ХY. Художники. Главы 64 - 65

Павлова Вера Калиновна
        Продолжение
                Раздел пятнадцатый

                Глава    64
                ЛЮБАНСКАЯ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ
                В поселке Любань живут и творят еще два замечательных художника: Цибизова Лилия Павловна  и Пантелеев Владимир  Павлович.
         Лилия  Павловна  и  Владимир  Павлович – художники,  чьё  творчество  втечение  уже  более  20  лет  вносит  большой  вклад  в  художественно-эстетическую  жизнь  Тосненского  района,  Ленинградской  области, других  регионов  России. Интересен  творческий  дуэт  общностью  школы живописи,  эстетических  взглядов,  несмотря  на  иногда  кажущуюся  контрастность  тематики  и  образный  строй  их  картин. 
         Пантелеев  Владимир  Павлович,  член  Союза  художников  России,  окончил  Академию  художеств  имени  И.Е. Репина  в  г.  Санкт-Петербурге.  Он  глубоко  воспринял  и  унаследовал  в  своём  творчестве  классическую  школу  живописи. В  какой-то  части  он  явился  профессиональным  наставником  и  советчиком  своей  спутницы  по  жизни  и  коллеги по  кисти  Цибизовой  Лилии  Павловны,  как  иногда  отмечала  Лилия  Павловна  на  их   совместных  выставках.   
         Коллекция  выполненных работ  Цибизовой  Л.П.  содержит  уже  более  двух  с  половиной  тысяч  больших  и  малых картин,  а  в  архиве  всего  лишь пятая  часть. Немало  работ  художниками  преподнесены  в  дар  в  честь  юбилеев,  торжественных  мероприятий,  праздников  многим  предприятиям,  учреждениям  и  заслуженным,  известным  и  выдающимся  людям    в  Тосненском  районе,  в  правительстве  Ленинградской  области, в  г.  Санкт-Петербурге. 
         Наверно,  не  найти  учреждения  в  районе,  где  бы  отсутствовали  работы  художников.    
         Кроме  таланта  художника,  Лилия  Павловна  пишет  замечательные  стихи.  Недавно  вышел  её  сборник  лирических  стихов  под  названием   «Лето»,  которые  полны  поэтического  изящества,  тонкой  эмоциональности,  окрашенной  то  в  светлые,  яркие,  то  с  налётом  лёгкой  грусти  тона.
         Имея  множество  картин  от  миниатюр до  больших  полотен,  Владимир  Павлович  очень  скромен.  В  работе  над  своими  картинами  самоуглублён,  самокритичен, обуреваем  одной  целью -  передать правдиво,  ярко  и  доходчиво  происходящее  в  природе,  в  посёлке, в  городе,  который  он  пишет.

www.rus-paint.spb.ru
…       Каждый  изгиб  дерева,  ветви,  очертание  скалы,  камня,  волны, омывающей  его,  небеса, – всё имеет  свой  неповторимый  цвет,   характер,  настроение.  Какой  же  труд  в  основу  этого  претворения  положен!  Постоянный,  иногда  мучительный  поиск  оттенка,  мазка,  образа.  Кропотливая,  порой  изнурительная  работа!
        Художники  Л. Цибизова  и  В. Пантелеев,  одержимые  идеей  творческого  созидания,  посвящают  своему  многотрудному искусству  и  праздники,  и  выходные,  так  как  профессия,  как  и  содержание  семьи, требует  немалых  экономических  затрат:  кисти, краски,  холст,   бумага,  рамки.   Совсем  недёшевы    организация  и  проведение  выставок,  которые  во  множестве  прошли  и  проходят  в  городах  Тосно,   Выборг,   Сосновый  Бор,   Гатчина,    Тихвин,  в   Джамбуле  (Казахстан),  дважды - в  Стокгольме  (Швеция),  Одесса,  Санкт-Петербург  - Манеж,  зал  Союза художников.  Это  кроме постоянного  участия художников   в  различных  выставках. 
        Такие  художники  как  Пантелеев  В.,  Цибизова  Л.,  конечно  же,  как  и  вся  Российская художественная  традиция в  прошлые  века,  нуждаются  в  поддержке  государства,  спонсорстве  предприятий,  людей,  способных  его  оказать.  Меценатство  -ещё  одна  замечательная  Российская  традиция,  поддерживавшая  и  помогавшая  выжить  культуре  России,  выдающимся  её  представителям  в разные  исторические  времена.
        Лилия  Цибизова рисует цветы в технике монотипии, пейзажи. У  неё, в основном, небольшие, камерные  и  средние по габаритам полотна.
        Иногда картина представляет собой общее цветовое пятно, дополняемое впечатлением и воображением  художника от свежей охапки полевых цветов, а иногда очень мелко выписанные детали бутонов, лепестков, маленьких цветов, изящных и ярких, и не очень…Собранные в букеты, букетики, они поражают своей естественностью, простотой и внутренней  гармонией.
        Её работы: это нерассказанные цветочные сюжеты: то торжественная ода роскошным тюльпанам, то лирическая песня ромашек и васильков, то задушевный розовый романс.. А как великолепны в своем многообразии лилии и как скромны лютики и колокольчики. Под каждым букетиком вазы, вазочки, вазончики, дополняющие своими конфигурацией, цветом и степенью прозрачности характер  маленькой цветочной симфонии.
        Пантелеев Владимир  Павлович,  два  года  работавший  в  Любанской  ДШИ  преподавателем  художественного отделения, работает  в  технике масляной  живописи.  Ему подвластны и замечательные маленькие пейзажные акварели, и  масштабная  живопись, и графика. Основная тематика его картин - горы, суровые, аскетичные, по-разному производящие впечатление на художника, в зависимости от географической широты, времени суток и  настроения в природе.
         Его картины - это, прежде всего, масштаб.  Горы в окружении неба, воды, растительности, снега в ущельях и расщелинах  скал–   такие,  как они виделись ему и в горах Казахстана,  и в предгорьях Алтая, и в Карелии, где бродя нехожеными тропами, он искал и находил сюжеты своих будущих живописных поэм, порой много раз обходя и осматривая одну и ту же долину, склон под разным углом зрения, запоминая цвет и состояние камня, воды и травы и в свежие  утренние часы, и в полуденные часы, когда палящее солнце находится почти в зените, и в тихие вечерние часы, когда природа отдыхает.
         На Севере бледнее свет и более суровый цвет гор, с преобладанием отраженного в них холодного бирюзового тона небес.  А как холодна и прозрачна карельская вода на картинах Владимира Павловича. Буро-коричневые скалы и красно-коричневые стволы сосен, изгибаясь под  северными  ветрами, вносят в общее суровое настроение теплое, живое начало.
         Есть у Владимира Павловича и зарисовки пейзажного российского быта: вот покосившаяся банька среди зелени и мостик через ручей,  а там вокзальная сюита: старая деревянная Любань, за домами - железнодорожная платформа, а над ними из-за зелени угадывается верхняя часть силуэта Любанского вокзала…
        Очередная большая выставка Лилии Цибизовой и Владимира Пантелеева состоялась в Доме Союза художников в г. Санкт-Петербурге в январе-феврале  1995 года.
Лилия и Владимир были на выставке  Калинина Д.С. в г. Тосно и пригласили нас и наш концерт на закрытие их выставки в Санкт-Петербурге одиннадцатого февраля 1995 года.      Сообразуясь с общим характером и настроением живописных работ художников и нашими возможностями, мы составили такую программу:
1.Гурилев, стихи Огарева,  «Внутренняя музыка»,
2.Шишкин, стихи Граве,     «Ночь светла», исполнители: Павлова В.К. –  вокал, 
        партия фортепиано – Гинкель Е.А.
3.Римский-Корсаков, «Песня индийского гостя»,
4.Глюк, «Гавот» из балета «Дон – Жуан», исполнители: Егор Егоркин – флейта, 
        учащийся  класса преподавателя Ушакова В.А. Тосненской ДШИ, Полина Чернышова –
        партия фортепиано, третий класс преподавателя Чернышова Б.Н. Любанской ДШИ.
5.Вилла-Лобос,  Прелюдия № 1,
6.Ларичев,  Вариации на тему русской народной песни «Ивушка», исполняет Свинцов 
        Миша - учащийся 6 класса гитары преподавателя Свинцова В.П.
7.И.С. Бах, Органная прелюдия ре-минор,
8.Пиццигони, Вальс-Мюзет «Свет и тени», исполняет    Николаева Алла, учащаяся 6 
        класса аккордеона преподавателя  Степанченко Л.М.
9.Бизе, Антракт к опере «Кармен»,
10Прокофьев, Танец Антильских девушек, исполнители: Баранов А.А. – флейта, партия 
        фортепиано – Чернышов Б.Н.
11.Чайковский П.И, «Осенняя песня»,
12.Йозеф Гайдн, «Венгерское рондо», исполняет учащаяся 3
        класса фортепиано Чернышова Полина, преподаватель    Чернышов Б.Н.
13. Алябьев, текст  Бистрома, «Я вижу образ твой»,


                Глава  65


14.Спиро, стихи Апухтина, «Ночи безумные», исполнители:      
             Павлова В.К. – вокал, партия фортепиано – Гинкель Е.А.

15.Вокально-инструментальный ансамбль педагогов: Баранов А.А. – флейта, Лаенко С.В. –   
         скрипка, Гинкель Е.А. – фортепиано, вокальный  дуэт: Павлова В.К. – Гинкель   
   Е.А.Старинный  русский  романс  «Белой акации гроздья душистые»,
16.Старинный русский  романс  «Луны волшебной полосы».
         Инструментальные и вокальные номера мы постарались взять спокойного, элегического характера, с мелодией на широком дыхании, которые удивительно сочетались с картинами в зале. Казалось, звучали сами холсты, воздух в них, пела вся заложенная в них перспектива.
         Хотелось бесконечно внимать волшебным звукам и вдыхать напоённые мелодией аромат цветов и свежесть гор. В зале царило настроение  особой одухотворенности,  тишины. Как слушала концерт публика!
Было абсолютное духовное единение исполнителей и слушателей. В созданной художниками атмосфере творчества звуки  завораживали, увлекали. Всё становилось невесомым, лишенным материи: только животворящий дух, созерцание и разлитые во всем  умиротворение  и  покой.
         Концерт вел Лаенко С.В..  Он  был  артистичен  и сейчас, и
когда проводил лекции-концерты, и как скрипач в инструментальном  ансамбле, и как участник вокального ансамбля педагогов.
Казалось бы, невелики у нас творческие и исполнительские силы, но сочетание многих сторон Искусства, большое желание, неподдельная искренность выражения и настоящий талант художников способны творить чудеса.               

          На выставке присутствовали представители Союза художников г. Санкт-Петербурга, администрации муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области»,  заведующий отделом культуры Селянинов Николай Никитич, посетители. Затем был дан короткий вдохновенный фуршет: многочисленные пожелания и поздравления в адрес художников. Событие всем очень понравилось, и было выражено намерение  и впредь проводить выставки с концертным сопровождением.

          В  феврале  1995 года в  ДШИ  из далёкого  Сахалина  прибыла  Жузлова  Ольга  Николаевна,  преподаватель  фортепиано.  Администрация  ДШИ,  несмотря  на  разгар  учебного  года,  обеспечила  вновь прибывшего педагога  необходимой  педагогической  нагрузкой,  надеясь  на  появление  в  школе  ещё  одной  творческой  личности.
Небольшой  педагогический  стаж  Ольга  Николаевна  компенсировала  заинтересованным  отношением  к  развернувшейся  многогранной  деятельности  ДШИ.  Однако,  последовательное  рождение  двух  дочерей  в  семье  и  желание  продолжить  учёбу в  университете  им.  Герцена  почти до  2003  года  надолго  прерывали  её  стремление  активно  участвовать  в  профессиональной  и  концертной  жизни  школы.
          В апреле 2003 года  Жузлова  О.Н.  стала  директором  Любанской  ДШИ.  У  Ольги  Николаевны  появилось  широкое  поле  для  применения своих нерастраченных  сил и  способностей.  Преподаватели ДШИ,  родители,  учащиеся,  детские  учреждения  и  население  города  Любани  ждут  от  руководства   ДШИ  творческих  и  ответственных  решений  и  дел.

www.rus-paint.spb.ru


               На фото выставка работ учащихся художественного отделения.
                преподаватель  Лёвкин А.А.               


                Продолжение следует