И я запомнила его на всю жизнь ! . . И я вам его сейчас прочитаю .
Дальше на протяжении минут пяти она читала стихотворение Эдуарда Осадова . Дикломация сопровождалась периодическим выскакиванием челюсти и гомерическим смехом Малыша. Закончив читать, она расплакалась сама и, махнув рукой в сторону больных и персонала, -- Ну вас на ***! -- выбежала из зала.
Поняв, нельзя оставлятьтаким финал, я тоже решила выступить со своей  историей про   хлеб. Покинула сцену примерно так же, только без мата.
Я не знаю, к чему я все это рассказываю. И какой должен быть итог. Но чувствую и знаю, что должна "рассказать вам всем". А Гитлер здесь вообще не при чем. Скорее здесь Фидель и Че-Гевара. И я еще хочу сказать, что я просто наивно хочу, чтобы все это когда-нибудь кончилось. Или чтобы когда-нибудь весь мир сошел с ума. И больше не было войны. И чтобы все было общее.


8.
СИРЕНЕВАЯ КОШКА.
 Лариса Шарагина лежала безвылазно лет с двадцати с небольшим и до недавнего времени.
Иногда в курилке она читала свои стихи. По-моему хорошие. Я помню только как начиналось одно:

Детство - детство, где твои ладошки,
Те, что гладили меня.
Нарисуй сиреневую кошку,
Греющую лапы у огня.
Я нарисовала ей сиреневую кошку, иногда осторожно гладила ее по коротко стриженному затылку. Ничего большего сделать для нее не могла.
У нее был муж, который пропал в Чечне и сын, который приходил к ней не чаще раза в год. Не потому, что он такой плохой сын. У него с детства не было матери. Болезнь отобрала ее у него. Поэтому навещал он видимо какого-то чужого для себя человека. А она всегда очень радовалась, гордилась, хвасталась всем:
- Алешенька ко мне приходил! А муж у меня красивый был, высокий, под два метра ростом! На мотоцикле меня катал, а волосы у меня длинные были, по пояс, вот такие!
А все остальное время либо тихо ныла, либо громко кричала:
- Плохо мне — плохо! Сковывает меня — сковывает! Лекарства тяжелые, доза большая! От галоперидола всю спину перекосило! Раньше ровная была! А сейчас вся кривая!
А недавно я узнала, что она умерла. Говорят «по общему состоянию, тромбы в легких и еще много чего». Да, наверное много от чего, а главное — от одиночества и никомуненужности в этой жизни.


9.
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ.
- Лена,может статься так, что ты - это моя галлюцинация?
Минутная пауза - рассеянный взгляд сквозь очки, после этого - громко, отчетливо и убежденно:
- ДА ...
Пауза.
-Но ведь это НЕ ТАК?...
Еще через какое-то время:
- Подожди, у меня же было какое-то доказательство... Мы ж уже придумывали...с Верой... Нет ... сейчас уже не вспомню.

Если бы у меня действительно были галлюцинации, я б даже и не усомнилась в том, что это ТАК . Потому,что человек, старше меня лет на 15, с которым я прежде нигде и никогда не встречалась, в разговоре употребляет те же выражения, обороты и интонации,что и я, выражая мысли, свойственные мне. Поэтому и "лезут в голову странные мысли", что либо она - моя галлюцинация, либо я - ее; либо она и я - это один человек, у которого раздвоение личности, либо наоборот - у нас на двоих одна личность.
С одной стороны согревает такое единство и родственность душ, с другой вызывает не то, чтобы страх, но просто жутковато как-то. Как-то немного не по себе - как будто сама с собой разговариваешь. Поэтому разговаривать с ней я старалась поменьше, хотя бы потому, что выписаться все-таки хотелось.
Конечно, нейролептики, несколько искажают чувство реальности, зато сейчас я точно могу сказать, сомнений нет, она настоящая!


10.
Эпилог.

ЗЕРКАЛО МИРА.
Иногда, когда очень просят по телефону, я захожу в психо-невралогический диспансер, куда мне надлежит являться гораздо чаще чем иногда, а именно раз в три месяца. Зеркало я нашла в одно из таких посещений. В высоту больше человеческого роста, оно стояло во дворе психдиспансера и вокруг не было ни души, кроме двух молодых строителей у строительного забора, занимающихся своими строительными делами и не имеющих вообще никакого отношения к диспансеру. Я подошла к ним и спросила :
- А это зеркало нужное или его выбросили?
Они начали переглядываться и хихикать, но тут, раздвинув их, вышел строитель постарше, видимо их бригадир, и авторитетно и с достоинством заявил:
- Его выбросили, но оно нужное.
- Так значит выбросили? Следовательно ненужное.
- Что значит ненужное?! Я же вам объясняю : его выбросили, но оно нужное. Вы сами в этом убедитесь. Вы увидите: сейчас пойдут люди и будут в него смотреть.
Прихожу в диспансер.Оказывается, у меня сменился участковый врач. Смотрю на нее, а думаю про зеркало, волнуюсь очень, что кто-нибудь перехватит.
А она мне с ходу, так серьезно и строго:
- Вы же понимаете, что, если не будете принимать таблетки, вы снова окажетесь там? Вам там понравилось?
- А что за нововведение? Я уже много лет не принимаю никаких таблеток.
Тут ее осенило мою карточку открыть. Читает запоем:
- Ой, как про вас интересно пишут!
После такого комплимента я еле удержалась ей ответить: " Ой, да что вы, это всего лишь бледное переложение, вы бы слышали в оригинальном исполнении!". Но, по времени чувствую, разговор пора заканчивать, все-таки зеркало же...
Выхожу во двор -- оно стоит ! ! !
Я попыталась его приподнять и поняла:
Что его невозможно никуда отсюда унести. Потому, что сейчас прийдут люди. И будут в него смотреть. Потому, что оно действительно нужное. И не нужно тащить его домой. Нужно просто иногда, проходя мимо, остановиться и посмотреть в ЗЕРКАЛО.