То ли снится, то ли мнится или загадки Зигмунда Фр

Ольга Сафарова
13:04 17.02.04               
 ТО ЛИ СНИТСЯ, ТО ЛИ МНИТСЯ или ЗАГАДКИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА .. В кабинете Зигмунда Фрейда, недалеко от знаменитой кушетки висела и по сей день висит репродукция картины Эдип и Сфинкс, которую подарили почитаемому профессору ученики и поклонники его метода психоанализа. Этот подарок символизировал то,что Фрейд разгадал загадки психики человека, как Эдип разгадал Загадку Сфинкса. Но вся жизнь и титаническая личность самого Зигмунда Фрейда является загадочным сфинксом и ждет своего Эдипа, который разгадает ( или не разгадает ) его загадки и тайны.   Он родился 6 мая 1856 года в маленьком городе Фрайбург в Моравии в бывшей Австро-Венгерской империи,теперь это территория Чехословаки, и умер в возрасте 83-х лет 23 сент.1939 года в Лондоне мучаясь от многократно оперированного рака верхней челюсти и уговорив своего лечащего врача Макса Шура сделать ему инъекцию большой дозы морфия и повторить её, так что по сути это было эфтаназией. Он умер в 3 часа ночи в субботу , и это был праздник Йом Киппур, еврейский праздник Дня Искупления, искупив своей мужественной смертью все ошибки и противоречия своей жизни и личности. Задолго до его смерти его взгляды,труды и методы были известны во всем мире и вызывали как яростное неприятие,так и восторженное почитание. " Венским шарлатаном" называли его одни, а Гением и Учителем--другие. Потомок бедных галицийских евреев, он родился от 2-го брака Якоба Фрейда,которому было 40 лет. Якоб вот-вот должен был стать дедом мальчика, родившегося у его сына от первого брака Эммануила. Мать Зигмунда --Амалия Натансон была на 20 лет моложе мужа. Восемь месяцев спустя после рождения Зигмунда--золотого Зиги, как называла его мать, Амалия снова ждала ребёнка и когда родился братик Юлиус,  Зиги ревновал мать к нему, а смерть Юлиуса полгода спустя вызвала в нём раскаяние, что проявлялось впоследствии в его снах. У Якоба и Амалии, кроме Зиги, было ещё в живах пятеро дочерей и один сын, к тому же неподалёку жила семья взрослого сына Эммануила и его сын (племянник Зиги ) Джон был всего на пару месяцев старше Зигмунда. Таким образом, Фрейд в детстве на себе испытал все варианты взаимоотношений в семье: сводный брат на 20 лет старше, он сам --дядя--на 2 месяца моложе племянника плюс куча младших сестер и братьев с целым букетом детских ревностей, притеснений и обид, да ещё старый отец первоначально мало обращавший на него внимание. Вероятно, весь этот детский опыт послужил материалом для создания его теорий о детской сексуальности, подавленных страхах, фантазиях, неосуществленных желаниях и, в конечном итоге, неврозов и различных фобий. Многие тогдашние и современные биографы и исследователи считают, что его работы о гомосексуальности Леонардо ДаВинчи,  "  О Маленьком Гансе" с эдиповым комплексом, о "Крысином человеке" с его снами о крысах и работа о "Волчьем человеке" с кошмарами о белых волках--все эти статьи и работы несут в себе не только и не столько анализ пациентов, сколько самоанализ детских впечатлений самого Фрейда, который полагался на собственную интуицию и убедил себя, что полученные результаты универсальны. Кроме того , его обвиняли в том, что он  "навязывает анализируемым свои ассоциации и подсказывает несуществующие воспоминания".. В книге " Толкование сновидений" (1899-1890гг.) он пишет , что некоему пациенту приснилось, что служанка воровала, а мать это подтвердила, что он играл на лугу одуванчиков с Джоном и Полиной ( племянниками-детьми), что мальчишки украли цветы у Полины,и,как анализировал Фрейд, его память скрывает нечто менее невинное. Он приписал это воспоминание безымянному пациенту в работе "Покрывающие воспоминания"(1899г.), но этим пациентом был сам Фрейд, как выяснил после его смерти его последователь З.Бернфельд. Игры на лугу и кража цветов (дефлорация) по толкованию Фрейда --это запретные фантазии об изнасиловании и первой брачной ночи скрытые в подсознании, вытесненные, замещенные в воспоминаниях сюжетом о похищенных цветах и тем самым ставшие приемлимыми: ОНО--тёмные желания подсознания, Я--сбъект воспоминаний и сновидящая личность и Сверх-Я-- нравственная сторона личности ,заменяющая непристойные желания невинным похищением цветов. В 1860 году семья Фрейдов переселяется в Вену.где Зигмунд прожил всю жизнь эмигрировав в Англию от Гитлеровского рейха в июне 1938 года,, заплатив Рейху выкуп под названием "налог" в сумме 31 329 рейхсмарок, каковую сумму помогла ему выплатить его пациентка и последовательница  принцесса Мария Бонопарт, позже он возвратил ей долг. Взрослые же сыновья от первого брака  в год переезда Якоба с семьёй в Вену уехали в Анлию. Перед этим разъездом одних в Вену, других в Англию, в 1859 году матери Зигмунда Амалии было 23, её пасынку Филиппу-24, а мужу Якобу -44 года и существует предположение, основанное на довольно шатких доказательствах, что между пасынком и молодой мачехой была тайная связь, что, может быть и послужило причиной переезда. Фрейда могли смущать в детстве  эти отношения, а они были не единственным "скелетом в шкафу" в семье Фрейдов-- его сводные братья в Англии были связаны с уголовным делом о фальшивых деньгах, производство которых наладил брат Якоба--Иосиф, в 1866 году его судили в Вене за то, что он напечатал целое маленькое состояние в русских рублях и посадили в тюрьму на 10 лет. На суде упоминались компрометирующие письма от братьев из Англии о перевозке фальшивых денег. В Вене Зигмунд пошёл в частную еврейскую школу, а в 9 лет в государственную гимназию. Сначала учился средне, но впоследствии все 8 лет до поступления в университет завоёвывал первые места и был одним из лучших учеников класса. Его, по его собственным словам, снедало честолюбие и желание добиться успеха--в результате --выпускной аттестат с отличием. Осенью 1873 года Зигмунд становится студентом мед.фак-та Венского университета и посещает семинары по философии и логике. И 1877 году он подрабатывает лаборантом в Физиологическом ин-те , изучая клетки нервной системы , в 1879г--год военной службы, в 1881г. он окончил мед. факультет и год работал лаборантом в клинике Венской больницы, где занимался анатомией мозга и нервной системы, затем интернатура, где ему пришлось заниматься хирургией,дерматологией, психиатрией и внутренними заболеваниями. Через год --он приват-доцент и получает возможность поехать в Париж в клинику доктора Шарко, известного не только "душем Шарко", но и тем что он одним из первых применял гипноз при лечении психических заболеваний и первым доказал наличие истерии у мужчин, каковая до того считалась исключительно женским заболеванием( даже название " истерия" происходит от греческого слова, обозначающего матку). Работая в клинике Шарко , Фрейд принимал участие в лечении гипнозом; затем работа в Берлине по детским заболеваниям, возвращение в Вену, открытие своей частной клинике и женитьба на Марте Бернейс 13 сент.1886 г., с которой он был помолвлен долгих 6 лет. Их семьи дружили и Зигмунд увидел её впервые у себя дома в кругу его семьи за столом, она чистила яблоко ( ассоциация с яблоком Евы). Зигмунд влюбился с первого взгляда: из его писем и воспоминаний---"свежая" и "милая"---вот какой он её увидел. Они гуляли вместе и он посылал ей каждый день красную розу. В 1883 г. на Рождество Зигмунд и Марта  официально объявили о своей помолвке , а семья Марты  вмете с ней переехала в Гамбург. Семья Марты не была в восторге от Зигмунда---он был беден, но в своих многочисленных письмах невесте обещал достигнуть обеспеченного существования  " и неважно , сколько для этого понадобится лет" и он выполнил своё обещание, правда ждать пришлось долго! И вот невероятно, но факт--- Зигмунд Фрейд, открывший влияние сексуальности на становление личности, начиная с внутриутробного существования, посвятивший свои работы инцесту, совращению детей, бисексуальности и т.п., оставался девственником до свдьбы, т.е. до 30 лет, и это в легкомысленной Вене! Это настолько необычно для автора психологической теории, вращающейся вокруг секса, что именно собственное воздержание, возможно, заставило Фрейда придать сексу такое значение.  Брак с Мартой можно назвать счастливым, хотя её не интересовало, чем Фрейд зарабатывает деньги, свои теории и практики он обсуждал с её незамужней сестрой Минной, которая жила вместе с их семьёй. У Зигмунда с Мартой родилось шестеро детей, причём Фрейд, отвергая все имевшиеся в то время методы контрацепции, как вредные для здоровья и психики, периодически воздерживался от близости с женой. Промежуток между рождением 5-го и зачатием 6-го ребёнка составил 18 месяцев воздержания, об этом Зигмунд упоминает в письмах другу Флису  впоследствии он пишет ему же , с каким облегчением он воспринял наступление у Марты менопаузы в 49 лет. За время их долгой помолвки произошло много событий, они нашли отражение в сотнях писем, написанных Фрейдом невесте и школьному другу Эдуарду Зильюерштейну, жену которого Полину Зигмунд анализировал и лечил, вероятно безуспешно, так как она покончила с собой, направляясь на приём к Фрейду, выбросилась из окна. В 80-ые и 90-ые годы Фрейд приобрёл среди коллег по учёбе и работе первах соратников и последователей, многие из которых впоследствии стали его противниками, последних он  в письмах и разговорах объявлял параноиками. Вторая волна друзей и последователей приходится на 1900-е годы, среди которых были Адлер, Юнг, Джонс, Ференци, Цвейг и многие другие, тоже разделившиеся на апологетов -продолжателей и на отступников и предателей--конечно, параноиков. Одно время Зигмунд работал на кафедре физиолога Э.Брюкке и с его помощью  получил 2 стипендии от частных еврейских фондов в 1878 и 1879 году, тот стал его старшим другом, как и его ассистент Эрнст Флейшель фон Марксов. Йозеф Брейер, модный врач с репутацией учёного, стал его самым важным другом в этот период его жизни, он был старше Зигмунда на 14 лет, женат, преуспевал и одалживал Фрейду значительные суммы денег. Фрейд тогда посещал с ним  его пациентов, они обсуждали симптомы и ход лечения. В 1882 году Брейер рассказал ему о пацентке Анне О.( настоящее имя Берта Паппенгейм), у которой истерия выражалась в параличе конечностей, потере слуха и зрения ,нарущениями пищеварения и приступами кашля. Метод лечения Брейера состоял в основном в том, чтобы дать ей выговориться, добиваясь воспоминаний о причинах и времени появления симптомов, после чего и, как им казалось, в результате чего симптомы исчезали. Этот метод "проговаривания" и последующего " катарсиса" ( очищения) и считается толчком к началу развития психоанализа.Случай этой пациентки был описан вместе с ещё 4-мя случаями в совместной работе Брейера и Фрейда " Очерки по истерии" .Эта Берта Паппенгейм( Анна О.)        "несчастная дочь богатых родителей, мучимая видениями и кошмарами, долго лечилась у Брейера и вызвала такую ревность у его жены Матильды, что Брейер был вынужден прекратить лечение, в результате чего у Берты начались на следующий день истерические роды( ложная беременность), Брейер снял этот приступ гипнозом и уехал с женой в Венецию от греха подальше. Дальнейшая судьба  Берты Паппенгейм подтверждает  теорию Фрейда о " сублимации сексуальной энергии": она в тридцать лет занялась работой в социальной сфере Германии, занималась вопросами проституции, продажей женщин в публичные дома и детской беспризорностью, признанием её заслуг явился выпуск почтовой марки с её изображением в 1946г. в ФРГ. Готовя к публикации "Очерки по истерии", Фрейд настаивал на акцентировании сексуальной неудовлетворенности, как причине истерии, Брейер же настоял этого не делать, т.к. не придавал сексу такого значения, как Фрейд и не хотел "выпячивать секс".К 1896 году  взгляды и дружба Фрейда и Брейера разошлись,но завязалась дружба и многолетняя переписка с Вильгельмом Флисом с его идеями детской сексуальности, бисексуальности и интересной идеей о физиологической связи носа с гениталиями.Эти идеи разделял и развивал и Фрейд, но до определенного временного и исследовательского предела, впоследствии они разошлись и Флис стал "параноиком". В 1884 году Фрейд начал экперементироать с кокаином на себе,  своих друзьях и даже невесте.Он считал, что кокаин лечит нервное истощение,невралгию , сердечные болезни, бешенство и диабет, В письме  он пишет  Марте, что " стал принимать маленькие дозы от дипрессии и несварения желудка и добился рекрасных результатов". Он шлёт кокаин Марте, чтобы она " стала крепче и румянее". Кокаином он лечил богатого друга и заимодавца Флейшля фон Марксов от пристрастия к морфию. Фрейд пишет статью "О коке" и ещё ряд статей на эту же тему( последняя в 1887г.), где признаёт наконец , что кокаин для морфинистов может быть опасен ( Флейшль к 1885 году излечился от морфия, но пристрастился к кокаину).А врачи и психиатры стали обвинять Фрейда в том , что он помог выпустить на свободу "бич человечества", Флейшль же умер в 1891 году и его призрак снился Зигмунду, о чём он пишет в " Толковании сновидений", а его портрет до сих пор висит над знаменитой кушеткой. Но самым обидным для Фрейда с его честолюбием стало то , что летом 1884 г. , когда он был полон энтузиазма по поводу кокаина, его более молодой коллега по больнице, офтальмолог Карл Коллер, открыл то, что Фрейд упустил из виду: приём кокаина орально ведёт к онемению рта и губ и, упомянув в разговоре с Коллером об онемении тканей , Фрейд натолкнул того на мысль применять это вещество для местной анестезии при операциях на глазах, о чём Коллер, проделав ряд опытов, опубликовал статью, закрепившую за ним это открытие, пока Зигмунд ездил к невесте в Гамбург. Итак, открыв свою клинику, Фрейд начал приём пациентов, которых первоначально направляли ему коллеги и друзья; три четверти из них были женщины, а все вместе ---представиели буржуазно-интеллектуального общества. Это не означало, что среди мелких служащих,рабочих и ремесленников не было неврозов и фобий, у них просто не было денег, т.к. психоанализ удовольствие длительное и дорогостящее. Фрейд практиковал до конца июля 1939г.,буквально за два месяца до смерти, и вёл приём по 8-10 часов в день, иногда поддерживая силы кокаином и играя в свободное время в карты, каковое развлечение он очень любил. За столь долгую практику он совершенствовал и углублял метод психоанализа, опубликовал массу научных работ, статей, лекций и написал тысячи писем коллегам, друзьям и родственникам; основная часть его переписки находится в Библиотеке Конгресса США. Из переписки известно, что Фрейд считал себя кандидатом на Нобелевскую премию,но так её и не получил; экстаординарным профессором он стал в 1897 году по рекомендации проф. Крафт-Эбинга, автора " Сексуальной психотерапии ", который критически относился к Фрейду, но дал ему рекомендацию.
                Ещё при жизни Фрейда психоанализ вышел за рамки терапии и проник в философию, литературу, социологию, став явлением мировой культуры; этапы психоанализа--это переход от гипноза к собственно психоанализу, самоанализ, анализ сновидений методом свободных ассоциаций, углублённое воссоздание детских воспоминаний вплоть до внутриутробных, нисхождение в глубины бессознательного и его проявление в сновидениях, поведении,обмолвках и описках,психосамотических симптомах, а также выявление защитных механизмов психики путём неосознанного замещения страхов и подавленных желаний приемлимым для морали набором символов и образов.
                Монументальный труд Фрейда " Толкование сновидений "( выдержал 9 прижизненных изданий), затем работа " По ту сторону удовольствий " формулируют взгляды Фрейда на секс, голод, чувство самосохранения и жажду удовольствий----как на основные движущие силы психики, балансирующей в системе Эрос-Танатос (Любовь-Смерть) и в Фрейдовской модели личности: ОНО (тёмные импульсы и желания)---Я(разум)---СверхЯ(нравственное чувство, мораль). Фрейдовское толкование сновидений кардинально отличается от всех веками накопленных опытом человечества толкований тем, что  абсолютно исключает предсказательное, направленное в будущее значение сновидений. Фрейд оперирует прошлым человека и его влиянием на настоящее душевное состояние и психосамотические симптомы. Толкование Фрейдом образов, предметов и действий во сне совершенно отличается от всех существующих с незапамятных времён сонников, смысл сновидения выявляется методом свободных ассоциаций. причём, как установленно современными исследователями, в прцессе толкования снов пациента, Фрейд часто навязывал ему вольно или невольно свои собственные ассоциации, это видно из его писем и дневников.Но некий набор толкования символов и предметов у него таки имел место: так, все удлинённые прадметы---галстуки, трости, зонты, иногда почему-то шляпы, зубы--это образы фаллоса, а полые предметы---тазы, вазы, кастрюли, пещеры, комнаты, корзины--обозначают женские гениталии, а вот лестницы и полёты во сне символизируют соитие или коитус, так во времена Фрейда именовался половой акт. И "работа сновидений" по Фрейду --это выявление из подсознания скрытых, подавленных за неприличностью, тёмных желаний, в которых человек не волен. Современники обвиняли Фрейда в том, что, объясняя плохие поступки людей их забытыми переживаниями детства, он снимал с них чувство вины и муки совести и это вело к аморальности и вседозволенности ,хотя он и говорил о "сублимации"--трансформации сексуального влечения и изначально свойственных человеку низких побуждений в высшие типы деятельности--творчество и социально полезные занятия, что по Фрейду было под силу редким, сильным в нравственном отношении личностям, таким, как он сам.В его письмах его самооценка---адвокат дьявола.
                Первый проанализированный им самим сон, увиденный Фрейдом с 23 на 24 июля 1895 года, знаменитый сон "об инъекции Ирме", занял почетное место в вышедшей 5 лет спустя книге " Толкование сновидений". В этом сне, записанном по пробуждении, Фрейд беспокоится, что его обвинят в ухудшении состоянии его пациентки Ирмы, с ним был "доктор М" ( на самом деле Брейер)," друг Отто "( доктор Оскар Рие) и "друг Леопольд" ( некий педиатр). Предпологалось во сне, что инфекция Ирмы была вызвана инъекцией, сделанной "Отто"--возможно грязной иглой по поводу носовых кровотечений , вызванных сексуальной неудовлетворённостью, т.к. по Флису нос связан с половой сферой. Предположительно, Ирмой была некая Эмма Экштейн. Разобрав сон на составные части и проанализировав, какие мысли о себе самом они у него вызывают, Фрейд заключил, что в картинках сна  скрывается идея, что он не виноват в состоянии Ирмы и, таким образом, содержание сна "было выполнением его желания, а его мотив был самим желанием" снять с себя вину. Многие фрейдисты проводили впоследствии анализ этого сна, в том числе Флис, Э.Эриксон уже в 1954 г. и К.Юнг, который утверждал, что в этом сне Фрейд признаётся в собственном неврозе, оправдывая неудачу Флиса с Э.Экштейн ( Ирмой),которой он провёл неудачную операцию в носовой полости ("нос связан с нарушением менструального цикла"), что привело к носовым кровотечениям. Но "Ирма", по мнению фрейдистов, о которой Фрейд беспокоился---это не "Ирма", а замещённая ею во сне его собственная жена Марта, с которой у него были неудовлетворительные интимные отношения, т.к. Марта в частности не любила оральный секс, которым он хотел заниматься, отвергая контрацепцию и страдая от воздержания---его охватывало чувство вины по поводу последней, 6-ой беременности Марты. Он сам неоднократно возвращался к толкованию этого сна, занимаясь археологическими раскопками воспоминаний, выкуривая по 26 громадных сигар в день и подкрепляясь марсалой.
                Помимо всего прочего, в жизни Фрейда была ещё одна страсть--- с конца 19-го века он начинает собирать археологические артефакты, которые теперь хранятся в его музее в Вене, хранительницей которого и всего его наследия была его незамужняя дочь Анна до самой своей смерти в 1982 году, она же держала под контролем публикацию переписки Фрейда и издания его биографий, из которых самая полная, трёхтомная, написана его учеником и последователем  Э.Джонсом, 3-й том вышел в 1957 г.
                В настоящее время можно сказать, что дело Фрейда живёт и побеждает, существуют общества его имени во многих странах, музеи в Вене, Лондоне и много где ещё, особенно распространился психоанализ в Америке, там очень принято " посещать своего психоаналитика". Что касается Росии---то по словам самого Фрейда, Россия----это подсознание Запада, и, вероятно, мы чисто подсознательно трактуем сны по- своему, а поговорить, излить душу, получить совет и исповедаться предпочитаем мудрому старшему родственнику, другу или священнику, а не психоаналитику за деньги, к тому же, а вдруг он вообще плохой человек, бьёт жену, да и просто маньяк, как мы часто это видим в американских фильмах.
                Теперь попробуем, по примеру многих фрейдистов, проанализировать один из снов Фрейда из его книги " Толкование сновидений". Фрейд описывает своё сновидение так: "Я еду на извозчике и велю ему ехать на вокзал, "" По железной дороге я, конечно, с вами не поеду,""---говорю я ему на его замечание, что он устал; при этом. однако, мне кажется, будто я проехал с ним часть пути. по которому едут обычно в поезде." По словам Фрейда, это сновидение было внушено ему встречей с графом Туном, неким аристократом. Фрейд раскрутил этот короткий сон таким образом, что извозчик-кучер это замещение персоны графа Туна, т.к." аристократ" замещается  в сознании "кучером"---(аристократ правит страной, как кучер экипажем). Мы же в России руководителя страны назвали бы "кормчим"--т.е. правящим, стоя у руля. Далее Фрейд анализирует, что т.к. в Австрии кучеров величали herr Schwager--"зятёк", этот образ трансформировался в брата Фрейда, с которым Фрейд отказался в том году ехать в Италию(" по железной дороге я с вами не поеду"), а отказ был вызван тем , что путешествуя с Фрейдом брат " устал", что вошло в сновидение в изменённом виде----кучер "устал". Мы бы истолковали этот короткий сон по-своему таким образом: путь, езда---это жизненный путь самого Фрейда, езда по железной дороге это довольно гладкий, предсказуемый жизненный путь, однако ему кажется, что часть его жизненного пути изобиловала трудностями-- во сне ему кажется, что он проехал часть пути в экипаже, там где обычно ездят в поезде, т.е.некомфортно. Что касается аристократов-руководителей страны-----кучера-водителя экипажа, то можно считать этот сон провидческим, т.к. аристократы из России после революции в эмиграции в Париже.,Вене и Берлине работали водителями такси----рулили не страной, а автомабилями.
                В заключение скажу, что сны-это чудесный дар природы( или богов) людям, где они и осуществляют желания, и видятся с любимыми, и путешествуют туда, куда их приводят мечты.