Письмо Патриарху

Александр Тарнакин
     Это последняя попытка вернуть солдату честное, незапятнанное имя. 
      * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
      ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
      СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ
      
      
      
       Ваше Святейшество!
      Решаюсь обратиться к Вам за помощью, ибо обращение к светским властям не принесли ожидаемых результатов вот уже в течение почти трёх десятилетий.
       Я живу в Белоруссии, хотя и являюсь гражданином Российской Федерации. Хочу рассказать Вам о судьбе одного человека, жизнь которого, хоть и была коротка, но могла бы послужить примером духовной крепости для молодого поколения.
       В городе Темиртау, Карагандинской области, Казахской ССР в семье бедных и больных родителей в 1960-м году родился мальчик Грязнов Виктор Иванович. По жизни ничем не отличался от своих сверстников. Обо всём этом лучше написала корреспондент газеты "Индустриальная Караганда" Елена Алексеева 6-го августа сего года:
      
      
      "...В начале 1981 года в Темиртау пришло официальное сообщение. Призванный из Темиртау рядовой Виктор Иванович Грязнов пропал без вести в начале января 1981 года. Двадцать восемь лет он так и числился пропавшим без вести - одним из двух карагандинцев. Только в этом году родные узнали правду о том, как завершилась короткая жизнь парня. Виктор Грязнов - рабочий парень. Окончил профтехучилище ? 17, работал сварщиком на Карметкомбинате. Очень увлекался техникой, любил спорт, занимался дзюдо, карате.... 8 мая 1979 года Темиртауский горвоенкомат призвал его в армию.
      Он начинал службу в туркменском городе Мары в отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения дивизии авиации дальнего действия. Командовал ею генерал Джохар Дудаев. А в марте 1980 года часть была направлена в Республику Афганистан в город Кундуз.
      Он мало писал родителям о том, что происходит там, где он служит. Разве что бабушке писал чуть подробнее. "У меня все нормально! Берегите себя!" А о чем писать? Здесь учат: останется живым тот, кто выстрелит первым. Всей правды все равно никто не расскажет.
      В начале января 1981 года рядовой Виктор Грязнов и старшина 3-й роты прапорщик Валентин Ярош получили приказ: получить в городе Пули-Хумри грузы с военных складов. Ехали в колонне. В районе Ханабада колонна попала в засаду. Был поврежден ЗИЛ-131, который вел Виктор Грязнов. Начальник колонны, а она перевозила военную почту, отдал приказ: экипажу поврежденного грузовика отражать нападение, а остальным двигаться вместе с бронетехникой.
      Бой длился около получаса. Когда подошла подмога, Яроша нашли убитым. Тяжелораненого, его добивали камнями, вырезали глаза. Грязнов пропал. По сообщению особого отдела КГБ и ХАД (госбезопасность Афганистана), Виктор был взят в плен, но все принятые меры оказались бесполезными - освободить его не удалось. И вот тогда родители-инвалиды получили сообщение: солдат пропал без вести. И числился таковым 28 лет. В 1991 году младший брат Виктора ездил в Москву в МИД СССР, встречался с членами совета матерей и родственников воинов, пропавших без вести в Афганистане. Обращалась семья и в программу "Жди меня". И все безрезультатно...
      А недавно в Казахстан пришло письмо из Афганистана. Перевод с дари на русский выполнил переводчик Валерий Раков. Подпись его засвидетельствована нотариусом. Вот его текст без изменений:
      "В феврале 1981 года моджахедами отряда Абдул Разада Асхакзая во время боя с неверными был взят в плен шурави (советский), назвался Грязнов Виктор Иванович. Ему было предложено стать правоверным мусульманином, моджахедом, защитником ислама, участвовать в газавате - священной войне с неверными кафирами, гяурами шурави (советскими). Шурави Грязнов отказался стать истинным правоверным и уничтожать шурави. Приговором шариатского суда Грязнов был приговорен к смертной казни - красный тюрбан (это очень страшная казнь, связанная со сдиранием кожи тела. Прим. моё), приговор приведен в исполнение. Захоронен в вилаяте (провинция) Саманган.
      Командир моджахедов - воинов ислама Абдул Разад Асхакзай. Печать, подпись.
      Личность, подпись, печать Абдул Разада Асхакзая удостоверяю - улим вилаята Кандагар Исламского государства Афганистан. Печать, подпись."
      Это письмо в семью Грязновых передали воин-интернационалист Суиндык Жумагулов и депутат городского маслихата Фарит Валеев. И теперь уже нет надежды увидеть Витю живым...."
      
      Казалось бы, поставлены все точки. Но... меня, как воина-афганца тревожит мысль, что военная жизнь солдата Грязнова В.И. осталась за кадром, за страницами КНИГИ ПАМЯТИ солдат, погибших в Афганской войне. Я сожалею также о том, что Православной Церкви не известен факт отказа Виктором Грязновым принять другую, чуждую для себя веру. Он также не запятнал себя тем, что воевал против своих братьев-славян. Его духовный подвиг не оценил никто. Мать и отец, глухонемые и оба очень больные и неграмотные, но сына любят и до сих пор ждут, но вот уже почти 29 лет вынуждены считаться с мнением чиновников, что их сын пропал без вести.
      Ваше Святейшество! Своим письмом я выражаю чаяния земляков Виктора Грязнова, воинов-афганцев, неравнодушных людей, знающих его судьбу и мученическую смерть. Так хочется верить, что справедливость может восторжествовать не только на небесах, но и на нашей многострадальной земле. Уповаем на Вашу помощь.
       С безграничным уважением к Вам, Александр Тарнакин.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Послесловие.
    Почти три десятка лет над землёй витала душа погибшего солдата. Если душа умеет изумляться, то этому изумлению не должно быть предела. Люди! Неужели моя жизнь ничего не стоила? Неужели моя смерть для вас и сегодня за семью печатями?
       В самый последний мой час я не переставал верить, что вы не забудете меня; в тот час, когда вокруг меня стояли чужие озлобленные люди с оскалом на лицах вместо улыбок. Они называли меня неверным и спрашивали, зачем я ступил на их землю. Они плевали мне в лицо, пинали ногами и прикладами автоматов Калашникова, точно такими же, с которым я ехал за рулём своего ЗИЛа. Я не убил ни одного человека, я не осквернил ни одной мечети, ни одного мирного дома, не обидел ни одного ребёнка, старика или женщины. Я приехал по приказу. Я оставил больных, немощных, глухих и немых родителей. Я оставил своего маленького братишку. Мне обещали позаботиться о них...
      
       Долгие годы хранились у моего друга Серёги Купцова душманские документы, взятые на прочёске кандагарской зелёнки. Обычная пропаганда, которая часто встречалась во время рейдовых операций. Чаще всего это были карикатуры на Брежнева и Бабрака Кармаля, на которых оба руководителя в уродливой форме заключали постыдные сделки в судьбе Афганистана. Смысл листовок, журналов и плакатов не вызывал у нас никаких эмоций. Мы прекрасно понимали, на кого рассчитан этот набор лжи. Гораздо важнее и престижнее найти склад с оружием. Документы, найденные Сергеем, были особенными. На одной странице журнала была плохенькая фотография военного билета советского солдата.
    А сам журнал испещрён письменами арабской вязи. О чём в нём писалось, никто не знал. Что делать с этими документами? Бросил их Серёга к себе в танк, а после рейда в чемодан. Так и приехали они в Союз, оставаясь напоминанием о службе в Афгане.
       Шли годы. Появились компьютеры, сканеры, принтеры. Интернет. Без всякой надежды на реакцию Сергей выложил документы на страницах всемирной паутины. Можно ли было себе представить, что душманский журнал почти тридцатилетней давности станет основой для продолжения расследования судьбы без вести пропавшего солдата Виктора Грязнова?!
   
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** * * * * * * * * * * * * * * *
    Кому-то эти строчки покажутся сухими, не эмоциональными. Но мне думается, что за эти полгода группой хороших людей приоткрыта ещё одна страничка афганской войны, снят белый налёт безвестности с имени настоящего солдата. Убедившись в том, что нынешние власти оправдываются просчётами времён Советского Союза, считаю, - могут найтись на этой земле люди, готовые вложить средства для поездки в Афганистан, опроса очевидцев, сбора документов, поиска места захоронения, эксгумации тела, вывоза его на родину для идентификации. Полагаю, что прах солдата должен обрести истинное место для вечного упокоения. Ибо прах этот свят. Я не сторонник фетиша, но это и не тот случай. Я плохо разбираюсь в христианстве, но, по моему глубокому убеждению, Виктора Грязнова можно воистину считать великомучеником за православную веру. Кандидаты для поездки в Афганистан? Записывайте меня первым.
       Я много думал также и о том, все ли люди способны проявить лучшие черты своего характера перед лицом смерти, перед необходимостью сделать свой важный выбор. Ну, отрёкся Галилео Галилей от своих научных убеждений. Мы его не упрекаем за это. Но помним, что Джордано Бруно по той же самой причине взошёл на инквизиторский костёр. В зрелом возрасте и здравом рассудке Кассиус Клей, приняв ислам, стал Мохаммедом Али, а Ричард Гир проникся уважением к буддизму. И в этом нет ничего противоестественного. Противоестественно, когда пытаются сломить волю человека, навязать ему свои моральные ценности и убеждения. Сколько тех убеждений могло храниться в молодом неокрепшем сознании Вити Грязнова? Ради каких моральных (не говорю уж о материальных) ценностей Витя Грязнов мог отдать свою жизнь? Несколькими днями ранее он не мог не видеть, во что превратили тело его командира прапорщика Яроша В. С. Это значит, ему было известно, что станет с ним, откажись он от предложений моджахедов. Афганская война знает примеры, когда пленённые советские военнослужащие принимали ислам, вставали с оружием в руках против вчерашних однополчан. Может, у последних был вполне здоровый инстинкт самосохранения, позволивший остаться им в живых.
      
      Читатель! Представь себе на мгновение, что ты стоишь один против многочисленных врагов за несколько секунд до смерти. Нет ни единой надежды, что эти последние секунды жизни станут известны твоей стране, друзьям, родным. Эта смерть не на миру, а потому не красна. Но не гложет подленькая мысль о мольбе пощады. Есть только ненависть к тем, кто, обкурившись наркотиками, сейчас начнёт сдирать с тебя кожу, предвкушая звериное удовольствие от твоих нечеловеческих мучений. Есть только вера в то, что те, кто тебя послал сюда, не оставят без заботы твоих близких и родных людей. Есть только надежда, что Родина не посмеет забыть тебя и воздаст по заслугам. Святая церковь! Помяни в своих молитвах раба божьего Виктора, не допустившего глумления над православной верой! 

Выражаю огромную благодарность Эльмире Омархановой (Казахстан), Сергею Купцову (Украина), Акмалю Имамбаеву(Узбекистан), Жумагулову Суюдыку (Казахстан), Олегу Симонову (Казахстан), Елене Алексеевой (Казахстан), Ракову Валерию (Россия) за их кропотливую работу