Эстетика курс лекций. Введение система эстетики

Игорь Малышев Эстетика
ЭСТЕТИКА: курс лекций
 
Жене и другу Мае Малышевой посвящаю


ВВЕДЕНИЕ


ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ

§ 1. Система эстетики

Эстетика - "философская наука, изучающая два взаимо-связанных круга явлений: сферу эстетического как специ¬фическое проявление ценностного отношения человека к ми¬ру и сферу художественной деятельности людей". Так опреде¬ляет предмет эстетики "Философский энциклопедический словарь" (88, с. 805). Аналогичное понимание его можно найти в большинстве современных научных и учебно-мето¬дических работ. Соответственно, и содержание современной эстетики включает в себя два раздела. В первом - результаты познания наиболее общих закономерностей эстетического отношения человека к действительности, которые фикси¬руются в системе основных эстетических категорий ("прек¬расное", "безобразное", "трагическое", "комическое", "воз¬вышенное", "низменное").
 Во втором разделе - исследование наиболее общих свойств искусства: художественного образа, содержания и формы произведения искусства, специфики художественного творчества, восприятия, метода, стиля и т.д.

Существенным недостатком современной эстетической теории является слабая связь между двумя указанными ее разделами. Наиболее наглядно это представлено в учебниках эстетики, которые пытаются систематически изложить основ¬ное содержание науки (35; 67). Говоря об искусстве, их ав¬торы практически полностью "забывают" о категориях, фикси¬рующих основные модификации эстетической ценности. Де¬ло, конечно, не в "забывчивости" авторов учебных пособий, а в отсутствии системного единства научной теории. Единства, которым эстетика обладала в период немецкой классики, в
тех же лекциях по эстетике Г.В.Ф.Гегеля (18; 19; 20). Следуя этому высокому образцу, сформулируем принципы построе¬ния единой системы эстетики.

Прежде всего нуждается в уточнении определение ее предмета, а именно аспект, в котором эстетика призвана познавать искусство. Ее специфический ракурс - изучение особенных проявлений всеобщих законов эстетического (за¬фиксированных в системе основных эстетических категорий) в сфере искусства. Только в таком случае возможно достижение реального (а не декларативного) единства пред-мета эстетики, а следовательно и построение единой системы знаний. Предмет эстетики, таким образом, можно определить как всеобщее и особенное в эстетическом отношении че>говека к миру. Или: эстетика есть наука о наиболее общих законах эстетического отношения человека к действительности и об особенностях их проявления в искусстве и других сферах общественного сознания и практики.

Определив предмет науки, следует сказать о методо¬логии его познания, об исходных принципах исследования. Эстетике такие принципы задает философия, в частности, общефилософская теория познания. Поэтому сколько направ¬лений в философии столько и методологий эстетического исследования. В данной работе будут применены принципы диалектико-материалистической философии.
Согласно им первый этап познания представляет собой продвижение от эмпирически конкретного знания о внешних проявлениях исследуемого предмета к теоретически абстракт¬ному знанию о его сущности. Для эстетики данный этап означает движение познания от эмпирически наблюдаемых фактов эстетического отношения человека к постижению сущности этого отношения, наиболее общего в нем, схватываемого в предельной теоретической абстракции. Из наблюдений над характером эстетических оценок и природы, и общества, и искусства, с привлечением данных психологии и искусствознания, исследователь делает обобщающие выводы о природе эстетического. Этап эмпирического познания явле¬ний эстетического, результатом которого будет познание его сущности,  составляет особый  раздел  эстетической  науки, который назовем "феноменологией эстетического", то есть учением о его явлениях.

Феноменология эстетического представляет собой весь¬ма важный раздел эстетики. Игнорирование его важности ведет к отрыву от исследуемого предмета, когда определение сущности эстетического произвольно декларируется или спекулятивно "выводится" из философских посылок. И тем не менее это только первый этап познания, лишь подводящий к собственно теории эстетического. Последняя предполагает "обратное" познавательное движение: от сформулированного в феноменологии абстрактного понятия о сущности эстети¬ческого к теоретически конкретному знанию о нем, а именно, к описанию в системе понятий различных проявлений эстетического в действительности и в искусстве. "На первом пути, - писал К.Маркс,- полное представление подверглось испарению путем превращения его в абстрактные опреде¬ления, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления" (65, т. 46, ч. 1, 37).

Теоретическое движение от абстрактного к конкретному начинается с логики эстетического. В ней сформулированное в феноменологии понятие о сущности эстетического "разво¬рачивается" в логике основных эстетических категорий (прек¬расное, безобразное, комическое и т.д.). Система этих категорий фиксирует основные модификации эстетического и взаимосвязи между ними. По отношению к сущности эстетического прекрасное, безобразное, комическое и т.п. выступают как ее ближайшие проявления. Но по отношению к реальности, к многообразию эстетических явлений в действительности и в искусстве система категорий выступает как теория всеобщих законов сферы эстетического. Она характеризует данную сферу как со стороны бытия эстетических ценностей, так и со стороны эстетического сознания, отражающего эти ценности. То есть прекрасное, безобразное и другие модификации эстетического характе-ризуются, во-первых, как ценности, а во-вторых, опре¬деляются особенности их отражения в сознании человека.

Следующим, более конкретным разделом эстетической теории выступает социология эстетического. Ее предмет -закономерности  формирования   эстетических   ценностей  в общественном бытии людей. Если в логике основные модификации эстетического характеризовались предельно абстрактно, вне "времени и пространства" (что есть прек¬расное вообще, что есть безобразное вообще и каковы всеоб¬щие отношения между ними), то в социологии необходимо уяснить связь эстетических ценностей с историческими про¬цессами, с течением социального времени. Подчеркнем, что в данном разделе доминирующим является онтологический аспект анализа эстетического. То есть в нем анализируется социально обусловленное бытие эстетических ценностей.

Третий же раздел теории - гносеология эстетического предполагает акцент на исследовании эстетического сознания. Здесь тоже необходимо выяснить социально обусловленные закономерности. Но это закономерности отражения эстети¬ческих ценностей в сознании, в том числе, в искусстве. Именно искусство есть та форма общественного сознания, которая специализируется на отражении эстетических цен¬ностей действительности. Поэтому анализ как всеобщих зако¬номерностей, так и конкретно-социальных особенностей та¬кого отражения - главная задача гносеологии эстетического. Другими словами, если в предыдущем разделе исследуется проявление ваеобщих законов логики в социально обуслов¬ленном бытии эстетических ценностей, то в гносеологии -проявление этих законов в социально обусловленном эстети¬ческом сознании.

В состав гносеологии эстетического входит история эстетики. Она составляет метауровень гносеологии. Ибо пред¬ставляет собой познание истории познания эстетического. История эстетики также выступает как исследование особен¬ностей проявления всеобщих законов логики, но теперь уже в истории науки об эстетическом.

Таким образом, структура эстетики как науки вютчает в себя феноменологию, логику, социологию и гносеологию эсте-тического. Функциональные связи между данными элемен¬тами системы эстетики определяются исходной диалектико-материалистической методологией, что делает эту систему существенно отличной от идеалистических теоретических конструкций. Так, Г.Гегель отвергал эмпирическое исследо¬вание предмета в эстетике. Для него исходным в эстетике в целом и в логике эстетических категорий в частности является понятие прекрасного, выводимое из более абстрактно-всеоб¬щих понятий философии. В диалектико-материалистической эстетике исходный пункт логики категорий имеет обосно¬вание не только "сверху" - в методологических положениях философии, но и "снизу" - в рамках самой эстетики. Причем логика оказывается производной внутри эстетики, так сказать, дважды. Во-первых, ей предшествует эмпирическое иссле¬дование эстетического в феноменологии. Во-вторых, логика оказывается производной от других, более конкретных разделов эстетической теории - социологии и гносеологии эстетического.

Абстракции логики выступают как теоретическая гипо¬теза о всеобщих законах эстетического при исследовании реального процесса истории эстетических отношений в социологии и гносеологии. "Эти абстракции, - говоря словами К.Маркса и Ф.Энгельса, - отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи" (65, т. 3, 26). Наоборот, конкретно-исторический анализ эстетических ценностей и эстетического сознания выступает как проверка и уточнение (дополнение и опровержение) положений логи¬ки. Вследствие этого теоретическая система эстетики ока¬зывается "разомкнутой". Теоретическая мысль после социо¬логии и гносеологии возвращается к логике, обогащенная опытом познания реальных эстетических отношений, то есть на новом уровне. Поэтому конечный пункт теории эстети¬ческого будет не полностью совпадать с ее исходным пун¬ктом. Это не "круг" системы, а "спираль".
Таков предмет, метод и структура эстетики. Такова ее система (подробнее см: 62).


§ 2. Исходные философские положения
Как было выяснено, эстетика исследует всеобщее и особенное в эстетическом отношении человека к миру. Естественно, что при этом она исходит из тех или иных общефилософских представлений о человеке. Задача данного параграфа - изложить такие представления, дать общую "па¬нораму" социального существования человека, чтобы затем уже "вписать" в нес специфику его эстетических отношений.

Объективную основу существования человека составляет общественная материально-преобразовательная практика, то есть исторически определенный способ производства мате¬риальных благ, а также социально-политическая деятельность, направленная на сохранение или преобразование этого спо¬соба производства. На данном - объективном социально-эко¬номическом уровне отдельный человек выступает как член той или иной социально-экономической общности людей. В классовом обществе он член определенного класса, социаль¬ного слоя, профессиональной группы, которые в единстве с используемыми средствами производства представляют собой производительные силы общества. Именно они являются относительно самостоятельными элементами, система отно¬шений которых образует фундамент общественного целого.

То есть отдельный человек на этом уровне общества есть лишь "средний индивид", безличная часть произво¬дительной силы - социально-экономической группы, к кото¬рой он принадлежит объективно. Не зависимо от осознания своего положения он занимает определенное место в системе общественного разделения труда, находится в определенном отношении к другим людям по-поводу собственности на средства производства, по способу и мере присвоения общественного богатства. Столь же объективно он оказы-вается носителем социально-экономических и политических потребностей той группы, к которой принадлежит.
Объективная основа общественной практики прояв¬ляется и осуществляется через ее личностный уровень. Лич¬ностный уровень общественной практики образуют деятель¬ности отдельных личностей, движимые определенными мо¬тивами.

Мотив - образ предмета, способного удовлетворить пот-ребность, он побуждает и направляет деятельность человека (Леонтьев А., см. 50). Многообразие его потребностей (материальных и духовных, индивидуальных и общественных) отражается в сознании в виде соответствующих мотивов деятельности. Иерархизированная, то есть соподчиненная система мотивов деятельности составляет психологическую основу личности. Она реализуется в системе ее субъективно заинтересованных дсятсльностей. И она же выступает в качес¬тве критерия эмоционально-смысловых оценок различных явлений действительности. Те явления, которые способствуют реапизации мотивов деятельности личности, обладают для нее положительным личностным смыслом, фиксируемым положительной эмоциональной реакцией. И наоборот, явле¬ния, противодействующие, мешающие реализации мотивов, имеют отрицательный смысл и соответствующую эмоциональ¬ную оценку.

Мотивы деятельности личности отнюдь не автома¬тически вытекают из ее принадлежности к определенной социально-экономической общности людей и отнюдь не всегда соответствуют ее потребностям как члена этой социальной группы. Содержание потребностей людей вопло¬щается в мотивах их деятельности, будучи опосредовано процессом самой деятельности, в зависимости от ее характера и условий. Последние определяются нс только социально-экономическим положением человека, но зависят также и от него самого, являются следствием и его собственной актив¬ности. В результате, неизбежно индивидуализируется содер¬жание, состав и иерархия мотивов деятельности у личностей, объективно принадлежащих к одной социально-эконо¬мической группе общества. Возможны (и нередки) случаи, когда система мотивов деятельности личности не соответ¬ствует объективно присущим ей социально-групповым пот¬ребностям (вплоть до соответствия материальным интересам противоположного класса).

Индивидуальное своеобразие личности, ее отличие от "среднего индивида" как элемента социально-экономической группы, позволяет говорить об особом - личностном уровне общественной практики, состоящем из субъективно заинте¬ресованных деятельностей конкретных людей. На этом уровне практики отдельная личность представляет собой вполне самостоятельный ее субъект. Причем сознание личности -иерархизированная система ее мотивов - является сущест¬венно важным, определяющим моментом.
Тем не менее и на личностном уровне практики складываются свои коллективные субъекты деятельности, объединенные общностью мотивационной и эмоциональной сфер   сознания.   В   конечном   счете   такая   коллективная
субъективность формируется на основе определенной объек¬тивной социально-экономической группы общества, хотя и никогда полностью с ней не совпадает. В процессе деятель¬ности коллективных субъектов личностного уровня практики в отношении к их мотивам складываются общие (интер¬субъективные) смыслы явлений действительности. Соответ¬ственно формируется и общность эмоциональных оценок, общность эмоционального мироотношения. Так постепенно складывается особый коллективный исторически конкретный опыт эмоционально-смыслового мироотношения.

При всех отличиях личностного уровня и объективной социально-экономической основы практики они образуют взаимозависимое единство. Личностный уровень практики -лишь явленная сторона ее объективной сущности. В то же время, объективный процесс материально-производственного и социального преобразования осуществляется только через свое проявление в субъективно заинтересованных деятель-ностях личностей. Соответственно, социально-экономичес¬кие группы общества (классы, классовые слои, профес¬сиональные группы) и "средние индивиды", как их элементы, реально существуют только в виде конкретных, более или менее индивидуальных личностей, движимых определенными мотивами и объединяющихся в "коллективные субъекты" деятельности по мерс родства этих мотивов. И наоборот: субъекты личностного уровня практики объективно являются членами определенных социально-экономических групп.

Исходя из изложенных социально-философских пред¬ставлений (подробнее см.; 61), перейдем к анализу эсте¬тических отношений человека к действительности. По сути, только теперь начнется исследование предмета эстетики, то есть сама эстетика. Все же изложенное до сих пор - лишь методологическое введение к ней.

Автор Малышев Игорь Викторович,профессор РАМ им.Гнесиных."Эстетика:курс лекций".М.,1994.

Примечание: Список литературы см. в конце всей книги.






ю