Памяти легендарного конструктора

Петр Голубков
17 марта  2010г – сто первая годовщина со дня рождения одного из основателей ракет-но-космической отрасли СССР Владимира Павловича Бармина (1909 – 1993).
В.П. Бармин - выдающийся советский конструктор пусковых установок ракетного оружия и стартовых установок космических ракет-носителей, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и трех Государственных премий.
Ниже приведено ранее не публиковавшееся поздравление автора, направленное  В.П.Бармину в день его 80-летия:

К 80-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА В.П.БАРМИНА

Достойна кисти, оды и романа
Вся Ваша удивительная жизнь!..
В ней старты, от «Катюши» до «Бурана» -
В единый подвиг творческий слились…

А Вы – в пути, Вы – снова на орбите,
И далеко до финишной черты…
Желаем новых стартов и открытий,
Здоровья, воплощения мечты!..

Март 1988г                Коллеги и последователи.

Историческая справка:

Владимир Бармин родился 17 марта 1909 г. в городе Москве. Отец - служащий, мать - домашняя хозяйка, дедушка и бабушка - крестьяне. В 1926 г. Владимир закончил девятилетку и решил поступать в МВТУ, но… Ему не было 18 лет, а тогда в таком возрасте в училище не принимали. Ему пришлось пройти ряд проверок и собеседований, в результате чего с характе-ристикой "здоров, физически крепок, годен" и "весьма удовлетворительно разбирается в поли-тике" был допущен к конкурсным экзаменам, которые успешно сдал. В 1930 г. Владимир Бар-мин с успехом закончил механический факультет, был распределен отделом кадров Нарком-тяжпрома на московский завод "Котлоаппарат" (теперь завод "Компрессор") и стал работать инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам. В декабре 1935 г. В.П.Бармин был командирован на пять месяцев в США для изучения компрессоростроения. По заверше-нии командировки представил весьма ценный обширный отчет, с учетом и по рекомендациям которого заводом были освоены новые виды продукции. За время работы В.П.Бармин прини-мал активное участие в разработке большой номенклатуры компрессоров и холодильного обо-рудования для многих отраслей промышленности. Всесторонняя теоретическая подготовка и хорошие организаторские способности позволили ему в короткий срок пройти путь от рядового инженера до главного конструктора завода. На эту должность он был назначен в декабре 1940г. 
1941 год… на восьмой день войны В.П.Бармина вызвали к наркому общего машиностроения И.П.Паршину и предложили возглавить работу по созданию промышленных образцов реактив-ных боевых установок (впоследствии названных «Катюша») и освоению их промышленностью. Все промышленные образцы установок М-13 и М-8, находящиеся в производстве на различ-ных заводах Союза и принятые на вооружение Гвардейских минометных частей, выпускались по чертежам, разработанным коллективом СКБ завода "Компрессор" под непосредственным руководством В.П.Бармина и при его прямом участии как главного конструктора. В самом на-чале новой работы им был предложен и создан новый тип спаренной 48-зарядной установки с круговым обстрелом снарядом калибра М-8. Все выпущенные в исключительно короткие сроки конструкции имели высокую боеспособность и вместе с тем были просты и дешевы в изготов-лении, что и дало возможность наладить их производство в больших количествах на самых различных заводах Союза. За время войны в СКБ под руководством главного конструктора В.П.Бармина разработано 78 образцов различных пусковых установок и их модификаций, 36 из которых были приняты на вооружение Советской армии и Военно-Морского флота. За эти работы в годы войны В.П.Бармин награжден первым орденом Ленина (15.03.1943), орденом Трудового Красного Знамени (29.03.1944), орденом Кутузова I степени (20.09.1945), удостоен Сталинской премии I степени (1943 г.). В 1946 г. СКБ завода "Компрессор", которое возглавлял В.П.Бармин, было преобразовано в Государственное союзное КБ специального машинострое-ния. Перед коллективом была поставлена задача: создать наземный комплекс (подъемно-транспортного, стартового, заправочного оборудования) для подготовки и пуска ракет дальне-го действия. В том же году группу конструкторов, в которую входил В.П.Бармин, командирова-ли в Европу для ознакомления с ракетной техникой поверженной Германии. Проработав не-сколько месяцев в Польше, Чехословакии, В.П.Бармин почти на год осел в Берлине, возглавив институт «Берлин». После возвращения в СССР В.П.Бармин во главе ГСКБ Спецмаш вплот-ную занялся разработкой стартовых комплексов. В этот период во всем блеске развернулся его многогранный конструкторский, научный, инженерный и организаторский талант. В корот-кие сроки были разработаны надежные передвижные и стационарные стартовые комплексы для баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и Р-5М. Одновременно с этим в ГСКБ Спецмаш под руководством В.П.Бармина были начаты работы по решению проблемы пуска ракет из шахт. Созданная для этих целей шахтная пусковая установка "Маяк" позволила провести большую серию научно-исследовательских работ по выявлению всех проблем подготовки и пуска ракеты из шахты с учетом всех воздействий на нее. Успешно проведенные испытания на этой шахтной пусковой установке позволили в период 1959-1963 гг. разработать большую группу подобных установок, что способствовало созданию ракетного щита нашей Родины. К этому времени полным ходом успешно работал механизм ускорения развития ракетной техни-ки, организованный С.П.Королёвым, - Совет главных конструкторов. В истории он известен как великая шестерка Главных, членом которой был и главный конструктор стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин. Триумфально была завершена в эти годы работа по созданию комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. С успехом прошли и ее летние испытания в августе 1957 г. В дальнейшем коллектив КБ, руководимый В.П.Барминым, дополнительно ввел в эксплуатацию агрегаты и системы стартового комплек-са, которые обеспечили запуск Первого спутника Земли, а также выполнение программы ос-воения космического пространства: первый полет человека в космос, все пуски по пилотируе-мым программам, запуски многих КА в интересах Министерства обороны, выводимых различ-ными модификациями легендарной «Семерки» с Байконура и Плесецка.
Менялся тип ракет-носителей, их энергоносители, габариты и масса, предъявлялись новые, повышенные требования к подготовке и пуску (время подготовки, безопасность работ, автома-тизация) - все это усложняло структуру, увеличивало состав стартового комплекса и его раз-меры. В середине 60-х создан стартовый комплекс для ракеты "Протон", в котором нашли свое отражение новые инженерные решения, обеспечивающие автоматизацию технологических процессов при установке, заправке и подготовке к запуску и пуске ракеты. Сделать все воз-можное, чтобы при опасных операциях в работе с ракетой на стартовой площадке отсутство-вали люди, - требование, которое было успешно выполнено.
Вершиной и триумфом советской ракетно-космической техники конца XX века стало создание универсальной космической системы "Энергия-Буран". Коллектив КБ общего машиностроения (так ГСКБ Спецмаш стало именоваться с 1966 г., а с 1999 г. - КБОМ имени В.П.Бармина) под руководством генерального конструктора В.П.Бармина при участии многих смежных коллекти-вов конструкторских бюро, НИИ, НПО и заводов создал уникальный стартовый комплекс и универсальный стенд-старт со всеми приданными им службами для этой программы. Старт ракеты "Энергия" 15 мая 1987 г. показал, что со стенда-старта, кроме наземной отработки дви-гателей и ракеты, можно успешно и надежно проводить и пуски ракет. Первый успешный пуск ракеты "Энергия" с космическим кораблем "Буран" со стартового комплекса 15 ноября 1988 г. подтвердил, что разработанные под руководством В.П.Бармина уникальные агрегаты и систе-мы сложнейшего комплекса, их конструкция, компоновка и надежность в работе - громадный вклад во всемирную ракетно-космическую технику. Одновременно с проектированием старто-вых комплексов в КБ большая группа конструкторов под руководством главного конструктора В.П.Бармина вела работы, связанные с исследованием Луны, Венеры, Марса. Проектировался такой сложный объект, как долговременная лунная база, создавались разные виды исследо-вательского оборудования для нее. В процессе разработки были определены задачи базы, принципы ее построения, этапы и стадии развертывания, состав научного и специального обо-рудования. Прорабатывались вопросы выполнения транспортных и строительно-монтажных работ на поверхности Луны, обитаемости и энергопитания, связи и снабжения расходуемыми компонентами. Из-за отсутствия финансирования эти работы были приостановлены, но их ре-зультаты не потеряли актуальности и сегодня. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ были созданы грунтозаборные устройства. С помощью одного ГЗУ ЛБ-09 была взята про-ба лунного грунта с глубины 2.5 м без нарушения порядка залегания пород и обеспечена его доставка на Землю с помощью АМС "Луна-24". С помощью других ГЗУ ВБ-02, работавших в составе АМС "Венера-13», -14 и "Вега-2", был осуществлен забор образцов грунта в экстре-мальных условиях в трех точках поверхности Венеры и обеспечено получение и передача по радиоканалу на Землю уникальной научной информации о химическом составе пород Венеры. Группа специалистов под руководством В.П.Бармина создала комплекс технического оборудо-вания для получения неорганических материалов и биологически активных веществ на борту пилотируемых станций «Салют-6», «Салют-7» и технологических спутников серии «Фотон». Результаты разработки получили признание мировой научной общественности. Кроме того, В.П.Бармин возглавил работы по конверсии: разработку оборудования для хранения и пере-работки сельскохозяйственных продуктов. Наряду с производственной деятельностью В.П.Бармин активное участвовал в подготовке молодых специалистов и ученых. С 1931 г. он преподавал в МВТУ сначала на кафедре термодинамики, а с 1934 г. работал доцентом кафедр "Компрессоры и воздуходувки" и "Холодильные машины и аппараты". В 1937-1939 гг. Влади-мир Павлович руководил специальным дипломным проектированием в Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева. В 1940 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила ему уче-ное звание доцента. Великая Отечественная война прервала научно-педагогическую деятель-ность ученого. Но вскоре после ее окончания В.П.Бармин к ней вернулся, став преподавате-лем и руководителем дипломных работ в Артиллерийской академии им. Ф.Э.Дзержинского. В 1959 г. Владимир Павлович организовал в МВТУ и возглавил специальную кафедру по новой технике. В том же году он стал доктором технических наук, в 1960 г. - профессором. В 1958 г. В.П.Бармин избран членом-корреспондентом, а в 1966 г. - действительным членом (академи-ком) Академии наук СССР. С 1973 г. академик В.П.Бармин был бессменным председателем Комиссии Академии наук СССР по использованию энергоаккумулирующих веществ в машино-строении, механике и экологии, а также в ракетно-космической технике. Многолетняя плодо-творная деятельность и выдающиеся заслуги в создании новой техники для космонавтики главного конструктора, а затем генерального конструктора академика В.П.Бармина неодно-кратно отмечены Родиной. В 1956 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В послевоенные годы он награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и одиннадцатью медалями. Ему присвоены Ле-нинская, Сталинская и три Государственные премии. Талантливый конструктор, ученый и про-фессор-педагог, замечательный организатор, на протяжении 52 лет руководивший легендар-ным коллективом конструкторов, общественный деятель, создатель уникальной ракетной и космической техники, очень душевный Человек с большой буквы - таким был академик Влади-мир Павлович Бармин…

17.03.2009г на космодроме Байконур проходили праздничные мероприятия в честь 100-летия со дня рождения В.П.Бармина. Торжества на Байконуре начались митингом у памятника В.П.Бармину на улице, носящей его имя. На стадионе школы №10 состоялись показательные пуски моделей ракет. Затем в школе №10, носящей имя В.П.Бармина состоялось торжествен-ное собрание, посвященное юбилею конструктора. В собрании участвовали руководители предприятий космодрома и города, ветераны космодрома Байконур, школьники. После завер-шения торжественного собрания состоялся большой концерт. Окончанием торжественных ме-роприятий стали экскурсии участников торжеств в музей В.П.Бармина, созданный в школе при поддержке КБ ОМ. Сейчас на Байконуре эксплуатируется два стартовых комплекса для ракет «Союз» (пл.1 и пл.31) и два стартовых комплекса для ракет «Протон» (пл.81 и пл.200), разра-ботанные в КБ В.П.Бармина. На космодроме работает два Центра эксплуатации и испытаний КБ ОМ, занимающихся эксплуатаций стартовых комплексов «Союз» и «Протон» и в составе расчетов запуска участвующих в предстартовой подготовке и пусках ракет.
*Информация сайтов Роскосмоса и Новости космонавтики.

Сто первая годовщина со дня рождения – событие, позволяющее всем, причастным к развитию ракетно-космической отрасли СССР, еще раз вспомнить одного из ее основателей -  Владимира Павловича Бармина.