Главное

Константин Гафнер
В детстве я очень любил ловить кузнечиков. Не помню, что меня привлекало в этом занятии: то ли забавные поиски в духе какой-нибудь экспедиции по знакомой территории, то ли холодная сосредоточенность, которой с лёгкостью позавидуют супершпионы из американских боевиков. Босиком я носился по бабушкиному огороду с литровой стеклянной банкой в поисках маленьких «зелёных музыкантов». Ноги мои бесшумно касались мягкого покрывала из изумрудной травы, прогретого лучами августовского солнца. А где-то там высоко-высоко над головой плыли лёгкие, воздушные и безмятежные облака…

Теперь представьте меня двадцать лет спустя. Я сижу с другом в небольшом полуподвальном помещении. Раньше здесь находилась дешёвая забегаловка, где простым способом выясняли отношения совсем не простые люди. Сегодня на месте мрачного заведения – модный бар, в котором новая интеллигенция запивает свои неудачи пенными напитками или чем покрепче. Мы сидим за круглым маленьким деревянным столом и ничем не отличаемся от остальных.

Встретились мы неслучайно. На моего приятеля, как из дырявого мешка, валятся одна за другой разные проблемы: неделю назад от него ушла жена, вскоре ему разбили машину, а вчера его уволили с работы за «неисполнение должностных обязанностей». Не позавидуешь.

Теперь представьте его несчастное выражение лица, которое мне пришлось наблюдать, сидя напротив. Мы не могли нормально поговорить обо всём этом: я боялся сказать «что-то лишнее», а он совсем не любил жаловаться на судьбу. Молча, будто контуженные, мы пили пиво из высоких стаканов, а в перерывах наблюдали за посетителями шумного бара. Мой приятель очень страдал и изо всех сил заливал пинтами пожар своей души. Меня это чрезвычайно огорчало.

- Знаешь, – говорю ему я, – в детстве мы с сестрой любили ловить кузнечиков.
- Чего? – в полном недоумении вылупился на меня мой собеседник.
- В детстве, говорю, мы с сестрой часто устраивали охоту на кузнечиков, – с улыбкой повторил я, – вооружившись стеклянными банками и терпением. Победитель такой забавы определялся количеством пойманных насекомых. По всему огороду, как сумасшедшие, мы гонялись за «зелёным оркестром» до тех пор, пока бабушка не звала нас обедать. С недовольными лицами нам приходилось отпускать пленников на свободу и идти в дом. А после обеда мы собирали ягоды или наводили порядок в собственной комнате…
- Ты к чему это всё? – перебил меня и без того уставший слушатель.
- Так вот, кто побеждал в этой гонке за кузнечиками, мне уже не вспомнить. Так же, как и не вспомнить, чем привлекали нас эти маленькие существа. Почему, например, мы не гонялись за божьими коровками или бабочками? По мне, так это куда более романтично… но разговор вовсе не об этом. Однажды моей сестре удалось руками поймать одного несчастного прыгуна. Держа в накрепко сжатых ладонях доказательство успеха, она поспешила показать добычу мне, выполняющему неподалёку сверхважные поиски. Немного посовещавшись с сестрой, мы направились к бабушке с одним очень хитрым замыслом. Мы бежали без оглядки вместе с обезумевшим от страха трофеем.
 
«Бааа! – протянула Катя, – а можно тебя кое о чём спросить... на желание?» – лукаво добавила моя сестра.
«В каком смысле?» – удивилась бабушка.
«Ну, смотри, у Кати в руках – кузнечик. Мёртвый он или живой – неизвестно. Мы хотим, чтобы ты угадала!» – подхватил я.
«А проигравший выполняет желание, так?» – уточнила правила бабушка.
«Именно так, бабуля!» – радостно подтвердила моя сестра.

На самом деле, наш тайный уговор с Катей был чрезвычайно простым. В случае если бабушка говорит, что кузнечик мёртв, то из открытых ладоней сестры тут же выпрыгнул бы схваченный пленник. Если бабушка предположит, что он жив, то Катя, предварительно накрепко сжав ладони, представила бы нашему взору картину полную драматизма и неподдельной скорби. Короче, в любом случае, бабушка была в безвыходном положении.

«Ответить на вопрос, жив кузнечик или нет, не так просто, как кажется на первый взгляд, ребята. Оказавшись в ситуации выбора, я очень надеюсь на ваше благоразумие, ведь судьба бедного насекомого напрямую зависит от ваших действий. В вашей жизни эта ситуация повторится ещё много раз. Вы должны будете научиться выбирать между хорошим и плохим, добрым и злым, нравственным и безнравственным. Вы должны будете научиться нести ответственность за принятые решения и за то, что в результате получаете. По правде говоря, я не знаю, жив там кузнечик или нет, но уверена в том, что ответ на этот вопрос находится в ваших руках!» – подытожила бабушка.

Признаться честно, такого ответа мы уж точно не ожидали…

- В ваших руках… – задумавшись о чём-то, еле слышно повторил мой друг. С ума сойти, как же была права твоя бабушка! – отодвигая стакан с пивом в сторону, очень громко выдал мой собеседник. Он грустно окинул взглядом барную стойку с неоновыми огнями, опустевший танцпол и соседний столик, за которым, обнявшись, сидели молодые влюблённые. Затем он посмотрел на меня и добавил: «Идём отсюда!»

Когда мы вышли на улицу, он закурил, а потом неожиданно спросил:

- А что было дальше?
- Если честно, не помню. Ответом бабушки мы были озадачены ещё долгое время. И, наверное, только сейчас я начал понимать смысл её слов. А если ты про кузнечика, то он, по-моему, всё-таки удрал, зараза!