О голосе

Ольга Косарева
                О ГОЛОСЕ

    Сейчас довольно часто нам рассказывают о языке жестов – по телевидению, в книгах. Учат, какими жестами нужно пользоваться политикам, как распознать искренность или закрытость собеседника, какой должна быть жестикуляция при беседе с детьми. О «языке голоса» почти не говорят, хотя эта область знаний является не менее важной, а, возможно, и превалирующей.

    В голосе носителями информации являются не только произносимые слова, но и окрашивающие их интонация и тембр. Профессиональные актеры занимаются постановкой голоса серьезно и долго. Работают над артикуляцией, чтобы добиться четкой дикции и полетности звука – ведь речь актера должна быть слышна и понятна во всех уголках зала. Для лепки образа учатся интонационной выразительности, играют тембром – то добавят повизгивания, то хрипотцы, волнующего вибрато, теплоты или жесткости. Без голосового «оформления» образ блекнет, как ни двигайся, ни жестикулируй.

    Голос не только передает сущность человека, но и воздействует на духовное развитие личности. Попробуем разобраться в этом хоть чуть-чуть, чтобы задуматься о том, как мы говорим, можно ли изменить нашу манеру произношения и нужно ли нам это.

    Начнем с артикуляции. Присмотритесь, как у разных людей при разговоре двигаются губы. Одни говорят почти не разжимая губ, другие артикулируют достаточно выразительно. Чем сдержаннее артикуляция, тем беднее окраска звука. Певцы превращают ротовую полость, являющуюся основным резонатором, в «концертный рояль». Они учатся делать из верхнего неба «купол», максимально расширяя внутренний объем ротовой полости. И звук становится более объемным, громким. Четкое, активное движение губами способствует изменению расположения мышц рта, от чего звук приобретает разнообразные краски-обертоны (т. е. призвуки).

   Каждая гласная окрашивается по-разному. Чем активнее движение, тем ярче выявится индивидуальность каждого произносимого звука. Стисните зубы во время разговора – энергия произношения согласных исчезнет, тембральные краски гласных сотрутся, «посереют».

   Какой голос приятнее для слуха – обесцвеченный или тембрально богатый? При первом знакомстве «бездушный» голос и почти не двигающиеся губы вызывают недоверие, неприятие. Создается впечатление, что перед вами скрытный, неискренний человек. Тембрально богатый голос завораживает, располагает к себе.

   Если вы любите поэзию, то понимаете, что читать стихи «мертвым» голосом невозможно. Поэты мастера играть гласными и согласными. Многие видят даже цвет звуков. К примеру – Есенин. Его «красные» стихи:

                ВыткАлся нА озере Алый цвет зАри.
                НА бору со звонАми плАчут глухАри.

   Или «зеленое» стихотворение:

                ЗелЕная причЕска,
                ДевичЕская грудь,
                О, тонкая бЕрЕзка,
                Что заглядЕлась в пруд?

   Попробуйте «поиграть» голосом, произнести одну и ту же фразу в разной окраске и артикуляции. Посмотрите в зеркало, чтобы ваши упражнения не привели к комичной или угрожающей мимике, иначе загубите свой опыт «на корню». Чуть приподнятые брови сделают ваш взгляд более открытым, полуулыбка губ покажет вашу расположенность, плавное движение рук, направленные в сторону собеседника пальцы и ладони добавят открытости. И голос зазвучит по-другому, т. к. все мышцы тела связаны воедино. Мимика и жесты повлияют на тембр голоса. Попытайтесь по-разному окрашивать отдельные гласные, например «о», при котором ротовая полость хорошо открыта и дает возможность менять краски (что довольно трудно сделать, произнося гласный «и»).

   Зачем это надо – спросите вы. То, что развитая тембральная палитра помогает общению, мы уже упоминали. Игра тембром научит вас по-другому относится к родному языку, откроет его богатство, сделает ваши ощущения более глубокими и чуткими, одухотворит вашу речь. Не мало, не правда ли?

    Поговорим о высоте звучания. Конечно, природу не изменишь: есть голоса высокие – сопрано, тенор, есть низкие – альт, бас. Но любой человек может, в какой-то степени, повышать или понижать собственный голос. Попробуйте говорить быстро – голос повысится, замедлите темп – понизится. Ученые считают, что мужчина перестает слышать женщину, когда она начинает говорить высоко и быстро – он отключается (а уж если дама визжит... – полный аут для взаимопонимания).

     С начальником лучше разговаривать небыстро, понижая тембр. Это даст положительный результат. Почему? Высокий регистр и быстрота произношения требуют большего напряжения голосового аппарата, в результате чего тембральная краска стирается. Такой голос не успокаивает, а раздражает, включается защитная реакция. Спокойное звучание в низком регистре, богатом обертонами, заставляет прислушиваться, подчиняет, ласкает.

    Представьте себе двух девушек: одна -  красавица, другая – так себе. Красавица вдруг заговорила высоким, резким, визгливым голосом, и ....... утратила половину своего шарма. Невидная, оказалось, обладает глубоким, обволакивающим тембром голоса и.......... вы переключаете внимание на нее.

    Голосом можно не только привлекать, но и лечить. Не столько словами, сколько интонацией, тембром. На них даже звери реагируют.

    Обратимся к такому качеству речи, как громкость. Очень важный фактор. Не зря говорят – от громкого говора «заложило уши». Это образное выражение хорошо передает психологию реакции – «глухота», неприятие, отключение. Громкая речь не только несет в себе агрессивное начало. Она становится барьером для умственного развития человека. Крик создает стрессовую ситуацию для голосового аппарата. Голосовые связки – это крохотные мышцы, чрезвычайно наполненные нервными окончаниями, и поэтому легко поддающиеся травмам. Организм, как может, защищает их – не дает возможности долго кричать.

    Давайте проведем опыт – попробуем громко, почти срываясь на крик, произнести, к примеру, такую фразу: «Медленно река катила свои воды; отраженное солнце растекалось искрящимся потоком по водной глади; низко склонили свои кружевные косы белоствольные березы; с легким плеском выпрыгивали из глубины серебристые рыбки». Ну, как? Прокричали? Получилось? Смешно? А что же можно произнести на повышенных тонах? Правильно – ругательство. Физиология работает – хочешь кричать, сворачивай свою речь до коротких смачных выражений. Лирика требует тишины, покоя, красоты звучания. Эти характеристики для напряженного голоса не подходят. Вот и получается, что чем громче и напряженнее мы говорим, тем короче становятся предложения. Наша речь отражает наше развитие. Чем богаче словарный запас, тем богаче наш внутренний мир. Убогость языка есть отражение убогого мышления. Если мы часто повышаем голос, то, соответственно, все короче и короче становятся фразы, запас слов уменьшается. Разум наш сжимается, разнообразие, тонкость, поэтичность уходят. Вот такая вырисовывается картинка.

    Берегите и развивайте свой голос!