Тяжела и неказиста жизнь советского артиста

Наталья Журба
Представляю ту армию безвестных, да и известных (в узком кругу) артистов моей отрасли, что с обострённым чувством ностальгии  и невозвратности к былому, подобно мне мусолят в памяти страницы своей гастрольной жизни по городам и весям бескрайней нашей родины!  Сколько всего было на тех гастролях…  А нонешние «поющие трусы» и иже с ними, требующие навороченные «бытовые райдеры» с коньяком, лимузинами и пр. благами, будто они едут не деньги зарабатывать, а шефские давать… пусть обзавидуются! Вам и не снилось!

Эпизод №1
БАМ! Восточная ветвь. Уренгой. С бригадой Хабаровской филармонии и с темой «Рахманинов» !... Бедный Сергей  Васильевич! Знал бы он на каких площадках и «пианинах» будут звучать его бессмертные опусы! Эстет серебряного века, сибарит, привыкший к триумфам в Европе и Америке…а вот в столовке, .пропахшей кислыми щами при температуре 5 градусов , для аудитории , состоящей из крановщиц, шпалоукладчиков и др. не менее экзотических профессий? Нет, Сергей Васильевич! Вам и не снилось!
 Но если без ёрничества, то почему-то мне  кажется, он оценил бы по достоинству: и пар, валивший из рта экстатично поющей  меццо «О, нет ,молю, не уходи!»… и замершую в изумлении публику -неужели эти  сумасшедшие в бархатных декольтированных платьях , и эти чокнутые с бабочками и большими и маленькими скрипками (от альта и виолончели они совершенно охренели), что в паузах, пока я с воодушевлением вещаю о «трагической судьбе художника-эмигранта» суют руки в кастрюлю с горячей водой, чтобы пальцы потом всё же побежали по клавишам и струнам, и всё это великолепие для них, пришедших после  смены в телогрейках и шапках-ушанках. И всё это для них звучит, и с таким патетизмом рассказывается, и всё на полном серьёзе, с уважением… Скажу  честно: многое я потом повидала и в роскошных залах довелось работать, но эти гастроли –самые первые и самые трудные-не забуду никогда! Вспоминаю, как самые счастливые моменты своей жизни!
Как не забуду талантливейшего пианиста Костю Ложкова , скрипача Сашу Фабера, певца Валеру Иванова-царствие им небесное. Может для того и вспоминаю. чтобы отдать им должное и другим рассказать…
 Костя был, мягко говоря, человек пьющий. Ещё в аэропорту Хабаровска он отозвал меня в сторону и спросил: -Ты лететь не боишься? –Боюсь -честно призналась я.
-тогда иди к Валерке( тенор Иванов был бригадиром) и проси, чтобы меня не досматривали. Недоумевая,  передала просьбу Иванову. Как они выкрутились -не знаю, но когда в самолёте, радостный Костя открыл свой облезлый чемоданчик и приподнял сверху лежащие синие треники ,  мы с изумлением увидели ровными, плотными рядами возлежащие пузатенькие бутылки с водкой и более ничего!  Как же они нас спасали все гастроли… Когда в молдавском посёлке нас поселили в стеклянной гостинице-тереме, естественно, не рассчитанной на морозы -50, а внутри не более 10, мы дружно благодарили Костю после возлияний и укладывались все в одной комнате прямо в пальто и сапогах…
А когда перелетали на  вертолёте в следующий, жаждающий  познать творчество Рахманинова посёлок, тот же 120ти килограммовый Костя вдруг вскочил и завопил: -Смотрите олени! или медведи…как же матерился лётчик, когда наш вертолёт накренился из-за Костиной экзальтации и мы чуть не зацепились за провода….
А мягкий, интеллигентный Саша Фабер  всегда и всюду подавал мне 19летней девчонке руку, пропускал вперёд, снимал шубку, чем сильно удивлял и смешил местный народ. Зато мне на всю жизнь преподал урок самоуважения1 Спасибо моё запоздалое, Саша!

Продолжение следует…