Новое в языкознании

Станислав Стефанюк
Станислав Львович Стефанюк

  "НОВОЕ  В  ЯЗЫКОЗНАНИИ"

Как обычно, по понедельникам с шестнадцати, мы — это “ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ“ - заседали в выделенной нам
комнатке  на   втором   этаже  и   ..."занимались    творчеством!" Занимание это заключалось в попеременном чтении того, что удалось кому-либо сочинить за прошедшую неделю: стиходелическое либо прозаическое, либо обсуждали локальные новости из доступного нам локального мира стихо - или прозотворчества... Достаточно плотно упакованные вокруг составленных в ряды столиков, мы по-существу сидели насупротив друг друга, хорошо видя и слыша каждого выступавшего...
За нами присматривал наш „мэтр“, сидевший в торце и офлангованный преданными помощниками: справа Прозаиком #1,
а слева - Поэтом #1... Фланкирующие авторитеты следили и бдили, поддерживая временами угасающий огонёк «принципиальности и борьбы за качество»... В этот небычный (как выявилось позже) засе-дательный день и я сидел напротив самой просвещённой Поэтессы нашего Клуба и просматривал принесённые мною каракули, готовясь зачитать очередной шедевр...
Что-то мне мешало сосредоточиться, не кто-то, а именно что-то, причём не извне меня, а изнутри... И не банально физиологичное, а как бы ментальное! Что-то очень нужное для выступления я не мог вспомнить, хотя знал, что ОНО было, и было детализировано, но не записано... И ЭТО что-то гуляет где-то по закоулкам сознания, но никак не хочет явиться  для доклада...
Я перечитывал написанное на листках, бродил по ассоциациям, вспоминал отвергнутые варианты - всё помнилось, кроме...
   И вдруг лёгкое прикосновение ЧЕГО-ТО к моему правому виску (я автоматически посмотрел вправо, но никого, кроме сидящей
в полуметре –  коллеги –  всеми любимой детской поэтессы) не обнаружил... Ощущение касания не исчезало - словно воздушный шарик - абсолютно невидимый, но осязаемый - болтался у моего виска - не уходя, но и не проявляясь как-нибудь телесно...
Хотя нет!  Мне показалось, что нечто вроде детского мыльного пузыря, мелькало в поле зрения моего правого глаза и именно справа в обзоре, но нечётко, хотя и непрерывно...
Я полумашинально провёл по виску   ла-донью - то   ли   что-то и её  коснулось,  то  ли мне показалось, но контакт не прервался... Контактирующее НЕЧТО явно было  рядом,   явно было   невидимо  для  других,   явно  не   собиралось   исчезать  и  явно (почему-то я почувствовал печёнкой) было безопасным... Но вспомнившаяся искомая вариация стиха меня отвлекла от пузыря, хотя и не надолго...  Подошёл мой черёд выступать, я озвучил очередной  свой  вклад в  российскую  словесность,   обсудил два традиционных пустячных замечания (по форме) и в очередной раз не услышал ни одного соображения по существу темы... Однако, опустившись на сиденье стула, я вновь увидел у правого глаза настырного пульси-рующего контактёра...
   „Весёленькое дельце“, подумалось мне, но тут был объявлен перерыв на чаепитие, все творческие работники и им сочувствующие дружной ватагой повалили кому-куда срочно потребовалось... Я остался один, пытаясь сосредоточиться на новом ощущении - и был вознаграждён!
   Откуда-то справа, то ли от виска, то-ли прямо в ухо мне стало слышно что-то вроде ворчливого, стариковского бормотанья!  Слегка скребущий, хрустящий, не слишком обогащён-ный привычными модуляциями живого  человеческого голоса, но и не металлически роботизированный псевдоголос, слегка меланхолично разговаривал то ли сам с собой, то ли с кем-то близким (не повышая громкости ни на йоту –  то-есть на долю децибеллы)...
  Я начал прислушиваться, и тут   Голос сменил   интонацию:  он потеплел, хотя и  не   стал „моложе“, и вдруг я услышал нечто, обращённое непосредственно ко мне!
  – Так вы теперь меня хорошо слышите, Станислав Львович? –  И дальше, почти без перерыва:
–  Мне кажется, Вы меня начинаете различать справа...А теперь я перемещусь к левому уху. Через  секунду в левом ухе прозвучал тот же Голос:
 –  Слева у Вас повреждена ушная барабанная перепоночка и не все
частоты равнозначно и сбалансированно доходят до Вас!
   Я кивнул, не зная: отвечать ли мне в–голос, или промолчать, но кивнуть согласительно... Голос продолжал, не меняя, хотя и дружественной, но по-стариковски покровительственной интонации:
  –  Не надо не только громко со мной разговаривать (хотя и не возбра-няется), но даже вообще шевелить языком или напрягать голосовые связки...  Я отлично прослушиваю Ваше молчание...
   Но тут в клубную комнату той же гурьбой ввалились отдохнувшие – то есть накурившиеся, насплетничавшиеся, успокоившиеся и облегчившиеся во всех смыслах литераторы...
Я поневоле отвлёкся, а когда вспомнил о контактёре - никого уже не было ни ввиду, ни на слуху... 
 Была ли то галлюцинация (на почве поэтического переутомления)? Вряд ли... Осталось только ждать... Но ждать пришлось не так уж и долго... Через день мне понадобилось выехать из моего Кройцберга по литературным нуждам на самый восточный край Берлина... U-Bahn, затем S-Bahn, далее трамвай, затем Bus - всё по московским, всё ещё не позабытым, меркам достаточно комфортно, но так же нудно и скучновато... И вот где-то между Ostkreuz и Landsberger-allee я вновь увидел знакомый контур мыльного пузыря и тут же прозвучало приветствие владельца знакомого голоса...
  –  Позвольте ещё раз поприветствовать Вас, уважаемый Станислав Львович... Мне бы не хотелось Вас беспокоить в рабочей обстановке (как в прошлый раз), а сейчас у Вас явно свободное, и достаточно спокойное время - минут двадцать - двадцать пять ...
  –  Я попробую прояснить новую для Вас, да и для меня, ситуацию и упростить дальнейшие наши контакты... Разрешите, наконец, представиться:
    –  ЛУДИСЛАВ...  — Это одно из моих имён и оно в определённой степени объясняет нашу встречу...
….Я задумался и быстро вспомнил это имя, вычитанное полвека назад в берестяной грамоте средневекового Новгорода... Имя явно древне-славянское, не затасканное былинами и мифологией... Впервые я увидел его в той древней, коричневой от долгого лежания во влажной ногородской земле скрученной в рулончик берестяной коры.  В удалённые от нас на пять-шесть столетий времена береста была самой демократичной и распространён-ной  „бумагой“, на которой выцарапывались древнеславянские буквицы... Писали все, от маленького шустрого школяра до рядового мужика и его жены, простой, но грамотной русской бабы...
  ЛУДИСЛАВ –  Не уверен, что Вы, Станислав Львович, знаете, что вместе с той берестяной грамоткой из культурного слоя пятнад-цатого века извлекли на Божий свет и меня - безвестного для Вас - да и для других –  фантома Русского языка... Помните древнюю арабскую сказку про джинна, запертого в лампе? Что-то подобное случилось и со мной, только я был не засмолён, а закопан, засыпан, замурован в болотистой новгородской почве...И Вы - младший научный сотрудник археологической экспедиции профессора МГУ Артемия Владимировича Арциховского освободили меня! Полвека я искал Вас и лишь недавно, в фондах Румянцевской библиотеки, я наткнулся на Ваши прозаические воспоминания - и я рад, что и Вам дороги эти месяцы трудов в раскопе на Великой улице древнего Новгорода! Простите за пафосность, но иначе я не могу и выражать свое благодарение Судьбе, направившей студента - химика на поиски подземных «сокровищ».
   Я выслушивал эту взволнованную тираду и не знал, как реаги-ровать... Наркотиков я не принимал никогда, «косячком» не баловался, кроме валерьяновых таблеток ничем себя не успокаивал (не считая коньячка, да и то умеренно и редко)...В психушке не обследовался, да и с психами не общался (не считая обычных неврастеников, хотя, как говаривала одна из моих бабушек:
— «В каждой квартире есть своя психичка!»)... Головку не ушибал...Какого лешего ко мне пристал этот глюк?
 ЛУДИСЛАВ — Да не –  глюк – я вовсе, дорогой Станислав Львович! Не терзайте себя... Просто вы, нормальные люди - нас не видите и не слышите, а мы всюду, и вокруг вас, особливо одарённых какой-либо творческой способностью, нас хоть пруд-пруди... Иногда мы даже мешаем друг-другу - уж больно многоталантливые человеки попадаются...
–  Это что-же - Вы - вроде Души? –  уже мысленно включился я в беззвучный диалог?
ЛУДИСЛАВ –  Нет! Душа - это близкое нам по материальной структуре, но иное по содержанию существо... Мы родственники, точнее - мы родственны ей, так- как Души - более сложные и более древние формы бытия... Как и мы - они, условно говоря, бестелесны, то-есть невидимы людям и неосязаемы, хотя и слегка весомы...
– То-есть Вы - нечто объективно существующее, материальное, но не данное нам в ощущениях? Или лучше не сводить к формулам марксистско-ленинской философии? "
ЛУДИСЛАВ  — Ну, теперь, после полувекового знакомства с вашими словесными реалиями, я отлично понимаю полускрытую иронию в ваших подкованных устах, дорогой мой спаситель...
Мы - есть!  И есть вне Вашего Разума и надеюсь, вне ваших многих реалий...  У нас свой мир, своя энергетика, хотя те же законы физики и химии (порой и более продвинутые, но в ином, чуждом вам, людям, направлении...) Но мы живём с вами в тесном, можно сказать, симбиотическом контакте. Что делать... Так уж мы... И вы, кстати...Устроены Высшим Разумом... И ему - то мы и подчинены – желаем или противимся...
–  Но ваша жизнь предельно скрыта от нас, не доступна ни опыту, а поэтому и пониманию...Вы - словно инопланетяне за экраном телеви-зора... И столь же фантастичны и ирреальны... А то, что я с Вами веду вполне осмысленный диалог –  какой-то сон наяву, а может и бред психопатический...
ЛУДИСЛАВ — Не будем приклеивать себе на лоб смешные ярлыки... Сверьтесь лучше с часами –  своими и станционными, ущипните себя за то, что не жалко ну, в конце концов прочтите „Отче наш...“, если веруете и знаете или даже сотворите крестное знамение – где-то вы и должны проснуться и увидеть себя же в реальной жизни... Сотворили? Ущипнули? Ну вот и ладненько, вот и чудненько, как говаривал Ваш ещё не позабытый вождь...
   Итак: сегодня, шестнадцатого мая две тысячи седьмого года состоялся первый (для вас, Станислав Львович, первый) - контакт с представителем иной земной цивилизации –
 „Фантомы Интеллекта“.
Если принять всеръёз нашу беседу, то что бы вы хотели узнать от меня в первую, скажем очередь?
–  А Вы, уважаемый Лудислав, как Вы сами-то начали знакомиться с цивилизацией людей?
ЛУДИСЛАВ –  Во-первых я бы порождён уже внутри нашей, фан-томной, среды и уже был в фактическом контакте с людьми... Как порождён - тогда я и сам не знал - появился и всё - вот я тут... Кто был моим Созидателем - узнал много позже... Затем пошло научение, приучение, своеобразная ассимиляция, а потом случилась беда - моя многовековая консервация... Я как бы сплющился, впрессовался в берестяной текст и исчез из моего и вашего мира... Сколько нас ещё лежит, захороненных на века, а то и на тысячелетия... А после освобождения - почти всё пришлось узнавать заново - новые мысли, новые порядки, новые дела - новые люди!
–  А вас - Фантомов Интеллекта - вообще-то на Земле много?
ЛУДИСЛАВ – Не меньше, чем мыслящих людей! Каждый из творцов, как я как-то сказал, имеет не менее одного попутчика!
–  Это при жизни... А когда умрёт? Или иссякнет творческая потенция?
ЛУДИСЛАВ –  Поглупеет, что-ли, состарится? Заболееет чем-то нехорошим и специфическим? - Мы-то по вашим, людским меркам - бессмертны... Исчезнет один источник КРЕАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ - найдётся новый... Общечеловеческий ИНТЕЛЛЕКТ - тоже бессмертен... Так что и на наш век хватает...
    –  Не обижайтесь, Лудислав, но мне сдаётся, что Вы - Фантомы - паразитирующая цивилизация! А мы - люди — вроде как ваши дойные коровы..
ЛУДИСЛАВ –   Отвлекаясь от частностей - Вы правы, Станислав Львович. Но не более, чем вы - Люди - паразитируете на солнечной энергоактвности, на самих себе и себе подобных, на воде - которую не можете создать, на камне, который не вы положили на поверхность земли, на собственной генетической структуре, которую вы, слава Вселенной, не в состоянии радикально изменить.
    Вы, Люди,  звено в циклах атомномолекулярного кругооборота... Мы - входим в иной, менее осязаемый вами - людьми - но не менее, а точнее говоря, более важный - ноосферный космический кругооборот... Ваши мысли, ваши идеи через нас уходят в ближний, затем в дальний Космос... Они - вернее их концентрат - питает КосмоРазум, а тот распределяет — распространяет креативные мысли всех мыслящиих существ - по всей Вселенной...
– Кажется, мы медленно приближаемся к месту вашего назначения - если я правильно перефразировал Пушкина. До следующй встречи, дорогой Коллега!
... Я понял, что Лудислав исчез - куда, мне пока неведомо, но его слова, абстрактно заинтересовав, не очень меня обрадовали. Идеи Вернадского – о мыслящей планете – о Ноосфере –  знакомы были со студенчества, но их восприятие всегда было подмочено иронизмом и пролетарским материалистическим скепсисом... 
Какая там „ноосфера“- не ощущаемая и с кашей не съедаемая" Фантазия эзотериков, телепатов и мистиков... И потрепаться с кем-либо всерьёз не удастся... И не поймут, и засмеют или к экстрасенсам направят, а то и  к психоаналитикам (если не далее)...
... Но факт встречи был „налицо“, причём лицо-то было моё собственное. И внешний голос... убедительно-разумный...
Слава Богу, я доехал до нужной мне библиотеки и переключился на иные, более земные, дела...
     Прошёл месяц, который я целиком просидел в архивах универ-ситетских библиотек Берлина, а также все свободные вечера торчал в Интернете... Что я искал? Что я мог найти? Невидимок среди невидимок? Разумное среди разумных? Скрытые, сакральные сообщества людей и иных существ? Каких? Скрытых демиургов и ведомых ими властителей человеческих сообществ? Следы обратных связей немотивированных (якобы!) поступков и чьих-то (чьих же?) предсказаний и провидений.
Каких-либо чудаковатых обобщений (типа „парных соответствий“, об одном из которых я много лет назад оповещал своих студентов - будущих металлургов: два молодых химика –  Эру (Франция) и Холл (США) практически одновременно и абсолютно независимо изобрели один и тот же способ получения алюминия, позже покоривший весь мир)...   
Кто-то же вдохновил и Нострадамуса и Пророка –  Рыцаря Темплиера из XII-го века? А Ванга? Словно рядом с нею на приёмах советских вождей сидело НЕКТО, ведающее Будущее каждого из смертных....И что-то реальное всё-таки лежит, помимо физио-номических талантов, в основе „гаданий“– как на картах, на костях, на петушиных потрошках?
  Может быть это всё маскировки для внедрения в нас иного знания, не нужного в обыденной жизни, ведомой простыми инстинктами? …Биологическизакреплённые алгоритмы размножения и самосохранения КОМУ-ТО понадобилось дополнить иными правилами, более высокого, отличного от звериного, уровня... Кто их носители? Наверное, уже не генный код! Хотя, кто знает?
   Бездны генофонда могут содержать и временные, прогностические пути, и пройти по ним дано не всякому, во всяком случае не в обыденном состоянии...
...Сумбурные вопросы не охладили моего любопытства, тем более каких-либо рациональных, а не фантазийных ответов, не стоящих и ломаного грошика, я не нашёл.
А кстати уж - как могут существовать устойчивые многокомпо-нентные структуры, не имеющие привычную нам атомно- молекулярную сущность? Я технарь, мои знания физики и матема-тики, не говоря уж о химии, достаточно убоги, хотя и превышают знания большинства моих читателей! Ну и что? Это ли критерий!?          
 В физике, да и в любой точной науке (я по наивности так думаю! -свои постулаты - кто им следует - тот и гений – чем дальше и глубже он их (эти постулаты!) разработал или понял.
Но затем обязательно приходят на новенького авторы новых посту-латов - и рождается новая физика и новая математика, и раздвигаются измерения и появляются новые миры - и огорчённые академики и лауреаты разводят ладошками и вначале фыркают недовольно, потом тихо уходят на пенсию, и их гениальность оседает в учебниках и в энциклопедических томах, но и не более.
    И по силам ли мне понять нечто радикально новое, встреченное как бы случайно? Если бы быть уверенным в небредоносности моих контактов... Какая практика может здесь быть критерием истины?!
   И вообще, когда всерьёз сталкиваешься с БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ, то становится „и скучно и грустно, и некому руку подать“, точнее - нет руки, на которую можно опереться...
И лишь ты один должен принять решение: 
ДА!  Я  УВИДЕЛ  НЕЧТО  АБСОЛЮТНО  НОВОЕ,  НО  МНЕ   АБСОЛЮТНО  НЕПОНЯТНОЕ,  НО  Я  В  НЕГО  ТЕМ  НЕ  МЕНЕЕ  ВЕРЮ!
...Вот и появился в моём псевдоатеистическом мозгу новый Символ Веры! Но тут- у меня зазвонил телефон!! –
ЛУДИСЛАВ – Станислав Львович! У Вас, не ошибаюсь, стемнело? –  Добрый вечер. Это ЛУДИСЛАВ... Мне кажется, Вы уже созрели для более глубокого разговора со мной и, кстати, не исключено, что и с моими собратьями...У Вас не будет возражений? —
–   А где мы встретимся, –  спросил я, и только задав этот вопрос, понял его глупость. – Простите за бестактность, Лудислав.. Может, где-то на природе? –
ЛУДИСЛАВ  – Да как угодно, в самом деле... –  А что, если в зоо-парке? И, кстати, захватите Вашу фантазию на тему „Фауста и Дона Мефисто“... Мы обсудим один, по крайней мере один, момент, затронутый Вами же, дорогой Станислав Львович… —
      ...Почему именно моего „Фауста“ ему захотелось?
И, подумав чуток - почти догадался:  мои фигуранты - и доктор Фауст и Дон Мефисто  - тоже бестелесные креатуры, тоже творчес-кие, тоже со  своими особыми взаимоотношениями и с Простран-ством и со Временем... А может его зантересовал их Демиург - названный мною САМ - то-есть БОГ! Или функционирующий как Бог, но от лица ещё более высоких сфер...
  Ну, конечно, от имени Высшего Разума! А я-то думал, что в-одиночку сочинял историю о создании Человечества?! Наивняк! Пешка в чьей-то шахматной игре!
ЛУДИСЛАВ – Станислав Львович! Дорогой! Не распаляйтесь и не хулите себя.. Сами же писали:
–  Не хулите, и не хулимы будете! –   
Совсем неплохо, хотя и чуть неприлично...Итак - завтра, в Зоопарке, у вольера приматов... Около двенадцати... У Вас как раз свободное время...
– Я шёл на историческую встречу, как на экзамен по теории вождения автомобиля... Но порой мне также вспоминались кадры из
незабываемого „Подвига разведчика“!
Помните: –  У вас "пгодаётся" славянский шкаф...Затем волшебная пауза...с тумбочкой... –.Но всплыло и иное воспоминание. 
   ..Совсем недавно  (лет пять назад)  меня строго  пригласил  один, более пожилой, коллега, причём пригласил к себе домой, указав при этом, что будут очень важные люди и отказываться мне (точнее, нам с женой) никак  нельзя...
Именно в этот период я стал самостийно, ни у кого не испросив позволения, издавать одностраничный, да и малотиражный поэтический листочек... Для всех — бесплатный и для всех - открытый... Да ещё без редактуры, только лишь с корректурой... То - есть   абсолютно  никем  не  контролируемый и никем  не крышуемый...    Наш   поэтический   коллектив   как-бы   раскололся: ветераны и зубры – демонстративно отказались публиковать себя в моём „Листке“ –  из гордости или чванства? Кто подемократичнее - печатались не без удовольствия... Худо-бедно, но раз в три недели десяток новых стихов и один-два новых автора рождались на свет Божий... Без хлопот и издевательских поучений старших товарищей.
В итоге Листок просуществовал ещё пять лет, пока не стал нам с Мариной надоедать - всё-таки постоянная забота, порой и головная боль, да и новые поэты стали из нашего окружения исчезать...    А прежние уже обзавелись собственными  книжками и заматерели...
Так вот о том давнем приглашении... Мы с Мариной  пришли во-время, стол был уже накрыт, совсем не по-пенсионерски... На гостевом месте сидел сухонький, похожий на бухгалтера какой-нибудь, но не заготовительной, конторы... Узнав о медицинском высшем образовании моей Марины, он забросал её занудными вопро-сами о поведении своего желудка, а заодно и сердца... Потом начали дружно выпивать, чему не мешало стариковское подрагив-ание рук, отягощённых полными шкаликами...
Сдаётся мне, что маловзрачный пожилой господинчик, внимательно выпивающий застольную водку и посматривающий на меня при этом же не менее внимательно, был чьим-то функционером... Не хочется особо расшифровывать, тем более что три-четыре наименования напрашивались без труда...   
    Напившись и наевшись, мы разошлись, а через не очень долгое время меня попросили больше нНЕ ВЫВЕШИВТЬ Листок вблизи наших литературных встреч... Всякие бывают совпадения...
      А вот и застеклённые вольеры приматов... За огромным и явно бронебойно-толстым стеклом я вновь увидел сидящую в той-же позе, как и лет пять назад, в глубокой задумчивости роденов-ского мыслителя -огромного самца - гориллу... Он чуток поседел, синевато-бурая шкура запестрела белыми ворсинками, но взгляд попрежнему был грозно-неподвижен... „Думы мои думы.“...
Нас – посетителей и зевак он как бы и не замечал...
   Я помню, приведённая как-то   маленькая племяшка Лариса и так и этак, приплясывая и размахивая ручёнками и строя рожицы всё пыталась приманить - прикадрить молчаливого гиганта… Пустое.  И сейчас я, внимательно всмотревшись в его темнокорич-неватые глаза, утонувшие в морщинистых глазницах, так и не нашёл ничего, мне доступного.
    И живое –  и нежить какая-то...
ЛУДИСЛАВ – Увы, Станислав Львович...У горилл много несхожести с вами, людьми - при всей биологической общности...  Здравствуйте... Я не один; позвольте представить: Ризк Таха Шабана - это имя вам хорошо знакомо, но теперь его почти без спроса присвоил мой коллега.
   У левого уха прозвучал голос с явно арабским, горловым звучанием:
  – Я рад познакомиться с Вами, уважаемый Профессор Стефанюк! –   Я, конечно вспомнил имя моего египетского аспиранта Ризка... Тот защитил у меня кандидатскую диссертацию лет двадцать назад; с тех пор практически не объявлялся... Жив ли он?
 Ризк Таха Шабана  –  Жив,жив! И временами вспоминает и Москву, и Вас, и как Вы с ним писали его автореферат и готовили его самого к докладу (!) на русском языке!
 У доктора Ризка небольшая металлургическая фирма, и в кабинете над столом висит в золочёной  раме Диплом „Кандидата технических наук“...
  — А совпадение наших имён - почти случайное...Так бывает на Востоке.
 Я молчаливо поздоровался, чуток обескураженный этим восточным совпадением. Но арабский голос вдруг сменился мелодичным женским:
  – Я - Диана... Просто – Диана, безо всяких ассоциаций ни с римской богиней, ни с покойной британской красавицей...
Мы - Ризк и я - оба рады с Вами познакомиться и, может быть, наладить долговременное сотрудничество... –
  Я кивнул в сторону моего левого уха, как - то ни было глуповато, но что  делать   -  тех,  знакомых, очертаний  Лудислава в темноватом проходе у окна в миры приматов не различишь.
–  Я бы с удовольствием пригласил Вас посидеть в кафе, но несколькоь теряюсь при этом...
ЛУДИСЛАВ — И напрасно! Вам присесть совсем не повредит, а мы-то уж пристроимся по-своему, не волнуйтесь…
   Через десять минут я сидел за пустым столиком; не листая меню, попросил юную кельнершу принести стакан яблочного сока и ещё три пустых бокала... Аккуратно расставив их по остальным боковинкам столика я как-бы зарезервировал ещё три места...
    Конференция могла начаться, и она началась...
Первым слово попросил Лудислав.
ЛУДИСЛАВ –  Станислав Львович! Я приношу ещё раз не только свои, но и наши общие извинения за, пожалуй, слишком активное вторжение в распорядок Вашей жизни... Но у нас ряд веских, по крайней мере с наших точек зрения, причин... Если Вы их выслушаете, то и взаимопонимание может быть не только более полным, но и результативным...
 – Дорогой Лудислав! Я буду беседовать с Вами, вероятно и сотрудничать в чём-то, мне пока и неизвестном, но хочу огово-рить условия или правила наших общений.
...Человек я контактный, толерантный и начисто лишённый ксено-фобии. Но я прошу всех Вас смягчать неравноценность наших менталитетов...  Я не собираюсь стать подопытным кроликом, либо мальчиком для битья (вам знакома эта идиома). Только взаимное уважение, только паритет в принятии всех совместных решений; только компромиссные решения, устраивающие и Вас - дорогие Фантомы, и меня - одного из племени цивилизованных Людей.)... Спустя несколько секунд тишины прозвучал голос Дианы:
  Диана –  .Вы правы во всём, и никаких, даже случайно агрессив-ных действий никогда не будет нами допущено... Это между нас было  оговорено задолго до встречи с Вами....
   Мы ждали Вашего столь строгого дипломатического заявления и знаете ли, почему? 
 В вашей драме „Доктор Фауст и Дон Мефисто - сотворение человечествва“ Вы, Станислав Львович, вывели характерных персо-нажей, наделённых в немалой степени Вашими личностыми свойствами... Так поступали многие . Помните - классик Лев Толстой признавался в определённой идентичности с Анной Каре-ниной; болезненно-гениальный Достоевский роздал свои черты чуть ли не всем персонажам всех своих романов; Густав Флобер узнавал себя в мадам Бовари! И Ваш характер нам стал знаком нам по Вашим же героям (и сейчас это подтвердилось)... Ваша осторож-
ность, да и решительность понятны... И более того: контакты между Вами и нами - Фантомами - будут продолжаться пока и поскольку они взаимоприемлемы...
Как только прозвучит —„Нет!“, мы исчезнем из Вашей жизни, как бы это ни было печальным для нас, да и в конце-концов, для Вас...
 ЛУДИСЛАВ –  Мне показалось, что Станислав Львович достаточно удовлетворён ... Не так ли? 
Я кивнул, не промолвив ни словечка...
– Скажите, уважаемый Профессор –  прозвучал голос с восточными модуляциями (очевидно, в беседу вступил Ризк Таха Шабана) –  главные герои Вашей драмы - плоды Вашей личной фантазии, или Вы опирались на какие-то малоизвестные первоисточники?
Поясню: бестелесность Фауста и Мефисто - подобна нашей; их жажда познания и способность утолять эту жажду - как у Фауста, так и у Мефисто - подобны нашим...
  Но сотворённые Вами герои умеют СОЗДАВАТЬ материальные миры — это радикально превышает наши креативные возможности.
Мы - творим лишь в сфере ментального, а не физического.
 Как это у Вас случилось?
–  Путём долгих размышлений и быстрых свершений.. –  попытался я отшутиться. Но шутка, судя по молчанию со стороны стульев – не прошла...  Наверное, я просто не знаю, но может быть и не должен знать... Где истоки интуитивного знания? Вам это должно быть виднее.               
   ЛУДИСЛАВ –  Спасибо за пояснение, Станислав Львович... Оно очень важно, тем более что в нашем фантомном семействе сущес-твуют весьма разнообразные типы фантомов...
Мы - подвид интелле-ктуальных, но даже и среди нас живут (мы тоже, повторяю - живущие организмы) разные кланы Фантомов Интеллекта, сильно несхожих между собой и нередко антагонис-тичных друг другу... Под нашими фантомными оливами тоже нет мира и согласия во всём, иногда жизненно важном...
Не утихает и своеобразная борьба, как это ни прискорбно... Прежде всего борьба за сферы влияния... У вас, людей, она до поры до времени, до начала войн, скрыта от широких масс ...
Но и мы поражены подобным вирусом... К счастью до пандемий - ваших массовых войн - дело не доходит, но приметы терроризма в интеллектуальной контр-деятельности налицо.   
   Голос Дианы –  Пока всё происходит в рамках интеллектуальных конфронтаций... Споров... Критики, скатывающейся в критикан-ство... Безапелляционных возражений. И самое печальное - в активной пропаганде низкоинтеллектуальных мнений...
  То, что у вас, людей, зовётся пошлостью, банальностью, низко-пробным юмором, халтурой и т.д. и т.п...
Наш интеллектуальный мир тоже начал - сереть.
Теряется прозрачность мысли, строгость и глубина образности, стиль подменяется стилизацией... Процветает комбинаторика идей – полупроизвольное смешение уже ранее, причём совсем недавно, сказанного, придуманного - и эта смесь выдаётся как новое знание... Куда мы идём?
Я — Мы идём ко всеобщему равенству и нивелировке интеллекту-альных не только потребностей, но и возможностей ... На всех читателей и новодельных писателей одного современного Русского Языка может и не хватить. И уже не хватает...
  Вот они - "НОВОРУССКИЕ  АВТОРЫ" и сейчас не могут его поде-лить И кромсают, и „изгаляются“, и складывают самые непотребные слова в самые непотребные фразы, а из всем доступных, иначе говоря –  публичных фраз –  "пекутся и нажариваются" публичные романы, повествушки, книжка за книжкой...
   Самый настоящий многотиражный бордель...
Простонародье скупает публичную макулатуру пудами, платит налич-ными; прочитав - выбрасывает; спроси, о чём читали - не помнят и не стыдятся этого... Да и слава Богу!
...А умненькие организаторы этого интеллектуального беспредела делают свои деньги, делятся ими с интеллектуальными коллабора-ционистами, предающими русскую (да и всемирную заодно) литера-туру, ту литературу, которой они по-существу и не владели.      
    Как и при ушедшей, хотя и не далеко и отнюдь не безвоз-вратно, советской власти безропотному народу скармливают - (теперь ещё говорят: - "втюхивают") - любую, угодную для власть-имущих ложь и подмену, кривое зеркало и кривое слово - лишь бы плебс не бастовал, не демонстрировал, не возникал со своими проблемами и заботами.... Читай и ...помалкивай!
  Диана  –  Станислав Львович! Не надо уж так переживать...
 Я – А как надо? Вам, бессмертным, наши сиюминутные болезни  -не болят! Что мы, сегодняшние, в масштабе ваших тысячелетий!
   ЛУДИСЛАВ –  А вот в этом вы радикально неправы, профессор! Язык - и Русский в том числе - меняется всегда ... необратимо. Никто, кроме искусника – стилизатора не может творить языком XIX-го века... А жаль, потому-что в последующее столетие найденные формы были низложены, заменены, а точнее говоря - убиты, уничтожены - упрощениями и искажениями.
   Время и их - эти псевдоновации, и довольно быстро - за одно поколение - уничтожило !), но не восстановило многозначности, образности, сложности предыдущего Языка. Застыв в классической литературе, он ушёл из интеллекта сегодняшней интеллигенции, а тем самым - и из Русского народа. И мы - Фантомы Языка - живые свидетели деградации...
– Диана – Мы можем скрупулёзно определить –  где, по какой причине, какими авторскими коллективами было убито то или иное словосочетание, когда произошла подмена понятия, фальсификация метафоры, сравнения, словосочетания; когда именно и чьим содействием в обиход введено площадное выражение, похабное словечко (да и не одно!), экзотика из воровского и бандитского и даже психиатрического жаргона... На смену (и разве на смену?) канцеляриту и псевдозаграничному словцу влилась словесная муть малограмотных, но оборотистых новорусаков...
    Вот кто становится НОСИТЕЛЕМ Русского языка... Что им муки сочинительства и поиска „единого слова“! Мы прослеживаем все эпохи жизни Русского Языка. Мы знаем, на что равняться и от чего надо бежать... Но мы не в состоянии воздействовать на Вас –  литераторов (и читателей!) –  реальных творцов российской словесности...
    Вы САМИ решаете судьбу своей Культуры вообще и Литературы - в частности... Соглашаетесь на безкультурье –  значит и вы сами, и ваши потомки и будут таковыми...
ЛУДИСЛАВ –  А знаете ли Вы –  дорогой коллега, что Ваши стена-ния по пропавшей (уничтоженной) одной из немногих - то гласных букв Русского Языка - я говорю о букве „Ё“ - сработали!   
   В Москве уже создан макет памятника БУКВЕ „Ё“, утверждается программа так сказать рекультивации литературной почвы, "зага-  женной издательскими чиновниками“. Пройдёт год-два и повсемест-но будут ставить столь дорогие Вашему сердцу и уму две точки, где им и положено быть...! На-днях Вам об этом сообщит ваша высокопродвинутая коллега, возвращающаяся из Санкт-Петербур-га... Это ли не пример активного, хотя и запоздавшего на полвека, воздействия культуры на бескультурье...
    Также создана инициативная группа литераторов и любителей российской словесности по выработке Устава и Программы Союза борьбы за возрождение Русского Литературного Языка...
    Насколько глубоко государственность поддержит это движение - покажет история, но надежда не только на госсубсидии, но и на разум меценатов, беспокоящихся о будущем своих отпрысков...
   –  Мне интересно наблюдать Вашу, Уважаемые Фантомы, как на дрожжах (вам понятна эта метафора?) растущую социальную активность! Только не увлекитесь всяким большевистским или маоистским экстремизмом, я вас умоляю! Не надо в очередной раз подправлять языкознание! И не надо вводить новые запреты...
На этом свихивались многие молодёжные головы... Никакой револю-ции! Грамотно ориентированная эволюция - вот залог истинного, а не фиктивного прогресса!!!
...Как я вас лихо поучаю, а! Это вас-то, бессмертных, которым открыто и прошлое и, непонятно, каким способом - будущее!
...К слову уж - вы бы рассказали бы о себе поподробнее, в разме-ре реферата или статьи из энциклопедического словаря... Провели бы так называемый ЛИКБЕЗ! Была такая эффективная методика педагогического забегания вперёд в советские 20-е - 30-е годы прошлого века..
 ДИАНА –  Мы согласны, но в иное время, сегодня уже поздновато. Через неделю у вас возникнут новые предложения - и мы обсудим и их заодно. Вы согласны?  –   Я машинально кивнул среднему стулу (мне показалось, что Диана сидела именно там!)... На том и разошлись...
   ...Неделя   прошла  в  неожиданных  хлопотах... Из Санкт-Петербурга привезли фотографии проекта памятника (!)  букве Ё и материалы по реформе правописания... Я направил организаторам - реаниматорам Русского Языка свой небольшой стих, сотворённый лет десять тому назад:

Я давно кричу взахлёб: Сохраните букву Ё!
Русским вдарили по почкам:
-"Сократили в Ё две точки.
Съэкономили на точках - упразднили букву  Ё…
И пошли гулять по строчкам: Елка ; Телка. Ё-моё!
Измяли язык - изменили и нацию!
А вы - не боитесь за цивилизацию!?

Пока этого не случилось,  надо бы поискать особые ментальные,  но массовые   способы   избавления   от  языковой  разрухи...   Интересно, могут  ли  Фантомы      проводить  массовые  воспита-тельно образовательные мероприятия.   Не со мной одним,  а с миллионами россиян?
   – Конечно, можем! – прозвучал голос Лудислава –  А у Вас, дорогой защитник русского алфавита, есть что-то конкретное?
  –  Конкретное есть не у меня, а у небольшой, но не очень дружной бригады литературных критиков,  внимательно  отслежи-вающих художественность чуть ли не каждой выходящей в России читабельной книжки... Надо бы подготовить подборку характе-ристик (естественно, только негатива), попытаться нащупать болевые точки и нанести несколько ударов по осквернителям Русского Слова. Нечто в духе  Белинского-Писарева-Добролюбова...
–  Это исследование - не слишком долгое дело?
– Да я практически завтра-послезавтра дам Вам подборку очень метких характеристик пары десятков самых свежих публикаций... Критики просвечивают и вскрывают не только оригинальные художес-твенные книжки российских авторов, но и новые переводы бестселлеров из зарубежного чтива...
– Мне показалось - этот обзор уже крепко сидит в вашей голове, но постарайтесь его свести в читаемое, то есть понимаемое состояние, и будем затем решать, что нам с ним делать...
      Но лишь через три недели я выложил три страницы цитат и пару строчек  своих    комментариев.
А помешала  всего-лишь маленькая заметка об умной, переве- денной с английского,  книжки пятилетней давности: 
„Умная толпа: новая социальная революция"...То, что Интернет и миллионы мобилок облегчают  возможность  УПРАВЛЕНИЯ  толпами людей – казалось очевидным ещё на заре „HANDY-зации“ планеты Земля. Книжка лишь подытожила ситуацию.
  Расстроило иное - параллельно с засильем „электронных связей“ и „почт", переносящих преимущественно „СПАМ" – информационный мусор - из одной - авторской - головы в головы миллионов владельцев „мобилок“, то же ЗАМУСОРИВАНИЕ производят и миллионы (сотни миллионов!) ежегодно выпускаемых книжек...
   2006-й год побил в России рекорд (российский, конечно). Книгопечатающая индустрия выбросила на прилавки новые тысячи наименований книг - общим тиражом за сотню миллионов штук!
 Это-то для попрежнему малограмотной читательской аудитории! Кто их хотя бы пролистает?  А в каждой из книг более сотни, а то и более трёх сотен страниц...
   (Я не рискую перечислить гектары лесов, вырубленных ради такого никчёмного дела.) А начнёшь читать ЛЮБУЮ из них — и дай Бог, наберёшь на одну - две страницы истинно интересного и истинно нового.
Китайцы борются с перенаселённостью страны страшным, но резуль-тативным методом... А с избыточной информацией кто и как собирается сладить? Никто!!!
И некому... так как невыгодно и...
ЛУДИСЛАВ – То, что Вы предлагаете –  более усовершенствованная и несколько оккультная технология промывки мозгов... Не это ли было мечтой предшествующих  тоталитариев всех стран и всех времён...
– А как была создана человеческая цивилизация, как не через внедрение „массового единого сознания“!? 
Да и мы, ЛЮДИ, собственно так и появились, не будем забывать и излишне заноситься в своей гордыне! И если бы не шутки диалек-тики, не "трансмутации  добрых намерений в злые поступки" - в мире была бы «тишь да гладь, да Божья благодать...»
ДИАНА – Для вас - Людей - Язык всего лишь –  средство общения... Нам он стал ВСЕМ - и Солнцем и Землёй, и Пищей и Успокоением...
 Вами предлагаемое воздействие на многомиллионную толпу носите-лей Русского Языка -  опасное, то самое псевдореволюционное воздействие на единственно правильный эволюционный путь развития, то есть изменения языка... Он нужен сотням миллионов людей, а не десяти тысячам эстетов...
И не исключено, что в своём неприятии „литературного" языка народ –  то есть читатель, а не просто население! –  прав!!!  Хотим ли мы этого, или не хотим...
 –  Но это же почти извечний спор о противоречивом взаимодействии Культуры и Бескультурья...
–  Снова настойчивые интонации вопроса Дианы:
     – А какой язык богаче, более насыщен понятиями, наполнен тонкими оттенками в описании явлений –  Литературный или ... ???
–Каких явлений? Нашего обыденного бытия? Каждодневной очерёд-ности „пошлых" событий?  И какой степени, глубины, тщательности их разглядывания? Через какой кратности бинокль, через микро-скоп или телескоп какой разрешающей силы всматриваться в окружа-ющий пошлый мир?
Без детализации приглядывания- ли смотреть на любоё видимое человеку пошлое событие... Тем более невидимое, а воображаемое?
  – Голос Ризк Таха Шабаны: – Уважаемый Профессор! Вы позволя-ете так Вас называть в честь моего тёзки?... (Я согласительно кивнул) — Нам очень хотелось бы вернуться к уже затронутой не так давно теме Вашего произведения „Сотворение Человечества“"...
Ваша фантазия вывела образы ряда творцов - демиургов. Не только Доктора Фауста и Дона Мефисто, но и вышестоящего по креативной мощи Самого Творца... В какой   степени    искренности   и уважительности Вы предствляете себе этих героев... В Вашем тексте проступает порою и немалая ирония!   Справедлива ли она, как Вы полагаете?
– До встречи с вами, дорогие Фантомы, я был полностью уверен в справедливо-сти её включения в текст литературного произведения... Упрощенный материа-лизм, как и упрощенная религиозность, кстати, пропитывают всё Человечество, смею надеяться и верить..
Атеизм - это не болезнь, а уровень образованности! Боюсь, но ныне я должен пройти некий новый курс переосмысления и переобучения... Как и когда он закончится - не ведаю, но моя научная практика, как бы она не была ограниченной, убеждает, что новые факты и новые методы приводят – рано или поздно –  к новому мировоззрению...Успею ли я?!
 –  ЛУДИСЛАВ: – Успеете,  и  будет     время     для     написания     и опубликования новых текстов!!! –               
                БЕРЛИН - Кройцберг – 2007