Случайный портрет

Виктория Рогова
Я очень люблю наблюдать людей. А где еще встретишь все их разнообразие характеров, как не в такси?
Мужичок лет 35-ти. Именно мужичок, невысокий, щуплый, со спины его можно было бы принять за 12-летнего подростка, но серость лица и сиплый голос покажет возраст.

— А ты домой, к мужу?
Я не к мужу, но отвечаю «да», зачем мне расспросы.
— К мужу? Правильно! А я поссорился со своей, – говорит он весело. Чему веселится? Но встречается такой типаж – чтобы человек ни произнес, всё у него звучит по-хулигански и задорно.

Едем.. А в Питере у нас снегопад, и вся нынешняя зима в сугробах. И в свете фар вдруг - перебегающая дорогу мышь..
«Ой!» – ойкаю я. Он резко тормозит. Даже быстрее, чем моё «ой». Встали. Тяжело дышу и ловлю себя на том, что мои ноги вжаты в пол. Видимо, отголоски мышечной памяти, я давно уже не за рулем, но до сих пор иногда продавливаешь пол при чужой езде..


А мышка неспешно пересекает снежную колею, словно её и не касается. Вообще, странная реакция от профессионального водителя

— А вы знаете, я слышала, - вспоминаю я диспуты в сети. - Что если на дороге появляется животное, то не советуется тормозить.
— Почему?
Наивность вопроса меня удивляет.

— Ну как, почему? Ну, потому что, когда тормозишь или пытаешься объехать, ты рискуешь из-за желания спасти животное угробить человеческие жизни. Если насыщенное движение.. Если пассажиры..
— Да? Хотя да! - Он согласно кивает и начинает давиться смехом. - Ага, гробанешся, зато животинку спас! Да нет, все правильно.. Но я просто люблю животных очень, - и продолжает уже серьезнее:
— Знаешь, даже когда я был в «Крестах» у меня там жил котенок. Я всегда и всю жизнь с животными.

«Кресты»? Неожиданно.. «Кресты» - наша знаменитая тюрьма. И когда эдак запросто человек говорит, что cиживал в «Крестах», без предысторий, без вводных, то не сразу находишь, как реагировать. А он говорит так, словно заранее уверен, что я пойму. И я не показываю интерес и удивление, а изображая обыденность темы, спрашиваю:

— Ой, у тебя там жил котенок? – я акцентирую вопрос именно на котенке, хотя меня больше занимает – почему и за что? Но я читала, что такие вопросы среди «них» не принято задавать.
— Ага жил, - он улыбается. - Да я там с надзирателями договорился, принесли котенка. Знаешь, такой смешной, полосатый, пушистенький. Я ему булку в молоке вымачивал. А вот моя их не любит.

Он со мной на «ты». Да и я перехожу на «ты». В данном случае выкать - наравне обидеть.

— А чего так, не любит? – спрашиваю. - Аллергия, шерсть?
— Да нет, просто она нервная с годами стала. Я воробья нашел в снегу, замерзшего, принес домой. Так накричала, заставила унести. Унес. В машине у меня он все это время жил. И я тоже домой не приходил. Так и спали в салоне на пару. Потом он оклемался, я его выпустил. А нервная она, потому что натерпелась. У меня же три ходки! Три! 12 лет. Никого жены не дождались, а я все удивлялся, какой же я счастливый. С её 18 лет мы знакомы, а сейчас ей 30 - все это время ждала.

Ему хочется пооткровенничать, и он продолжает:

— Ты представь! Я же авиадиспетчером должен был стал. Заканчивал АГА, здесь в Питере. Знаешь, что это? Академия Гражданской Авиации. Год оставался. Не закончил, сел. А она ждала.

И снова неожиданный поворот в разговоре, настолько, что я не удерживаюсь от восклицаний:

— Ой, правда? Авиадиспетчером? А можно подробнее?
— А что подробнее? Я тогда башковитый был и мечта у меня была. Вот и учился. Да еще и в компьютерах здорово шарил. Мы с ребятами даже программу разрабатывали одну, я принимал участие. Компьютерный авиасимулятор. Хотели «ИЛ-2 Штурмовик» сделать. Как бы тебе объяснить, что это..

Интересно, врёт он или нет? Но сам факт прозвучавшего от таксиста слова «авиасимулятор» заставляет меня ему верить.

— Я знаю, - отвечаю. – Программа - имитатор полетов. А дальше что?
— Да что тут, дальше? Дальше – три ходки. Три! - он чуть мрачнеет. - Какая потом учеба, да и авиасимулятор так и не завершили. Это всё в прошлом. А сейчас вот баранку кручу, да в интернете на самолетах летаю. На «ИЛ-2 штурмовик», только его придумали другие. А мог бы и я. Но ты не думай, у меня всё в порядке, правда. Вот только со своей поссорился, - завершает он и снова у него это почему-то звучит весело.

Уже подъезжаем, а неподалеку от моего дома - гипермаркет. Опять резко тормозит. Да что у него за манера-то? Но я уже не ойкаю.

— Слушай, погоди, а? Я своей фруктов куплю. Домой сегодня решил. Она утром фруктов тогда хотела. Я вышел, думал купить винограда, а вернулся с воробьем. А дальше ты знаешь.

Что поделать? Впрочем, я все равно «нет» не успела бы сказать, он уже припарковался - я сейчас, мол, быстро. Ладно, жду. 10 минут, 20, полчаса, больше. Мой дом отсюда - рукой подать. А уйти – не уйдешь, не бросишь же незапертую машину. Жду. Наконец-то выходит, пустой, без пакетов.

— Ты чего, не взял ей ничего?
— Почему не взял? Взял! – он усаживается, выгребает карманы, подкладку, рукава, вытаскивает горстями из-за пазухи.. По салону россыпью раскатываются мандарины, какое-то ягоды, мелкие лимоны, орехи…

— Это что? – он разглядывает серенький плод с соцветием. - Не ел такого. Вкусный он?
— Это физалис, - узнаю я. - А этот вот - кумкват.. Ну, киви ты должен знать. Вкусные, да.
— Придумают же! - он весело рассматривает добычу.
— Так что, ты... ты это всё просто так..? - я пытаюсь подобрать слова, чтобы не назвать в лоб «украл». - Ты за всё это... не заплатил?

Он удивленно смотрит на меня, потом растопыривает промасленные пальцы и потрясает тремя, словно объясняя мне на пальцах и сокрушаясь, почему я такая бестолковая:

— Три ходки!!! Три!!!

И больше я вопросов не задаю...